КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления
Ерохина В общем смысле риск — это возможная опасность, действие наудачу в надежде на счастливый исход с пониманием того, что могут произойти неприятности, наносящие ущерб. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации бизнес-плана, невозможность точного прогнозирования (предвидения) изменений в окружающей среде бизнеса, непредсказуемость в действиях конкурентов, партнеров, невозможность предугадать прорывы в научных открытиях и т.д. Основными причинами неопределенности являются: — невозможность полного знания хозяйствующего субъекта об окружающем мире; — случайность возникновения событий, которые могут привести к убыткам или значительной выгоде; — непредсказуемость рыночной ситуации (динамика цен, платежеспособный спрос, наполненность рынка товарами-субститутами и комплиментарными товарами, изменение вкусов потребителей и т.д.); — противодействие предприятию со стороны криминальных элементов и конкурентов, конфликты с партнерами по бизнесу, нарушение договорных обязательств, трудовые конфликты и т.д. Следовательно, под коммерческим риском следует понимать риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Основными причинами коммерческого риска могут быть снижение объема продажи товаров вследствие изменения конъюнктуры рынка, повышение закупочной цены товаров, снижение объемов закупок, рост издержек обращения. Другое определение коммерческого риска можно сформулировать так: коммерческий риск — это способ ведения торговли в неопределенных условиях (обстоятельствах), при котором создаются, благодаря особым способностям предпринимателя, возможности и необходимость предотвращать, уменьшать неблагоприятное воздействие стохастических условий и получать в этих условиях коммерческий доход. Бесспорно, данное определение раскрывает важнейшие сущностные положения коммерческого риска, дающие возможность вникнуть в его содержание. Вместе с тем содержание коммерческого риска значительно шире и охватывает все его функции, представленные на рис. 10.1. Рис. 10.1. Содержание коммерческого риска Функция создания коммерческого дохода показывает цель риска. Инновационная функция, функция реализации и развития способностей предпринимателя служат главными источниками коммерческого дохода. Защитная функция направлена на то, чтобы предприниматель в условиях неопределенности и воздействия непредвиденных обстоятельств искал пути предотвращения потерь. Аналитическая функция проявляется в том, что менеджер находится в постоянном поиске, просчитывает возможные варианты решения проблем, анализирует их и выбирает оптимальный. Регулирующая функция показывает, что предприниматель постоянно изучает ситуацию, прогнозирует риски, корректирует ранее принятые решения, регулирует торгово-хозяйственную деятельность. Социальная функция коммерческого риска состоит в том, что, добиваясь получения коммерческого дохода, предприятие тем самым увеличивает материальную базу для удовлетворения социальных потребностей и повышения благосостояния своих работников и в целом населения страны. В коммерческой деятельности используются товарные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы, так что коммерческий риск связан с угрозой их сокращения или потерей. Это означает, что риск представляет собой опасность потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с ожидаемыми результатами. Ущерб, убыток, потеря, урон — это нежелательное изменение качеств предмета безопасности, снижение его ценности для субъекта или полная его утрата. Потери коммерческого риска могут быть самыми различными: товарными, финансовыми, кадровыми, информационными, это и потеря клиентов и рынков сбыта, надежных источников сырья и т.д. Раз существует возможность потери ресурсов или дохода либо получения коммерческого дохода, мы можем охарактеризовать категорию «коммерческий риск» не только с качественной стороны, но и определить количественную меру, используя для этого величину либо полученного коммерческого дохода, либо потерь. Остановимся на уровне потерь, анализ которых имеет принципиальное методологическое значение для прогнозирования угрозы риска, расчета затрат на его предотвращение или ликвидацию последствий ущерба и т.д. При рассмотрении потерь (ущерба), вызванных коммерческим риском, следует учитывать только те из них, которые невозможно заранее точно предвидеть. Это случайные потери, которые возникают в неопределенной ситуации на основе влияния непредсказуемых факторов, речь о которых пойдет несколько ниже. Потенциально возможные потери, которые можно спрогнозировать, заранее предвидеть и просчитать, следует отнести к неизбежным расходам и включить в расчетные издержки. К примеру, планируемое повышение тарифов грузового обращения и пассажирского транспорта, введение новых налогов и платежей, рост платы за электроэнергию и т.д. Уровень вероятных потерь определяют (рассчитывают), как правило, в абсолютном или относительном выражении. В абсолютном выражении цена риска может быть оценена в физическом, материально-вещественном (кг, часы, кВт) или стоимостном (руб., дол.) выражении. При относительном выражении величину потерь соотносят с некоторой базой, например, со стоимостью имущества предприятия (основные и оборотные фонды), стоимостью суммарных затрат предприятия на данный вид предпринимательской деятельности (капиталовложения и текущие затраты) или с расчетным доходом (прибылью). Каждый вид потерь может возникнуть под влиянием различных факторов риска, а их величина с определенной долей вероятности может быть рассчитана.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |