Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика моделирования

Классификация моделей

Математическое моделирование как процесс.

Изоморфизм и гомоморфизм моделей

Понятие математической модели. Кибернетическое моделирование. Макро- и микроуровень

Тема 2 МОДЕЛЬ

 

Рассмотрим поведение организатора, который сталкивается с некоторой ситуацией. Ему известно о ней достаточно много; он на­блюдал за ней в течение нескольких лет и, выполняя предшествующие задания, приобрел достаточный опыт по аналогичным системам, порождающим аналогичные ситуации. В таких случаях мы говорим, что организатор обладает знаниями и опытом. Поэтому у него в го­лове возникает картина несколько иного рода — свое собственное понимание ситуации. Эта вторая картина гораздо более точно учи­тывает ситуацию, чем любое ее изображение на листе бумаги, одна­ко она, тем не менее, не без недостатков. Мы не в состоянии полу­чить достаточно многого с помощью только собственного мозга, так, чтобы можно было понять сущность и охватить с не­обходимой полнотой все детали взятой из реальной жизни ситуации любого характера и размера. Поэтому то понимание, которое су­ществует в голове организатора, может рассматриваться как взя­тая оттуда своеобразная модель ситуации. Его представление си­туации моделирует ситуацию и соответствует ей.

Эта модель вовсе не макет в натуральную величину; в дейст­вительности она совсем невидима для глаза. Это — идея. По этой причине ее удобно называть умозрительной моделью. Если имеет ме­сто полное соответствие между реальностью и умозрительной мо­делью, то организатор в состоянии проникнуть глубоко в ситуацию и решение, которое он принимает, обязательно окажется рациональ­ным, И наоборот, плохие и невыгодные решения возникают неиз­бежно в результате неправильного понимания принципов действия системы. Деятельность в процессе управления может рассматри­ваться как игра с неполной информацией.

Теперь целесообразно ввести понятие об отображении. Под отображением ученый понимает процесс, который имеет место при попытках поставить в соответствие одной картине другую, одному элементу — другой. Сам термин «отображение» выбран достаточ­но удачно, правда, строго говоря, он взят из математического жар­гона. Если ничему ставится в соответствие что-то, то отображе­ния нет. В то же время если отображение достаточно совершенно, то получаемую умозрительную модель считают изоморфной по от­ношению к окружающей действительности. (Слово «изоморфный» взято из греческого языка и означает «одинаковый по форме».)

Изоморфная модель может быть отображена в любом предме­те, если между моделью и предметом наблюдается полное поэле-

ментное соответствие. Мы уже предположили возможность игр с не­полной информацией и несовершенного отображения. В действи­тельности получается, что полные комплексы предметов и событий запечатлятся в модели, как одиночные сущности вместо сложного комплекса. Поэтому организатор может размышлять о части круп­ного предприятия (которое в действительности состоит из большого количества участков, причем руководство каждым из них в отдельно­сти может осуществляться неправильно и может быть осложнено), как о заводе А. Для того чтобы прийти к такому упрощенному понима­нию, организатор пользуется некоторыми количественными оценками, такими, например, как средний выход продукции. Он стремится не об­ращать внимания на отклонения от среднего выпуска продукции и на виды выпускаемых изделий. Конечно же, упрощения подобного рода, которые делает организатор, зависят от его роли в управлении.

Разновидность отображения, которая предполагает преобразо­вания типа «многое — в одном», мы будем в дальнейшем называть не изоморфным, а гомоморфным отображением. Хорошая модель всегда является гомоморфной. Гомоморфное отображение сохраняет опре­деленные структурные зависимости моделируемого предмета.

Стаффорд Бир

 

Процесс познания человеком окружающего мира в значительной ме­ре связан с созданием моделей, построенных по принципу аналогий с изу­чаемым объектами. Концепция модели использовалась людьми для выра­жения как реальных объектов (наскальная живопись, идолы), так и абст­рактных понятий (системы дифференциальных уравнений). Мир моделей беспредельно обширен и разнообразен. Многочисленны определения мо­дели, используемые различными исследователями. Достаточно общим, но содержательным представляется следующее определение.

Модель — представление системы, объекта, понятия в некоторой форме, отличной от формы их реального существования.

В кибернетическом моделировании доминирующую роль играет сходство поведения и/или структуры оригинала и модели, различие в со­держании не играет определяющей роли, поскольку аналогичные зависи­мости между входами и выходами могут быть, по определению, реализо­ваны объектами различной природы.

Оценка адекватности пары «оригинал-модель» может быть осущест­влена с использованием понятий изоморфизма и гомоморфизма.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы описания систем | Понятие математической модели. Кибернетическое моделирование. Макро- и микроуровень
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.