КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и виды аттестации работников
Конспект лекции Тема 7. Аттестация персонала. Оценка труда Аннотация В данной теме раскрывается сущность оценки труда работников и влияние аттестации на эффективность труда работника. Аттестация персонала предприятия (подразделения) - наиболее сложное звено кадровой работы. Она представляет собой специальные (непрерывные, разовые или периодически проводимые) формализованные мероприятия, в рамках которых оценивается сам работник, его труд и результат деятельности. Аттестационная оценка аккумулирует результаты работы конкретных сотрудников за определенный период. Аттестационная оценка персонала является основой множества управленческих действий: внутренних перемещений, увольнений, зачисления в резерв на более высокую должность, материального и морального поощрения, применения санкций, переподготовки и повышения квалификации, контроля, совершенствования организации, приемов и методов управленческого труда, оптимизации структуры и численности аппарата. С системой аттестационной оценки персонала связаны три группы проблем: · что оценивается (результаты, поведение, успехи); · как оценивается (процедуры); · с помощью чего оценивается (методы). Кадровые службы разрабатывают общие принципы оценки персонала, позволяющие решить проблему выбора существенных и несущественных качеств. Алгоритм оценки предполагает: · выявление достижений и проблем работников в истекшем периоде; · определение их сильных и слабых сторон, а также качеств (знаний, навыков способностей, типа поведения и проч.), влияющих на выполнение служебных обязанностей; · выдачу рекомендаций о преодолении имеющихся расхождений, способах поощрения (наказания), должностных перемещениях, повышении квалификации и развитии. Задачи оценки могут быть явными и неявными. Явные задачи оценки: · установление в официальном порядке пригодности данного сотрудника к выполнению той или иной работы; · определение его места в организационной структуре, уточнение служебных обязанностей и взаимосвязей; · контроль над успешностью выполнения поставленной задачи; · поиск имеющихся резервов повышения эффективности труда; · выявление недостатков и потенциальных возможностей работников, его ценностей и ожиданий; · конкретизация вознаграждения; · планирование должностных перемещений и карьеры сотрудников; · получение необходимой информации о персонале и проведение его диагностики; · внедрение новых моделей стимулирования; · создание благоприятных условий для развития персонала, повышение квалификации и профессионального обучения, творчества; · совершенствование структуры аппарата, организации труда, культуры управления и кадровой политики; · определение стандартов деятельности и критериев оценки (на подготовительном этапе); · выявление «болевых точек»; · определение ценности сотрудников не только для подразделения/группы, но и для предприятия в целом; · обоснованное принятие управленческих решений, особенно связанных со стратегическими задачами организации и процессом внедрения изменений; Неявные задачи оценки: · выполнение требования вышестоящего руководства; · придание веса принятым прежде кадровым решениям; · знакомство руководителя с сотрудниками; · разрушение круговой поруки, существующей в коллективе; · активизация работы; · возложение формальной ответственности за расстановку кадров на аттестационную комиссию и проч. При подготовке к аттестации необходимо определить: · какие результаты надо получить; · существуют ли необходимые стандарты; · какие документы регламентируют деятельность работников; · какими ресурсами располагает предприятие для ее проведения. У каждого человека есть психологическая потребность в положительной оценке своей деятельности со стороны руководства, коллектива, потребителей. Общая положительная оценка людей улучшает их результативность в 70-90% случаев, но способствует формированию завышенного их самомнения; общая, же отрицательная оценка порождает неуверенность в себе. Принципами аттестационной оценки являются: · Объективность; · справедливость; · гласность; · научность; · систематичность; · всесторонность. В зависимости от реальной обстановки к ней возможны три подхода: · Ориентация на положительную оценку. · Ориентация на отрицательную оценку · Сбалансированная ориентация бывает преимущественно положительной или преимущественно отрицательной. Аттестационная оценка бывает официальной (отражается в письменном документе юридического характера) неофициальной (совокупность личных впечатлений, высказываемых окружающими, прежде всего руководителем), помогающей официальной. Выделяют следующие виды официальной оценки: · Итоговую; · промежуточную; · специальную. При итоговой оценке дается полная и разносторонняя характеристика трудовой деятельности и морального облика работника за весь период(3-5 лет). Промежуточная оценка осуществляется (в США - с 1980-х гг.) непосредственным руководителем с учетом результатов предыдущей. В крупных западных фирмах для менеджеров и специалистов она проводится раз в год; для других категорий (новичков, лиц, включенных в резерв) - гораздо чаще (для рабочих и младших служащих раз в 6 мес.). Специальная оценка в связи с особыми обстоятельствами, например направлением на учебу, утверждением в новой должности, проводится перед принятием соответствующего решения. Наряду с аттестационной оценкой в практике управления персоналом может иметь место самооценка путем письменных ответов, аттестуемых на вопросы специальных анкет (бывает периодичной, по потребности, непрерывной). Это позволяет узнать, какие требования они сами предъявляют к себе и как собираются улучшать свою деятельность. Источниками информации о себе могут служить: · мнение окружающих; · собственная биография, ключевые жизненные события; · специальные анкеты. Анкета для самооценки может выглядеть следующим образом: · ключевые области деятельности или выполняемые задания; · отношение к работе (что нравится и не нравится) и оценка ее; · оценка эффективности выполнения служебных обязанностей (в том числе в отдельных сферах); · определение причин успехов или трудностей; · предложения об улучшении ситуации; · планирование карьеры. Результаты самооценки обсуждаются с коллегами и руководителями. Однако самооценка весьма субъективна (завышена или занижена),поэтому должна обсуждаться в коллективе или с руководителем, а работник - иметь возможность высказать свое мнение по любому вопросу. Оценка (самооценка) персонала организации (подразделения) должна иметь четко сформулированные, реальные цели, исходить из временных и финансовых ресурсов, приниматься всеми сотрудниками. Объектом аттестации могут быть также отдельные подразделения (прежде всего управленческие) и рабочие места. Основными ее задачами являются рационализация и улучшение условий труда, ликвидация неэффективных или излишних должностей.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |