Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знакомство аналитика с экспертами (экспертом)

Знакомство аналитика со специальной литературой в предметной области.

Определение задач проектируемой системы (сужение поля знаний). Определение входов и выходов системы. Определение режима работ - консультации, обучение и т.д.

Этапы приобретения знаний

Стратегии интервьюирования

Режимы приобретения знаний

По отношений к модели некоторого уровня модель более высокого уровня будет метамоделью, состоящей из системы метапонятий, метаотношений и метастратегий.

Такое, что

Называется отображение

Пусть есть система

E = <{oi: iÎI}, {rj: jÎJ}>,

где {oi: iÎI} – множество понятий предметной области;

{rj: jÎJ} – множество отношений предметной области.

Пусть предметная область на некотором уровне описания состоит из элементов ei. Тогда каждое понятие предметной области будет составляться из ее элементов и представляться как oi(e1, …, em), а каждое отношение будет определяться тем множеством элементов, которые в него вошли: {e1, …, em}Îrj.

Гомоморфизмом системы E в систему E’:

E’ = <{o’i: iÎI}, {r’j: jÎJ}>

F: EèE’

F(oi(e1, …, em)) = o’i(F(e1), …, F(em))

{e1, …, em}Îrjè{F(e1), …, F(em)}Îr’j

Пример: пусть есть множество матриц n*n и множество действительных чисел. Тогда примером гомоморфного отображения будет определитель матрицы.

В соответствии с введенными обозначениями уровни пирамиды знаний есть гомоморфизмы моделей предметной области:

F: MèM’

M = <A, R, S>,

где A – множество понятий;

R – множество отношений;

S – множество стратегий.

3.1.5. Приобретение знаний

Возможны три режима взаимодействия аналитика с экспертом:

- протокольный анализ – фиксация экспертом хода мыслей во время професс. деятельности. Недостатки: неочевидность селектирования мыслей на важные/не важные и возможные пробелы в протоколах.

- интервью – диалог аналитика с экспертом,

-игровая имитация профессиональной деятельности. Недостаток – необходимость уточнения деталей в ходе интервью.

Существует не менее двух десятков стратегий интервьюирования. Наиболее известны три:

-разбиение на ступени,

-репертуарная решетка,

-подтверждение сходства.

Процесс взаимодействия аналитика с экспертом включает три основных этапа.

I. Подготовительный этап.

2) Выбор экспертов: их количества и уровня компетентности

5) Знакомство эксперта с популярной литературой по ИИ. Эта стадия необязательна, но желательна для создания у эксперта объективного представления о работе аналитика и для ликвидации почвы для перечисленных коллизий и конфликтов.

II. Установление «общего кода».

Попытка аналитика сформировать поле знаний в первом приближении на основании априорных знаний из литературы. Необходимо определить главные понятия, т. е. выработать словарную основу БЗ, уровень детализации, взаимосвязи между понятиями. Участники взаимодействия должны попытаться сократить «расстояние» между объектом (т. е. исследуемой предметной областью) и аналитиком.

III. Гносеологический (основной) этап.

На этом этапе происходит выяснение закономерностей, присущих предметной области, условий достоверности и истинности утверждений, структурирование за счет введения отношений и т. п. Этот этап является определяющим во взаимодействии аналитика и эксперта.

1) "Накачка" поля знаний. Протоколирование рассуждений эксперта с минимальным вмешательством аналитика, выбор способа интервьюирования.

2) "Домашняя работа". Аналитик выделяет причинно-следственные связи в рассуждениях эксперта, строит словарь предметной области и готовит вопросы для нового этапа взаимодействия.

3) "Подкачка" поля знаний. В процессе извлечения знаний сначала желательно получить от эксперта поверхностные знания (такие, например, как репрезентация признаков), постепенно переходя к глубинным структурам и более абстрактным понятиям. Должны быть обсуждены результаты домашней работы и сформированный аналитиком прототип поля знаний.

4) Формализация концептуальной модели. При формировании поля знаний учитываются особенности эмпирического знания: модальность, противоречивость, неполнота и т. д. Искусство аналитика состоит в стремлении к созданию ясной и понятной модели проблемной области. В идеале должны быть обозначены и обоснованы все связи между понятиями предметной области.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Семантика семиотической модели должна быть композиционной, т.е. значение предложения определяется как функция значений его составляющих | M - набор семантических правил отображения значений лингвистической переменной в нечеткие множества значений соответствующей числовой переменной
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.