Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие категории качества

Первым исследователем категории качества считается греческий фи­лософ Аристотель. Еще в IV в. до и. э. в своем труде «Метафизика» он дал определение качества: «Качеством, с одной стороны, называ­ется видовое отличие сущности, как, например, человек есть некото­рое качественно определенное животное, потому что это животное двуногое, а конь — четвероногое; и круг — некоторая качественно определенная фигура, ибо эта фигура без углов, так что качеством является относящееся к сущности видовое отличие».

Качество представляет собой сложную категорию, которую мож­но рассматривать с различных позиций: философской, социальной, технической, правовой, экономической.

С философских позиций

Категория качества означает существенную определенность объекта, в соответствии с которой он отличается от другого объ­екта. В свою очередь, определенность объекта формируется на основе отдельных свойств или их совокупности. Свойство при этом понимается как способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он может взаимодействовать

С социальных позиций

Категория качества означает отношение отдельных субъектов и/или всего общества к объекту. При этом качество может рассматриваться как категория, зависящая от уровня культуры, религиозных и демографических особенностей индивидуумов и общества в целом (например, восприятие потребителями модных тенденций в одежде)

С технических (инженерных) позиций

Категория качества определяется техническими закономерно­стями в образовании и проявлении физических, электромехани­ческих и других технических характеристик объектов одинаково­го назначения

С правовых позиций

Категория качества определяется как совокупность свойств объекта, отвечающая требованиям, установленным в нормативно-правовых документах

С экономических позиций

Категория качества рассматривается как результат удовлетворения потребностей

Можно выделить несколько периодов в развитии подходов к со­держанию понятия качества, ориентированных на рассмотрение этой категории с тех или иных позиций:

ü 1920-1950-е гг. — качество продукции понимается как соответ­ствие требованиям стандартов, а главными методами его дости­жения являются методы контроля (ориентация на технические и правовые аспекты);

ü 1950-1970-е гг. — качество продукции связывается с удовлетво­рением требований потребителей по соответствующим парамет­рам (ориентация на экономические и правовые аспекты);

ü 1970-1980-е гг. — качество трактуется как полное удовлетворе­ние потребителей не только с точки зрения повышения показателей качества, но и с точки зрения снижения стоимостных пара­метров (ориентация на экономические аспекты);

ü 1980-1990-е гг. — понятие качества включает не только полное удовлетворение потребностей, но и ориентацию на латентные (скрытые) требования потребителя, связанные с его ожиданиями и находящие воплощение в товарах рыночной новизны конкурен­тоспособного качества (ориентация па экономические и социаль­ные аспекты);

ü 1990-е гг. — настоящее время — понятие качества охватывает не только восприятие производителем (продавцом) удовлетворения требований потребителя, но и восприятие потребителями степе­ни выполнения их требований. В свою очередь, требование опре­деляется как потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным (ориентация на экономические и социальные аспекты).

Эти подходы нашли непосредственное отражение в определениях принятых в различных версиях международных стандартов (МС) ИСО серии 9000, которые формируют требования к системам ме­неджмента качества на предприятиях (в организациях). В соответ­ствии с МС ИСО 8602-94 было принято следующее определение качества: «Качество — совокупность характеристик объекта, относя­щихся к его способности удовлетворять установленные и предпола­гаемые потребности». В новой версии МС ИСО серии 9000:2005 ка­чество определяется как степень, с которой совокупность прису­щих характеристик соответствует требованиям. Требование, в свою очередь, трактуется как потребность или ожидание, которое установ­лено, обычно предполагается или является обязательным. Кроме то­го, отмечается, что термин «качество» может применяться с прилага­тельными «плохое», «хорошее» или «отличное».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Список терминов. 1. Дайте определение управлению качество | Качество как составляющий элемент конкурентоспособности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 11514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.