КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конспект лекции. Тема 1. Роль и место управления персоналом на современном этапе
Тема 1. Роль и место управления персоналом на современном этапе Введение Целью преподавания дисциплины «Управление персоналом на предприятии туризма, гостиничного хозяйства» является овладение студентами основными понятиями, принципами, моделями и методами управления персоналом и кадровой политикой фирмы, позволяющими оценить деятельность субъекта хозяйствования (фирмы, предприятия), разработать стратегию и тактику этой деятельности. Задачами дисциплины являются: формирование у студентов знаний по методико-методологическим основам и инструментам принятия решений в сфере кадрового менеджмента в туристском и гостиничном бизнесе; формирование практических навыков количественного и качественного анализа и принятия решений в указанной сфере бизнеса. Основные задачи дисциплины ориентированы на изучение управления человеческими ресурсами, потоками документации, мотивацией кадрового потенциала в условиях рынка. Дисциплина «Управление персоналом на предприятии туризма, гостиничного хозяйства» относится к циклу дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента. В методологическом и методическом отношении дисциплина основывается на базовых знаниях следующих дисциплин: «Философия», «Социология», «Психология и педагогика», «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика предприятия». В процессе изучения предмета у студентов должны быть сформированы знания о принципах, методах (инструментах) и функциях управления персоналом как способах эффективного управления в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях рынка. Студенты должны уметь, изучив дисциплину: анализировать проблемные ситуации и разрабатывать предложения по их разрешению; обоснованно принимать решения по управлению квалификационным потенциалом сотрудников, уметь формировать команды управления предприятием и создавать психологический климат конструктивных взаимоотношений в рамках системы персонал-персонал, персонал-клиент. Аннотация В данной теме рассматриваются основные понятия курса управления персоналом, исторические вехи развития понятия «управление человеком», особенности современного периода и проблемы на сегодняшнем рынке труда. Роль управления персоналом (человеческими ресурсами) Управление персоналом есть управление человеком в организации (а не в процессе деятельности), направлено на обеспечение условий для эффективного и наиболее полного использования его интеллектуальных и физических возможностей, укрепление трудовых отношений, изменение мотивации и получение от работников максимальной отдачи. На предприятиях туризма управление персоналом является частью общей системы управления, его основы разрабатываются специально для отдельных групп работников. В настоящее время управление персоналом стало решающим фактором конкурентоспособности преприятия, что во многом достигается за счет: · проведения активной кадровой политики; · приобретения кадровыми службами стратегической роли и перехода от выполнения ими фрагментарных функций к системной деятельности; · интеграции планирования человеческих ресурсов в корпоративное планирование; · акцента на управлении изменениями и инвестициями в человеческий капитал. Концепция управления персоналом (человеческими ресурсами) представляет собой систему теоретических взглядов на сущность, содержание, цели, задачи, критерии, принципы, методы соответствующей деятельности и организационно-практические подходы к формированию механизма ее осуществления. В последние годы в сфере управления персоналом появился стратегический уровень и стала, складываться его четкая система, ориентированная на развитие человеческого капитала, которую можно разделить на следующие основные подсистемы: · формирование и развитие персонала; · предприятие и обеспечение процесса управления (кадровое, техническое, информационное, правовое, финансовое, методическое, социально-психологическое и т. п.). Принципами формирования системы управления персоналом считаются: · соответствие целям организации и задачам управления ею; · простота и практичность; · экономичность (снижение доли затрат на управление персоналом в себестоимости продукции и услуг); · прогрессивность (построение на научной основе); · перспективность (возможность дальнейшего развития); · комплексность (взаимосвязь всех автономных элементов); · информационная открытость и проч. Решение практических задач управления персоналом (человеческими ресурсами) связано также с воздействием с помощью экономических, организационных и социальных рычагов: · на условия жизни и деятельности индивидов и социальных групп; · межличностные отношения; · процесс развития субъекта и формирования личности. При этом решаются следующие основные задачи: · анализ и нормирование трудовых процессов; · планирование потребности в персонале; · осуществление внешнего и внутреннего маркетинга персонала; · совершенствование форм и методов его подбора, расстановки, оценки, продвижения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации; · улучшение структуры кадров за счет высококвалифицированных специалистов во всех звеньях производства и управления; · обеспечение деятельности по управлению персоналом необходимыми материальными, финансовыми средствами, управление расходами на персонал; · осуществление научной организации рабочих мест, рационализации процессов производства и управления, трудовых графиков для повышения качества трудовой жизни; · формирование трудовых коллективов с учетом психологической и социально-психологической совместимости участников, обучение работе в команде; · обеспечение условий необходимого трудового поведения персонала (группового и индивидуального) и эффективного руководства им; · планирование карьеры и содействие в должностном росте; · улучшение материальных, организационных, социально-психологических условий деятельности людей, повышающих их удовлетворенность трудом, снижающих текучесть кадров; · совместное с администрацией разрешение конфликтов; · совершенствование системы мотивации; · формирование ценностей и установок на постоянное самосовершенствование, преодоление сопротивления инновациям и изменениям; · укрепление трудовой и технологической дисциплины; · развитие системы повышения профессиональной квалификации, создание необходимых условий для реализации потенциала знаний, опыта и способностей специалистов и руководителей, всего персонала; · предприятие кадрового делопроизводства; · создание нормативов для оценки деятельности, проведение аттестаций персонала; · правовое регулирование трудовых отношений; · налаживание социального партнерства; · формирование и поддержание организационной культуры, традиций и благоприятного имиджа фирмы, укрепление преданности ей; · обеспечение кадровой информацией; · оказание помощи в решении личных проблем и проч. Система и практические методы управления персоналом (человеческими ресурсами) должны периодически обновляться в соответствии с изменением внутренней и внешней среды организации. Показателями эффективности и качества системы управления персоналом можно считать: · степень достижения целей организации; · минимизацию доли затрат на персонал при их абсолютном росте; · рост общей экономической эффективности; · неукоснительное соблюдение заданных параметров производственного процесса, точность, оперативность решения проблем; · благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |