Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Привод

Регулятор высоты тонарма служит для компенсации угла наклона иглы относительно канавки грампластинки. При нарезке мастер-диска угол наклона резца может быть положительным, нулевым или отрицательным. При воспроизведении грампластинки угол наклона может измениться из-за различной толщины грампластинок, слип-мата и разницы в размерах по высоте у разных головок звукоснимателей. Для получения наиболее верного воспроизведения грампластинки угол наклона иглы в проигрывателе должен точно соответствовать углу наклона резца, нарезавшего мастер-диск. Несоответствие угла в два-три градуса уже существенно сказывается на воспроизведении высоких частот.

Тонарм

Одна из наиболее важных деталей проигрывателя грампластинок — тонарм. (Мы не будем рассматривать конструкции тонармов бытовых аппаратов). Как ни странно, тонарм тоже вносит свою лепту в звучание.

Тонарм – устройство которое обеспечивает перемещение головки звукоснимателя.

На первый взгляд — это достаточно простое устройство, которое должно только обеспечивать перемещение головки звукоснимателя. Однако это не так. Тонарм — воплощение инженерной мысли, и его конструкция основана на очень тонкой грани технических компромиссов. «Итак, в чем же хитрость?» — спросите вы. Первое, что приходит в голову, — это то, что

· тонарм должен иметь чрезвычайно легкий подвес, позволяющий ему плавно перемещаться абсолютно без усилий.

· должен иметь минимальную инертную массу.

· не должен иметь собственных резонансов в области звуковых частот, чтобы даже самые низкочастотные колебания иглы в процессе воспроизведения грампластинки не приводили к колебаниям тонарма.

Как же удается совместить все эти противоречивые требования в одной конструкции? Какие еще «подводные камни» есть у этих устройств?

 

 

Существует два вида тонармов:

1. Поворотный (прямой и s-образный)

2. Тангенциальный.

Поворотным тонармом в настоящее время оборудуется большинство проигрывателей грампластинок. Это объясняется, в первую очередь, тем, что такая конструкция имеет гироскопический подвес и значительно дешевле.

Тангенциальный тонарм, помимо более сложной механической системы, имеет достаточно сложную электронную схему, обеспечивающую контроль его положения и управляющую сервоприводом, который перемещает его в процессе проигрывания грампластинки.

Что общего у обеих конструкций?

В первую очередь — это система, обеспечивающая прижим иглы к канавке грамзаписи (она же является регулятором давления).

· Регулятор давления на иглу является одним из самых важных для получения качественного звука. После установки головки звукоснимателя на тонарм необходимо настроить нулевое значение давления, чтобы впоследствии можно было пользоваться шкалой, нанесенной на этот регулятор. Для установки нулевого значения необходимо добиться, чтобы тонарм был в равновесии и не отклонялся ни в сторону противовеса, ни в сторону головки. В этом положении нуль на шкале необходимо перевести к риске, не изменяя положения противовеса. Очень важно помнить, что давление на иглу должно соответствовать паспорту головки и иглы. Обычно производители указывают минимальное и максимальное значения давления. Я бы рекомендовал использовать давление больше среднего значения или даже ближе к максимальному. Большинство современных игл для проигрывания долгоиграющих грампластинок рассчитаны на работу с давлением от 1 до 4 граммов. Существуют два типа регуляторов давления:

1. противовесный

2. пружинный.

Наиболее широкое распространение имеют противовесные системы. Почти все современные ди-джейские проигрыватели грампластинок оборудованы поворотным тонармом Technics либо его точной копией. Исключения составляют лишь проигрыватели класса High End, которые оснащаются тонармами собственных разработок. Тем не менее, конструкция, придуманная инженерами для Technics, считается одной из самых удачных, несмотря на то, что разработана более 25 лет назад. Для игл:

· конических - 2…3 грамма

· эллиптических - 1…2 грамма

проигрывания патефонных грампластинок - от 1 до 5 граммов. Конические иглы здесь так же требуют несколько большего давления, чем эллиптические.

Ни в коем случае нельзя устанавливать значения давления выше рекомендованного производителем игл! Избыточным давлением можно повредить иглодержатель и/или испортить грамплас-тинку. При повышенном давлении игла начнет работать как резец! Угол наклона может быть отрицательным, нулевым и положительным. Синяя линия — перпендикулярна поверхности грампластинки

· Основание тонарма регулируется по высоте для настройки угла наклона иглы, шкала отградуирована в миллиметрах. Для нулевого угла наклона надо взять из паспорта головки звукоснимателя значение его высоты и сложить с разностью между толщиной оригинального резинового слип-мата и того, который используется для работы.

· Регулятор противоскатывающей (anti-skating) силы отградуирован в зависимости от давления на грампластинку. Регулятором противоскатывающей силы оборудуются тонармы S-образной формы для компенсации скатывающей силы, возникающей при сложении векторов скорости и трения. Тонармы прямой формы не имеют подобного компенсатора, поскольку скатывающая сила в них практически отсутствует. Скатывающая сила зависит от трения иглы о стенки канавки грамзаписи, а следовательно от давления иглы на поверхность стенок канавки грамзаписи. Этот регулятор обычно градуируется таким образом, чтобы можно было выставлять значение противоскатывающей силы в зависимости от давления на иглу.

Значение зависит также от формы и качества заточки иглы и от содержания воспроизводимой записи. Действительно, если канавка не содержит звуковой информации — она гладкая, и сила трения будет иметь минимальное значение, а если на пластинку записан розовый шум, то поверхность канавки грамзаписи будет походить на наждачную бумагу. В такой ситуации сила трения будет иметь максимальное значение.

Системы компенсации скатывающей силы бывают различных конструкций.

· магнитные

· противовесные системы компенсаторов скатывающей силы имеют небольшой рычаг, на котором закрепляется противовес. Изменяя расстояние до точки крепления противовеса, можно регулировать противоскатывающую силу.

Рекомендуется устанавливать противоскатывающую силу таким образом, чтобы тонарм медленно перемещался от центра к краю настроечной дорожки. Эта рекомендация основана на том, что трение в реальной канавке грампластинки несколько выше, чем при движении по зеркальной поверхности настроечной дорожки тестовых грампластинок.

Более точно установить противоскатывающую силу можно так: необходимо включить воспроизведение монозаписи тона 1 кГц с той же настроечной грампластинки и подкорректировать противоскатывающую силу таким образом, чтобы уровень сигнала, контролируемый в канале записи компьтера (или по осциллографу) на выходе проигрывателя, в обоих каналах стал одинаковым.

Многие задают вопрос: «Зачем же нужен S-образный тонарм, если можно обойтись прямым, не имеющим скатывающей силы?». Ответ на этот вопрос можно получить, рассмотрев на «микроскопическом» уровне процессы, происходящие при воспроизведении грампластинки.

При нарезке мастер-диска грампластинки резец, установленный на тангенциальном приводе, перемещается по линии радиуса грампластинки. При воспроизведении грампластинок поворотным тонармом игла, поворачиваясь вместе с тонармом, двигается вдоль линии радиуса грампластинки по дуге окружности. Таким образом, она оказывается несколько повернута относительно перпендикуляра к радиусу. Угол отклонения от перпендикуляра к радиусу грампластинки называют углом погрешности.

У тонармов прямой формы этот угол изменяется в несколько большем диапазоне, чем у тонармов S-образной формы. Большие значения угла погрешности приводят к существенному ухудшению воспроизведения высоких частот в монозаписи и к фазовым сдвигам между стереоканалами в стереозаписях. Для точной настойки на минимальный угол погрешности отверстия в держателе звукоснимателя делаются не круглой, а вытянутой формы, в виде пазов. Угол погрешности у проигрывателя с S-образным тонармом гораздо меньше, чем у проигрывателя с прямым тонармом.

Для минимизирования угла погрешности у профессиональных проигрывателей делают очень длинные тонармы (до 25 см и более). Чем короче тонарм — тем существеннее оказывается угол погрешности.

Недостатки: большое значение угла погрешности.

Тангенциальный тонарм практически свободен от этого недостатка. Датчик изменения угла тонарма в сервоприводе, перемещающем головку звукоснимателя вдоль оси радиуса грампластинки, реагирует на изменение угла порядка нескольких долей градуса.

Недостатки: самым существенным является шум от работы электродвигателя и механики, перемещающей головку.

· Настройка перекоса осуществляется путем плавного заворачивания регулировочного винта в держателе головки таким образом, чтобы обеспечить строго вертикальное положение головки относительно поверхности грампластинки. На рисунке — правильно настроена головка посередине. Слева и справа головки имеют перекос, воспроизведение будет неверным

Принципиальных конструкций приводов бывает три: роликовый, пассиковый и прямой. Эволюция этого элемента в конструкции проигрывателя оставила только два варианта — пассиковый и прямой.

Основные требования:

· отсутствие шума при работе,

· высокая стабильность вращения диска проигрывателя

· минимальные детонации при вращении.

Пассиковые приводы имеют меньшую стабильность вращения диска и больший коэффициент детонации, поэтому производители делают диск весом 3, а иногда и более 5 кг. Для увеличения пускового момента и улучшения значения неравномерности вращения диска в таких конструкциях зачастую используются два и даже три двигателя с независимыми пассиками для привода диска проигрывателя. Даже при использовании сверхтихоходных двигателей, работающих совместно, инженерам-конструкторам приходится прибегать к многочисленным техническим ухищрениям, чтобы минимизировать возникающий шум и рокот. Хочется заметить, что стоимость проигрывателей с двух- или трехмоторными приводами составляет несколько тысяч долларов. До сих пор неясно, насколько выигрышна эта конструкция, хотя чисто внешне такое изделие выглядит очень внушительно.

Несмотря на наличие недостатков у обоих типов привода диска, при выборе проигрывателя предпочтительнее аппарат с прямым приводом, имеющий скорости вращения диска 33, 45 и 78 об/мин.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Что же происходит при износе грампластинки? | Выходная часть ЭПУ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.