Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекции. Тема 1. Роль и место управления персоналом на современном этапе




Тема 1. Роль и место управления персоналом на современном этапе

Введение

Целью преподавания дисциплины «Управление персоналом на предприятии туризма, гостиничного хозяйства» является овладение студентами основными понятиями, принципами, моделями и методами управления персоналом и кадровой политикой фирмы, позволяющими оценить деятельность субъекта хозяйствования (фирмы, предприятия), разработать стратегию и тактику этой деятельности.

Задачами дисциплины являются: формирование у студентов знаний по методико-методологическим основам и инструментам принятия решений в сфере кадрового менеджмента в туристском и гостиничном бизнесе; формирование практических навыков количественного и качественного анализа и принятия решений в указанной сфере бизнеса. Основные задачи дисциплины ориентированы на изучение управления человеческими ресурсами, потоками документации, мотивацией кадрового потенциала в условиях рынка.

Дисциплина «Управление персоналом на предприятии туризма, гостиничного хозяйства» относится к циклу дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента.

В методологическом и методическом отношении дисциплина основывается на базовых знаниях следующих дисциплин: «Философия», «Социология», «Психология и педагогика», «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика предприятия».

В процессе изучения предмета у студентов должны быть сформированы знания о принципах, методах (инструментах) и функциях управления персоналом как способах эффективного управления в сфере туризма и гостиничного хозяйства в условиях рынка. Студенты должны уметь, изучив дисциплину: анализировать проблемные ситуации и разрабатывать предложения по их разрешению; обоснованно принимать решения по управлению квалификационным потенциалом сотрудников, уметь формировать команды управления предприятием и создавать психологический климат конструктивных взаимоотношений в рамках системы персонал-персонал, персонал-клиент.


Аннотация

В данной теме рассматриваются основные понятия курса управления персоналом, исторические вехи развития понятия «управление человеком», особенности современного периода и проблемы на сегодняшнем рынке труда.

Роль управления персоналом (человеческими ресурсами)

Управление персоналом есть управление человеком в организации (а не в процессе деятельности), направлено на обеспечение условий для эффективного и наиболее полного использования его интеллектуальных и физических возможностей, укрепление трудовых отношений, изменение мотивации и получение от работников максимальной отдачи.

На предприятиях туризма управление персоналом является частью общей системы управления, его основы разрабатываются специально для отдельных групп работников.

В настоящее время управление персоналом стало решающим фактором конкурентоспособности преприятия, что во многом достигается за счет:

· проведения активной кадровой политики;

· приобретения кадровыми службами стратегической роли и перехода от выполнения ими фрагментарных функций к системной деятельности;

· интеграции планирования человеческих ресурсов в корпоративное планирование;

· акцента на управлении изменениями и инвестициями в человеческий капитал.

Концепция управления персоналом (человеческими ресурсами) представляет собой систему теоретических взглядов на сущность, содержание, цели, задачи, критерии, принципы, методы соответствующей деятельности и организационно-практические подходы к формированию механизма ее осуществления.

В последние годы в сфере управления персоналом появился стратегический уровень и стала, складываться его четкая система, ориентированная на развитие человеческого капитала, которую можно разделить на следующие основные подсистемы:

· формирование и развитие персонала;

· предприятие и обеспечение процесса управления (кадровое, техническое, информационное, правовое, финансовое, методическое, социально-психологическое и т. п.).

Принципами формирования системы управления персоналом считаются:

· соответствие целям организации и задачам управления ею;

· простота и практичность;

· экономичность (снижение доли затрат на управление персоналом в себестоимости продукции и услуг);

· прогрессивность (построение на научной основе);

· перспективность (возможность дальнейшего развития);

· комплексность (взаимосвязь всех автономных элементов);

· информационная открытость и проч.

Решение практических задач управления персоналом (человеческими ресурсами) связано также с воздействием с помощью экономических, организационных и социальных рычагов:

· на условия жизни и деятельности индивидов и социальных групп;

· межличностные отношения;

· процесс развития субъекта и формирования личности.

При этом решаются следующие основные задачи:

· анализ и нормирование трудовых процессов;

· планирование потребности в персонале;

· осуществление внешнего и внутреннего маркетинга персонала;

· совершенствование форм и методов его подбора, расстановки, оценки, продвижения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

· улучшение структуры кадров за счет высококвалифицированных специалистов во всех звеньях производства и управления;

· обеспечение деятельности по управлению персоналом необходимыми материальными, финансовыми средствами, управление расходами на персонал;

· осуществление научной организации рабочих мест, рационализации процессов производства и управления, трудовых графиков для повышения качества трудовой жизни;

· формирование трудовых коллективов с учетом психологической и социально-психологической совместимости участников, обучение работе в команде;

· обеспечение условий необходимого трудового поведения персонала (группового и индивидуального) и эффективного руководства им;

· планирование карьеры и содействие в должностном росте;

· улучшение материальных, организационных, социально-психологических условий деятельности людей, повышающих их удовлетворенность трудом, снижающих текучесть кадров;

· совместное с администрацией разрешение конфликтов;

· совершенствование системы мотивации;

· формирование ценностей и установок на постоянное самосовершенствование, преодоление сопротивления инновациям и изменениям;

· укрепление трудовой и технологической дисциплины;

· развитие системы повышения профессиональной квалификации, создание необходимых условий для реализации потенциала знаний, опыта и способностей специалистов и руководителей, всего персонала;

· предприятие кадрового делопроизводства;

· создание нормативов для оценки деятельности, проведение аттестаций персонала;

· правовое регулирование трудовых отношений;

· налаживание социального партнерства;

· формирование и поддержание организационной культуры, традиций и благоприятного имиджа фирмы, укрепление преданности ей;

· обеспечение кадровой информацией;

· оказание помощи в решении личных проблем и проч.

Система и практические методы управления персоналом (человеческими ресурсами) должны периодически обновляться в соответствии с изменением внутренней и внешней среды организации.

Показателями эффективности и качества системы управления персоналом можно считать:

· степень достижения целей организации;

· минимизацию доли затрат на персонал при их абсолютном росте;

· рост общей экономической эффективности;

· неукоснительное соблюдение заданных параметров производственного про­цесса, точность, оперативность решения проблем;

· благоприятный морально-психологический климат в коллективе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.