КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Адаптация персонала
Развитие персонала Тема 2.2. Управление развитием персонала организации
Развитие персонала - система взаимосвязанных действий, включающих выработку стратегии, прогнозирование и планирование потребности в персонале, управление карьерой и профессиональным ростом, организацию процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование организационной культуры. Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач. Обучение персонала - совокупность действий, разрабатываемых в рамках единой концепции обучения организации и ориентированных на систематическое обучение персонала. Обучение персонала реализуется в рамках программ развития персонала, а развитие персонала включает следующие компоненты: профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовка, ротация, делегирование полномочий, планирование карьеры. Цельразвития персонала - повышение трудового потенциала работников для решения личных задач и задач в области функционирования и развития организации. Основные принципы развития персонала: · целостность системы развития, преемственность видов и форм развития персонала; · опережающий характер развития персонала по отношению к развитию организации; · гибкость различных форм развития; · профессиональное и социальное стимулирование развития человеческих ресурсов; · учет возможностей организации. Факторы, влияющие на необходимость развития персонала: · конкуренция на различных рынках; · развитие информационных технологий; · комплексное решение вопросов управления человеческими ресурсами и стратегических задач на основе единой программы деятельности организации; · необходимость разработки стратегии и организационной культуры организации и др.
Адаптация (от позднелатинского «adaptio») — приспособление строения и функций организмов (и их групп) к условиям существования. В процессе жизнедеятельности человек адаптируется ко многим социальным средам: семье, учебным заведениям, новому месту жительства и т.д. Социальная адаптация - это процесс вживания индивида в социальную среду и превращения ее в его сферу деятельности, что предполагает следующие этапы: · внедрение в среду; · принятие и усвоение норм и ценностей этой среды; · активное отношение субъекта к этой среде с целью наиболее полного удовлетворения обоюдных интересов. Адаптация персонала – взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха. Под адаптацией понимается не только процесс, но и результат. Результатом адаптации к предприятию является состояние соответствия между производственной средой (среда адаптации) и работником (субъект адаптации). Но это соответствие никогда не бывает абсолютным, носит обратимый характер. Особенностью адаптации является непрерывность, с которой связаны понятия пределов, сроков и критериев адаптации. Целиадаптации: · уменьшение издержек, связанных с невысокой эффективностью работы; · снижение степени неопределенности у новых работников; · сокращение текучести кадров; · экономия времени руководителя и сотрудников; · формирование позитивного отношения к работе, удовлетворенности ею. Выделяют следующие формыадаптации: 1) Социальная адаптация – это процесс вживания индивида в социальную среду и превращение ее в сферу его деятельности, что предполагает следующие этапы: - внедрение в среду; - принятие и усвоение норм и ценностей этой среды; - активное отношение субъекта к этой среде с целью наиболее полного удовлетворения обоюдных интересов. 2) Производственная адаптация – включение работника в новую производственную среду, усвоение норм трудовой деятельности, установление и расширение взаимосвязей между работником и производственной средой. 3) Профессиональная адаптация - характеризуется дополнительным освоением возможностей, знаний и навыков, формированием профессиональных качеств. Профессиональная адаптация содержит как объективный (выполнение должностных обязанностей, норм выработки, квалификация работника, наличие специальных знаний и навыков), так и субъективный (мотивы выбора профессии, эмоциональная оценка и планы относительно изменения или сохранения профессии) аспекты. Профессиональная адаптация проходит два этапа: - формирование у работника положительного отношения к определенному виду трудовой деятельности, характеру, условиям, режиму и организации труда; - овладение требуемыми профессиональными навыками и умениями, их закрепление в условиях конкретного производства, приобретение знаний, позволяющих быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия. 4) Психофизиологическая адаптация - приспособление к новым физическим и психическим нагрузкам, физиологическим условиям труда. Объектом адаптации являются условия труда – комплекс факторов производственной среды, которые оказывают различное психофизиологическое воздействие на работника: влияют на самочувствие, настроение, дееспособность, а при длительном воздействии - на утомляемость, трудоспособность, состояние здоровья, физические и психологические нагрузки, уровень монотонности труда, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещение и т.п.). 5) Социально-психологическая адаптация - включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. Этот вид адаптации имеет элементы: - познавательный - связан с информацией о формальной и неформальной структуре коллектива; - практический - с непосредственным включением его в социальную жизнь предприятия; - эмоциональный - выражается в формировании определенного уровня удовлетворенности взаимоотношениями в группе и своей позицией в их системе. 6) Организационная адаптация - ознакомление с особенностями организационного управления предприятием, местом своего подразделения и должности в общей организационной структуре и системе целей, создаются связи и отношения между работником и организацией, которые упорядочивают их взаимодействие. 7) Экономическая адаптация - уровень заработной платы, способы материального стимулирования и т.п. 8) Непроизводственная адаптация выражается во внепроизводственном общении с коллегами: совместном отдыхе, обучении, занятиях спортом и т.д., к бытовым условиям, предоставляемым на предприятии. Кроме этого адаптацию разделяют по группам, которые имеют разные цели, задачи, способы и механизмы управления: · первичная адаптация - приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (выпускники учебных заведений). Цели первичной адаптации: - включение молодежи в трудовую деятельность; - распределение рабочей силы; - социализация и профессионализация; - замещение убывающих работников; - профессиональный отбор и ориентация. · вторичная адаптация - приспособление работников, имеющих опытпрофессиональной деятельности (меняющих место работы, профессию, статус). Цели вторичной адаптации: - перераспределение кадров; - приведение в соответствие качеств работников требованиям рабочих мест; - дальнейшая социализация и профессионализация; - повышение уровня стабильности и сплоченности коллектива; - совершенствование производственного климата. Методы адаптации могут быть различными, например: · инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте; · ротация - сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков, особенно когда работник должен обладать поливалентной квалификацией (то есть владения несколькими специальностями); · ученичество и наставничество (коачинг) - где практический опыт играет важную роль в подготовке специалистов; · обучение на рабочем месте - связан с производственными функциями работника, является оптимальным для выработки производственных навыков; · обучение вне рабочего места – расширяетпотенциал сотрудника, дает возможность выйти за рамки традиционного поведения; · лекция - эффективны с экономической точки зрения, поскольку один инструктор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами слушателей (если используется видео); · самостоятельное обучение. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств — аудио- и видеокассет, учебников, задачников, обучающих программ. Используются такие образовательные методики, как: · рассмотрение практических ситуаций (кейсов) - предполагает анализ и групповое обсуждение конкретных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д.; · деловые игры – приближен к профессиональной деятельности, вырабатывает практические (составления планов, проведения совещаний, переговоров и т.д.) и поведенческие навыки (удовлетворения потребностей клиентов, ориентированности на качество, сотрудничество и т.п.). Они менее эффективны для усвоения теоретических знаний и овладения новыми профессиями. Адаптационный период можно условно разбить на три стадии: 1) Стадия ознакомления – ознакомление с целями, задачами и микроклиматом организации, происходит сопоставление со своими ожиданиями. 2) Стадия приспособления - продолжительность зависит от помощи руководителя, службы персонала, коллег и подчиненных, новичок должен «вписаться» в коллектив. 3) Стадия ассимиляции - этап полного приспособления, может сам намечать дальнейшие целевые установки, становится полноправным членом коллектива. Успешность адаптации зависит от целого ряда условий: · качественный уровень работы по профессиональной ориентации; · объективность деловой оценки; · престиж профессии, работы по специальности; · особенности организации труда и мотивации; · гибкость системы обучения; · особенности социально-психологического климата; · личностные свойства (психологические, возраст, семейное положение, т.п.).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |