КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономико-организационный механизм хозяйствования на международном уровне
Современный рынок преодолел национальные границы и стал в буквальном смысле слова всеобъемлющим. В условиях развития автоматизации производства, удешевления транспортных перевозок, не говоря уже практически молниеносном обмене информацией, возможность производства продукции по мере продвижения от полуфабриката к товару в различных странах мира стала обыденным явлением. Особенность нынешнего этапа состоит в том, что под контроль наднационального капитала подпадают не только товары, но и природные ресурсы, сфера услуг, культура, а национальные правительства способствуют динамичному ускорению этого процесса. При этом надо понимать причины, по которым эти национальные правительства проводят практически одинаковую политику, направленную фактически на обслуживание интересов транснациональных компании. Глобализация как процесс стирания препятствии к перемещению капитала во всем мире унифицируют не только таможенные тарифы, но и уровни заработной платы, социальной обеспеченности, национального пенсионного законодательства и т.д. Политику и стратегию глобализации реализуют международные финансовые и торговые организации-МВФ, ВТО, Всемирный банк, мощные транснациональные корпорации, роль которых в мировом экономическом процессе постоянно возрастает. Всемирная торговая организация, преобразованная в 1995 г. из всеобщего соглашения по тарифам и торговле ГАТТ, сегодня объединяет более 135 стран. Это объединение было создано в 1947 году с целью снижения таможенных тарифов. В результате тарифные барьеры снизились с 40% до 5% в настоящее время. Затем Соглашение перешло в качественно новую стадию развития, ради чего преобразовано в ВТО. Его цель ликвидировать таможенные барьеры вообще и достичь свободного перемещения капитала, которое не было бы сковано национальными законодательствами. В настоящее время Россия ведет интенсивные переговоры о вступлении в ВТО Несколько лет назад была предпринята попытка коренным образом изменить всю систему отношении в мире. С этой целью в недрах ВТО и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) было подготовлено Многостороннее соглашение об инвестициях. Суть данного соглашения заключалась в полной ликвидации национальных преград на пути движения капитала. Предполагается, что страны, подписавшие Соглашение, будут создавать для иностранных компании те же условия работы, что и национальным, включая участие в приватизации земель. Иностранным инвесторам предоставлялось право скупать земли, естественные богатства и ресурсы, телекоммуникационные и другие ресурсы, телекоммуникационные и другие услуги, валюту без каких бы то ни было ограничении, а в случае «потери возможности извлечения прибыли из инвестиций» им, по идее проекта, возмещался ущерб. Другим международным институтом является Международный валютный фонд. МВФ в силу своей полувековой истории гораздо более известная организация, чем ВТО. По своему статусу и структуре это учреждения является подразделением ООН- международной организации государств, предназначение которой по Уставу - демократизация мира и международная безопасность. Но, в отличии от ООН, где и США и Науру имеют по одному голосу, в МВФ, как в обычном акционерном обществе, все решают деньги. Количество голосов здесь определяет взнос стран в уставной капитал фонда. Поэтому США имеют в нем примерно 20% голосов, а страны «большой семерки»-45%. Эти проценты наглядно показывают, в чьих интересах проводит политику руководство МВФ. Если ВТО ломает барьеры на пути движения капитала, уничтожая национальные протекционистские и социальные законодательства, то МВФ напрямую диктует правительствам и парламентам независимых государств, как расходовать национальные бюджеты, как приватизировать госсобственность, как осуществлять экономию на образовании и здравоохранении, как взвинчивать кредитные ставки. Плачевные экономические и социальные последствия деятельности МВФ вкушают сегодня Россия и вся Восточная Европа, получившие кредиты от МВФ в обмен на проведение политики, соответствующих ультралиберальным принципам правительств самых богатых стран мира. Россия и вся Восточная Европа вошли в МВФ в начале 90-х годов ХХ века, и это придало еще больше сил деятельности фонда, которая может проводиться в ущерб окружающей среде, социальному развитию стран и стабильности национальных валют. В конце августа 2002 г. Конференция ООН по торговле и развитию опубликовала результаты исследования, посвященного крупнейшим экономическим структурам мира. Первую сотню рейтинга составляет 71 страна и 29 транснациональных корпораций. Самой крупной ТНК в мире признана «Exxon Mobile». Она занимает 45 место в общем рейтинге, по своей экономической мощи уступив место Чили, но опередив Пакистан. Прибавочная стоимость, созданная этой корпорацией составляет 63 млрд.. дол. Следующий гигант «General Motors» (47-е место)-по капитализации опережает Перу, Новую Зеландию и ОАЭ. Рейтинг, определенный ООН, подтверждает опережающие темпы роста ТНК по сравнению с национальными экономиками. Происходит перераспределение власти, которая все больше концентрируется в руках ТНК. Основные принципы развития компании в 80-е годы - экономия, гибкость и маневренность. Во второй половине 90-х годов они дополнились ориентацией на экспансию и рост. Крупные компании ищут дополнительные источники расширения своей деятельности. Но наиболее популярным остается слияние и поглощение компании. Сегодня около 90% прямых инвестиций в мире осуществляют ТНК. И значительная доля этих средств направляется на слияния и поглощения. По прогнозам UNCTAD, представленным в 10-м отчете по иностранным инвестициям, объем заграничным предприятиям в 2000 г. должен был перейти рубеж в триллион долларов(1999 г.-865 млрд.. дол.). Причем более 85 % всех прямых инвестиций приходится на долю слияний и поглощении. Инвестиции межнациональных и транснациональных компании стран Европы составили в 1999 г. 510 млрд. дол. В то же время индустриальные страны являются и основными импортерами прямых инвестиций, приняв в 1999 г. 75% прямых мировых инвестиций в размере 636 млрд. дол. Поток прямых инвестиции в развивающиеся страны составил в 1999 г. 208 млрд. дол.(1998 г. – 176 млрд. дол.). Однако, несмотря на абсолютный рост, относительная доля инвестиций в развивающиеся страны снизилась с 38% в 1997 г. до 24% в 1999 г. Как и в случае с индустриальными странами, основу прямых инвестиций здесь составляют сделки по слиянию и поглощению. Интересен тот факт, что, с одной стороны, слияния и поглощения составляют значительную часть внешнего финансирования, но с другой- предприятия в развивающихся странах становятся жертвами поглощения. Поэтому, несмотря на прямые инвестиции в эти страны, никаких новых инвестиции в основные фонды и создание рабочих мест не осуществляется. Слияния и поглощения компаний ведут, скорее, к возникновению глобального рынка купли-продажи предприятии и мировой олигархии, которые не приносят пользы развивающимся странам. О концентрации экономической власти в руках крупных корпораций в развитых странах свидетельствует то, что ¾ всех поглощенных фирм Германии – это относительно небольшие компании стоимостью до 3 млрд. марок. В тоже время почти половина компании, инициировавших слияния и поглощения, относятся к классу крупных концернов стоимостью более 3 млрд. марок. Большинство слияний и поглощении ТНК влечет за собой массовые увольнения в ходе рационализации и ликвидации дублирующих функций. Пример «Mobilе» и «Exxon» показателен в этом плане. Эти компании уже в 2001 г. договорились сократить персонал на 2 тыс., а в 2002 г. –сразу на 16 тыс. человек. На этом новая группа «сэкономила» 3.8 млрд. дол. По подсчетам ее руководителя Ли Реймонда, чистая прибыль группы первоначально увеличится на 1 млрд. дол., а начиная с 2003 г.-на 2.5 млрд. дол. ежегодно. Одновременно объединенные ТНК, достигнув более высоких марж с помощью эффекта от изменения масштаба и других синергетических мероприятий, душат мелкий и средний бизнес, составляющий основу стабильного общества, уничтожают ростки конкуренции. Существует опасность разделения общества на постоянно сокращающийся в ходе объединения мир корпорации и «остальной» мир. Границы компаний постоянно расширяются в ходе информационного и телекоммуникационного прогресса, открывая ТНК путь для неограниченного роста. В исследовании «The effects of Mergers: An International Comparison», проведенном в Университете Виенна и опубликованном в 2001 г., слияния и поглощения подразделены на три основные категории: увеличивающие прибыль за счет увеличения рыночной доли, увеличи-вающие прибыль за счет повышения эффективности и снижающие прибыль и эффективность. В первом сегменте – повышения эффективности- находится значительное количество небольших фирм (34.7%), в то время как в третьем сегменте – повышение власти на рынке – преобладают крупные компании. Что не раз подтверждалось практикой: небольшие компании, объединяясь, концентрируют внимание на снижение издержек за счет рационализации и выход на более высокий уровень производства. Они начинают производить большой объем потребительской стоимости, иногда создают и новые рабочие места. Объединение гигантов нередко заканчиваются снижением издержек за счет резкого сокращения персонала, манипуляции ценами и снижения объемов выпускаемой продукции до уровня, приносящего наибольшую прибыль. В то время как 56.7% слиянии и поглощений окончились повышением прибыльности, 55.8% объединений имели результатом снижение объемов продаж в течении 5 лет после сделки. Общий вывод, к которому пришли исследователи, заключается, в том, что, если считать слияния и поглощения, приводящие к увеличению власти на рынке и не увеличивающие эффективность, уменьшающими благосостояние общества, то именно такого вида сделки преобладают на протяжении последних лет. Президент Бразилии Фернандо Кардозо, американский экономист Роберт Рейх и многие другие общественные и политические деятели, видные ученые с мировым именем считают, что мир окончательно раскалывается надвое. С одной стороны, в отличие от спекулятивных инвесторов, ТНК приобретают долгосрочный интерес в странах, что, несомненно, положительно влияет на мировой экономический климат. Мировая экономика как система пока еще отдельных национальных хозяйств способна обрушиться, подобно карточному домику, даже вследствие небольших начальных колебании, которые, многократно увеличиваясь, могут привести и приводят к широкомасштабным негативным последствиям. Систему о нестабильности которой уже давно говорят многие эксперты финансовых рынков, укрепляют крупные ТНК. В этих условиях мир находиться перед лицом еще одной опасности, которая может привести к обострению существующих глобальных проблем и развитию новых негативных процессов. В этих условиях роль экологической составляющей должна постоянно возрастать, а экономические и организационные механизмы развития должны включать экологический компонент. Управление хозяйственной деятельностью, в первую очередь, производством должно осуществляться с позиций экологоориентированного развития. Экологический менеджмент начинает затрагивать различные сферы деятельности и подразделяется на стратегический в секторе экологического предпринимательства и тактический менеджмент, как часть общего административного управления. В настоящее время под влиянием общего реформирования экономики, развития методологии макроанализа и внедрения системы национального счетоводства возникает необходимость отражение социально-экономической оценки природных ресурсов в системах национальных счетов (СНС). При всем этом представляются актуальной такая задача, как определение важнейших народнохозяйственных пропорций и стратегических тенденций при макростатистических расчетах в рамках системы национального счетоводства (СНС), учитывающих природоресурсный и экологический факторы. В общем виде данная задача требует получения ряда групп показателей, которые целесообразно объединить во взаимосвязанные укрупненные блоки. 1) Сводные характеристики Блока I должны быть меньше аналогичных показателей Блока II. Иначе говоря, стоимость какого-либо природного ресурса (месторождения минерального, сырья, лесного участка и т.п.) с момента начала и до конца его эксплуатации должна полностью реализоваться (возместиться) в процессе потребления природных благ через стоимость произведенной продукции или совокупности оказанных услуг. В части непрерывно возобновляющихся элементов природы, эксплуатация которых может продолжаться теоретически постоянно (например, ресурсы речного стока воды), их стоимость целесообразно увязывать: а) со стоимостью конкретной продукции, производимой с использованием этих естественных активов за какой-либо промежуток времени; б) с затратами на поддержание данного элемента природы в приемлемом состоянии, включая расходы на его восполнение, охрану и т.д. Данные соотношения между приведенными группами показателей должно соблюдаться независимо от того, используется ли только первоначальная стоимостная оценка природного актива (произведенная до начала эксплуатации), или же происходит дооценка его стоимости с учетом текущих реалий на протяжении всего процесса потребления (при этом используется подход оценки по "восстановительной" стоимости). 2) Сводные данные Блока II должны быть в максимальной степени большими по сравнению с данными Блока III. В этом случае особое значение приобретают объективность и полнота оценки показателей Блока III, что требует тщательного рассмотрения методик всех видов эколого-экономического ущерба. 3) Блок III должен быть не меньше блока IV. Более того, соответствующие показатели Блока IV должны в принципе превышать значение показателей Блока III, так как предотвращаемый в результате природосберегающей деятельности экологический ущерб должен быть не ниже величины наносимого природе вреда. Кроме того, требуется постоянное восполнение ущерба, нанесенного природным ресурсам задолго до проводимых соответствующих восстановительных мероприятий. 4) Взаимосвязь Блоков IV, V и VI достаточно сложна. В самом общем виде следует отметить, что минимум затрат на рациональное природопользование должен обеспечивать максимальный уровень предотвращенного и восполненного ущерба. II. Оценка природно-ресурсного потенциала Исходя из приведенной выше схемы, первоочередного внимания требует Блок I, то есть, как было отмечено выше, необходимо совершенствование методологии оценки конкретных видов природных активов, а также их совокупности как элемента национального богатства. К такого рода ресурсам, которые могут получить в настоящее время сколько-нибудь объективное стоимостное выражение, следовало бы отнести: · полезные ископаемые (минерально-сырьевые ресурсы); · водные ресурсы; · земельные ресурсы; · лесные ресурсы; · ресурсы животного мира, включая рыбные богатства. Следует отметить, что при проведении конкретных стоимостных оценок природных ресурсов было бы целесообразно исходить: · по минерально-сырьевым ресурсам - из разности между валовым доходом (ВД) и всеми издержками (И) соответствующих горнодобывающих отраслей (предприятий), или из чистого дохода (ЧД) с учетом акцизных платежей за добытые полезные ископаемые; · по лесному хозяйству - из разности (ВД - И) или ЧД по лесопромышленной отрасли; · по водному хозяйству - из разности (ВД - И) или ЧД, отдельно по: а) сельскохозяйственному водопользованию, то есть в основном по мелиоративным системам; б) водопроводному хозяйству в жилищно-коммунальном секторе; в) промышленным водоводам. Усредненная стоимость 1 куб.метра природной воды может быть получена здесь исходя из значения (веса) каждого из указанных потребителей в общем объеме забираемой (потребляемой) воды; · по земельным ресурсам - расчеты было бы целесообразно осуществлять аналогично оценкам водных ресурсов при желательном базировании расчетов на стоимости сельскохозяйственных земель (угодий) с обязательным выделением пашни; · по животному миру и рыбным богатствам - исходя из количественных оценок ресурсов конкретных животных и рыбы на территории государства (или в его экономической зоне) и соответствующих экономических характеристик (ВД, И, ЧД) в охотничьем хозяйстве, рыбном хозяйстве (рыбоводстве) и рыбной промышленности (вылове рыбы и других биологических морепродуктов).
Включение операций с природоресурсным комплексом (природопользование и охрана окружающей среды) в систему национального счетоводства теоретически может быть осуществлено по двум основным направлениям: 1) через систему натуральных индикаторов (включая относительные, балльные и иные характеристики); 2) с использованием стоимостных показателей. Первое направление основывается на построении детальных счетов движения различных природных ресурсов. В основу построения таких счетов могут быть положены балансовые схемы. Следует иметь в виду, что эти балансы в принципе должны отражать не только движение природных ресурсов, связанное с экономической деятельностью населения, но и естественное восполнение (кругооборот) этих ресурсов. Это касается в первую очередь естественного оборота водных ресурсов, самозарастания в лесных ресурсах, естественное восполнение животного мира, а также естественный переход природных ресурсов из одного вида в другой. Иначе говоря, если следовать соответствующим международным рекомендациям, то понятие экономической операции должно получить здесь более широкую трактовку. Однако, стоимостной учет и оценки весьма сложны и специфичны даже в рамках водохозяйственного баланса, не говоря уже об общем водном балансе страны. При соответствующих макростатистических расчетах, характеризующих общеэкономическую деятельность общая совокупность природных факторов может быть частично учтена лишь косвенным образом. К проблеме макростатистического отражения наличия и оборота природных ресурсов (с учетом естественных элементов) тесно примыкает вопрос построения системного учета, характеризующего все этапы движения материальных ресурсов - от изъятия первичного сырья из природного оборота до потребления конечных продуктов и услуг - с учетом оборота отходов и вторичных ресурсов. В определенной степени эти проблема решалась ранее путем составления материальных балансов по различным продуктам и товарам - от топливно-энергетического баланса до баланса хлопка. В соответствии с современными требованиями адаптации материальных потоков к системе национального счетоводства требуется унифицировать и интегрировать учет движения всех природных ресурсов на всех этапах их передела. В результате можно было бы получить информацию о доле затрат живого труда, величине износа основного капитала (основных фондов) при осуществлении соответствующих природовосстановительных работ, а также величине дохода от проводимых мероприятий. Введение в организационно-экономические механизмы экологического компонента соответствует требованиям времени и определит основные направления развития человечества новом тысячелетии.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |