Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игнатович В.В




ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ТРАНСПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

К землям транспорта в Республике Беларусь относятся земли, которые предоставляются юридическим и физическим лицам для осуществления возложенных на них задач в области транспорта и транспортной деятельности и могут использоваться в качестве пространства для размещения разнообразных объектов транспорта (дорог, иных транспортных коммуникаций, сооружений и так далее).

В настоящее время единственной правовой формой использования земель транспорта является право землепользования. Как правовая форма использования земель транспорта право землепользования включает в себя совокупность прав на землю, каждое из которых является самостоятельным поземельным титулом [1]. Применительно к землям транспорта право землепользования производно от права государственной собственности на землю, то есть в соответствии со статьей 262 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) земли транспорта могут предоставляться их собственником - государством - другим лицам на праве постоянного пользования, а также временного пользования, в том числе в аренду [2].

Право землепользования по содержанию ограничено, оно всегда уже прав собственника, который может предоставлять землю другим лицам только в пределах тех полномочий, которыми обладает сам. Землепользователи наделены правомочиями владения и пользования землей, которые осуществляются на условиях и в пределах, уставленных законодательством или договоромс собственником (п.3 ст. 262 ГК). Правомочие распоряжения у землепользователей, как правило, отсутствует, если иное не предусмотрено законодательством или договором с собственником (п.4 ст. 262 ГК) (здесь можно говорить о служебных земельных наделах как вторичном землепользовании). Устойчивость права землепользования обеспечивается установлением определенного, закрепленного в законодательстве, порядка его возникновения и прекращения, гарантиями его защиты, в том числе со стороны собственника [1]. Присущий праву землепользования признак целевого использования земельных участков применительно к землям транспорта означает, что земельные участки должны использоваться лицами, которым она предоставлены, для осуществления возложенных на них задач в области транспортной деятельности. Право землепользования как правовая форма использования земель транспорта включает право постоянного пользования названными земельными участками, временное пользование, аренду и земельные сервитуты.

Постоянным пользованием земельным участком, относящимся к землям транспорта, является пользование таким земельным участком без заранее установленного срока (ст. 9 Кодекса Республики Беларусь о земле; далее – Кодекс о земле) [3]. Данное право в соответствии со статьей 217 ГК является вещным. Исходя из нормы статьи 8 Кодекса о земле земельные участки, относящиеся к землям транспорта, могут предоставляться во временное пользование, а согласно статье 9 названного кодекса временное пользование земельными участками может быть краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - от трех до десяти лет. В случае производственной необходимости эти сроки могут быть продлены в соответствии с законодательством. Субъектный состав юридических лиц, которым земли транспорта могут предоставляться на праве постоянного либо временного пользования, в законодательстве четко не определен. Исходя из отсутствия каких-либо ограничений, можно сделать вывод о том, что таковыми в соответствии с законодательством могут являться как государственные, так и негосударственные юридические лица Республики Беларусь, а также иностранные юридические лица. На наш взгляд, целесообразно конкретизировать в Кодексе о земле круг субъектов права пользования земельным участком, т.к. это облегчит правоприменительную деятельность, в том числе осуществляемую при вынесении решения о предоставлении в пользование земельного участка, относящегося к землям транспорта.

Следует отметить, что земли транспорта могут предоставляться в пользование не только юридическим лицам, но и гражданам в случаях, предусмотренных земельным законодательством. В частности, пользователи земель транспорта на основании статьи 83 Кодекса о земле могут предоставлять из земель, находящихся в их пользовании, гражданам Республики Беларусь, не имеющим в пожизненном наследуемом владении или в частной собственности земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, для ведения коллективного садоводства и дачного строительства; гражданам, имеющим их в меньших размерах, чем установлено для этих целей Кодексом о земле, во временное пользование земельные участки для огородничества в целях выращивания овощей, картофеля, ягодных культур, а также предоставлять в пользование гражданам, имеющим в собственности скот, земельные участки для сенокошения и выпаса скота. Размеры земельных участков определяются землепользователями, предоставляющими земельные участки в пользование, по согласованию с сельскими (поселковыми), городскими (городов областного подчинения и города Минска), районными исполнительными и распорядительными органами. Кроме того, согласно статье 84 Кодекса о земле отдельным категориям работников транспорта из находящихся в пользовании соответствующих юридических лиц земель (при их наличии) этими юридическими лицами могут предоставляться в пользование служебные земельные наделы в установленных законодательством размерах.

Важно отметить, что индивидуальные предприниматели при осуществлении экономической деятельности могут использовать землю, в том числе земли транспорта, только на условиях аренды земли, на условиях временного пользования, а также на основании права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Такой вывод можно сделать исходя из смысла части третьей статьи 55 Кодекса о земле (при переходе права собственности на строение и сооружение к предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, для содержания и обслуживания строений и сооружений этому собственнику передается земельный участок (часть участка) в аренду), а также учитывая то, что гражданам земельные участки предоставляются в пользование только в случаях, предусмотренных законодательством, которые не включают предоставление земли для осуществления индивидуальным предпринимателем экономической деятельности.

Аренда земель транспорта является основанным на договоре временным возмездным пользованием земельным участком. К аренде земель транспорта применим принцип свободы договора, закрепленный в статье 46 Кодекса о земле и статье 391 ГК, что дает возможность обеспечить рациональное использование рассматриваемых земель путем включения в договор отдельных условий, возложения на арендатора дополнительных обязанностей, в том числе по охране и защите земель. Арендодателем в договоре аренды земель транспорта является собственник земельного участка, а также лица, управомоченные законодательством или собственником сдавать земельный участок в аренду (статья 579 ГК).

Таким образом, исходя из нормы статьи 44 Кодекса о земле арендодателями земель транспорта могут быть только сельские (поселковые), городские (городов областного подчинения и г. Минска), районные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции. Арендаторами земель транспорта в соответствии со статьей 43 Кодекса Республики Беларусь о земле могут быть юридические и физические лица Республики Беларусь, лица без гражданства, иностранные юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации. Предметом договора аренды земель транспорта выступает индивидуально-определенный земельный участок, относящийся к названным землям. Срок аренды земельного участка определяется договором, но при этом не должен превышать 99 лет (статья 45 Кодекса о земле). Минимальный срок аренды земель транспорта не ограничен. Содержание договора аренды земли, в том числе обязательные условия, определяются гражданским законодательством. В соответствии со статьей 578 ГК законодательством могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. Если эти особенности не определены, применяются общие положения об аренде, содержащиеся в параграфе 1 главы 34 ГК.

Использование земель на условиях временного занятия регулируется главой 5 Кодекса о земле. Такое использование может осуществляться в отношении любых земель, а потому земли транспорта не являются исключением. Использование земель транспорта на названном правовом основании осуществляется юридическими лицами Республики Беларусь, предпринимателями без образования юридического лица, осуществляющими геологосъемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, без изъятия земельных участков землепользователей и собственника земельных участков. При этом в установленных случаях и с соблюдением указанных в Кодексе о земле условий допускается занятие проводящими изыскательские работы лицами земельного участка или его части для размещения временных построек, оборудования, техники, складов сырья и других сооружений. Важно отметить, что использование отдельных земельных участков, относящихся к землям транспорта, на условиях временного занятия может быть ограничено или даже запрещено в связи с установлением на земельном участке особого режима его использования. Например, в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности» (статья 17) участки земли, на которых осуществляется транспортная деятельность, по решению соответствующих республиканских органов государственного управления могут быть отнесены к зонам повышенной опасности с установлением особого режима производства работ и услуг и пребывания в них. Согласно статье 7 Закона Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте» [4] для обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования Советом Министров Республики Беларусь устанавливаются запреты (ограничения) на осуществление на землях железнодорожного транспорта общего пользования деятельности, противоречащей их целевому назначению, а также иные запреты (ограничения), связанные с особыми условиями их использования.

Традиционно в качестве правовой формы использования земли называют право частной собственности на землю. Однако использование земель транспорта в правовой форме частной собственности на землю в настоящее время невозможно: в соответствии со статьей 38 Кодекса о земле земли транспорта и связи не подлежат передаче в частную собственность. Представляется, что существующий в земельном законодательстве запрет на передачу в частную собственность земель транспорта не в полной мере соответствует тенденциям, установившимся в законодательстве о транспорте и транспортной деятельности. Такой вывод можно сделать на основании следующего.

Поскольку транспорт является стратегически важным объектом для нашей страны, как, впрочем, и для любого государства, определенная часть транспорта и объектов транспортной деятельности (в законодательстве под объектами транспортной деятельности понимаются транспортные средства и коммуникации, территории транспортной деятельности, системы управления движением, сооружения и иное имущество, используемое для осуществления транспортной деятельности [5]) находится в исключительной собственности Республики Беларусь. Перечень названных объектов установлен Законом Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства» [6].

Вместе с тем, согласно Закону «Об основах транспортной деятельности» объекты транспортной деятельности могут находиться как в собственности Республики Беларусь, так и в собственности ее административно-территориальных единиц, других государств, юридических и физических лиц, включая иностранных, а также в собственности лиц без гражданства [5]. Например, собственником автомобилей маршрутного такси и построенного за счет собственных средств здания, в котором размещается депо данных автомобилей, вполне может выступать негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь. Поэтому целесообразным является внесение в проект новой редакции Кодекса о земле лишь нормы о том, что не подлежат предоставлению в частную собственность земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в собственности государства. Тогда в приведенном примере юридическое лицо сможет приобрести в собственность земельный участок под зданием депо: он будет относиться к землям транспорта, но не будет являться объектом, находящимся только в собственности государства.

На наш взгляд, в проекте новой редакции Кодекса о земле дополнительно вводить норму о том, что не подлежат предоставлению в частную собственность земельные участки, относящиеся к землям под дорогами и иными транспортными коммуникациями, не следует, поскольку не все дороги, исходя из статьи 3 Закона «Об объектах, находящихся только в собственности государства» [6], являются такими объектами. К тому же, такое положение будет противоречить, например, Закону «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» [7]. В частности, названый закон устанавливает, что автомобильные дороги Республики Беларусь находятся в государственной или частной собственности (статья 12), при этом в частной собственности могут находиться автомобильные дороги, не отнесенные законом к объектам, которые находятся только в собственности государства (статья 19).

Одновременно Закон «Об объектах, находящихся только в собственности государства» вообще не включает в перечень объектов автомобильные дороги необщего пользования. Таким образом, следуя логике законодателя, автомобильные дороги необщего пользования, т.е. предназначенные для внутрихозяйственных и технологических перевозок, служебные и патрульные автомобильные дороги вдоль каналов, трубопроводов, линий электропередачи, других коммуникаций и сооружений, а также служебные автомобильные дороги к гидротехническим и иным сооружениям, могут находиться в частной собственности. А потому при установлении запрета на передачу в частную собственность земельных участков под дорогами и иными транспортными коммуникациями у дороги и земельного участка под ней правовой режим различается. Это ведет к путанице, особенно если учитывать, что в состав автомобильной дороги, наряду с дорожной одеждой, искусственными сооружениями, техническими средствами организации дорожного движения, инженерным оборудованием и обустройством, защитными сооружениями, расположенными на ней, объектами дорожного сервиса, входит земляное полотно с водоотводными сооружениями [7].

Таким образом, на основании изложенного можно сделать следующие выводы. Правовой формой использования земель транспорта юридическими лицами является право землепользования, которое включает в себя право постоянного пользования земельным участком, право временного пользования земельным участком, аренду, сервитут, а также использование земель на условиях временного занятия (для изыскательских работ). Граждане Республики Беларусь могут использовать земли транспорта посредством права землепользования в случаях, предусмотренных законодательством. Правовыми формами использования земель транспорта индивидуальным предпринимателем выступают только аренда земли, использование земель на условиях временного занятия, а также право ограниченного пользования соседним участком (сервитут).

В соответствии с законодательством Республики Беларусь земли транспорта не подлежат передаче в частную собственность. Представляется логичным внесение в проект новой редакции Кодекса о земле вместо нормы действующего Кодекса, запрещающей предоставление земель транспорта в частную собственность, положения о том, что не подлежат предоставлению в частную собственность земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в собственности государства. Дополнительно устанавливать, что не подлежат предоставлению в частную собственность земельные участки, относящиеся к землям под дорогами и иными транспортными коммуникациями, на наш взгляд, не следует. Такое положение позволит избежать некоторых противоречий между нормами земельного законодательства и законодательства о транспорте и транспортной деятельности.

Конкретизация в Кодексе о земле круга субъектов права пользования земельным участком, на наш взгляд, необходима для облегчения правоприменительной деятельности, в том числе осуществляемой при вынесении решения о предоставлении в пользование земельного участка, относящегося к землям транспорта.

Использование земель на условиях временного занятия может осуществляться в отношении любых земель, в том числе в отношении земель транспорта. Однако оно может быть ограничено или даже запрещено на отдельных земельных участках, относящихся к землям транспорта, в связи с установлением на них особого режима использования.

 

Литература:

1. Шингель Н.А. Земельное право Республики Беларусь. Общая часть: Курс лекций. - Мн.: БГУ, 2004.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. с изм. и доп.// Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1999. - №7-9. - Ст.101.

3. Кодекс Республики Беларусь о земле: Закон Республики Беларусь от 4 января 1999 г. с изм. и доп. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - №2-3, 2/1; 2002, № 55, 2/848.

4. О железнодорожном транспорте: Закон Республики Беларусь от 06 января 1999 г. в редакции Закона Республики Беларусь от 21 мая 2002 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - № 4, 2/12; 2002, № 59, 2/849.

5. Об основах транспортной деятельности: Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. – 1998. - № 20.

6. Об объектах, находящихся только в собственности государства: Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. с изм. и доп. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. – 1998. - № 19; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - № 45, 2/39; 2001, № 116, 2/817; 2002, № 141, 2/904.

7. Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности: Закон Республики Беларусь от 2 декабря 1994 г. в редакции Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. - № 83, 2/975.

 

 

Статья опубликована:

Игнатович, В.В. Правовые основания использования земель транспорта / В.В. Игнатович // Земля Беларуси. ‑ 2005. ‑ №1. ‑ С. 9-12.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.