КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности организационного периода
Задачи оргпериода ЛОГИКА ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ Смена в лагере длится 18-24 дней. Независимо от содержания, профиля она делится на три периода - организационный, основной и заключительный, сочетающие все направления социальной, культурно - досуговой, воспитательной и оздоровительной деятельности коллектива лагеря. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В ЛАГЕРЕ Организационный период (первые 3-4 дня при смене 21 и более дней или первые 2-3 дня при смене 10-14 дней) Общая цель - создать условия для адаптации ребёнка к лагерю для создания и функционирования детского коллектива. Цели и задачи организационного периода в отношении ВДК: ü Создание психологически безопасной атмосферы в коллективе для раскрытия потенциала личности ü Создать условия для привыкания ребенка к режимным моментам лагеря и правилам поведения в лагере ü Создать предпосылки для создания команды из временного детского коллектива ü Ускорить первичные процессы формирования коллектива ü Определить знания, навыки и психологический портрет детей во временном коллективе Ø познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой; Ø предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине; Ø узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе; Ø познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят. Каждый из периодов смены должен рассматриваться на трех уровнях:!!!! I – что происходит с отдельным ребенком; II – какие процессы происходят с отрядом в целом, как с основной структурной единицей педагогического процесса (при этом мы рассматриваем временное детское объединение как важное условие развития личности ребенка); III – каковы особенности периода, определяемые этапом реализации содержания программы. I. Организационный период смены – это первый этап жизнедеятельности ребенка в новых условиях: - ребенок приезжает из другого климатического пояса, места - из другого круга общения, другой ролевой структуры - другого событийного ряда.
Поэтому, в первую очередь, должна произойти его адаптация, чтоб он комфортно чувствовал себя в новых условиях. Виды адаптации: Аудиальная (все что воспринимается ребенком через слух: интонация, тон голоса, звуки окружающей среды и т.д.) Визуальная (все что воспринимается зрением ребенка: вид местности, лагеря, внешнего вида товарищей и т.д.) Сенсорная (кинетическая) – телесная, чувствительная (тактильные прикосновения, стоит отметить что некоторые дети нуждаются в данном виде поддержке, но не все, есть ребята, которые тяжело выносят чужие поглаживания, подергивания, следовательно, вожатый желая показать свою любовь, внимание к ребенке таким действием наоборот вызывает чувство дискомфорта, эмоционального отвержения). Адаптация бывает: Биологической – адаптация организма к устойчивым изменениям окружающей среды. Например: температура, влажность, атмосферное давление, питание и т.д. Психологическая или социальная – приспособление личности к определенным отношениям, социально-ролевым позициям. Например: правила поведения, статус ребенка, этические нормы и т.д.) II. С другой стороны, это 1я стадия становления детского объединения – стадия его образования. В это время складываются организационные основания деятельности отряда, происходит формирование отношений, определение перспектив деятельности, ее средств. Формируется структура, определяются и персонализируются функции, то есть распределяется ответственность. В это время основным авторитетом для ребят является вожатый, педагог, поэтому это самый подходящий момент регулировать процессы, которые происходят с группой детей в течение смены. Запуск этих процессов не зависит от нашего желания, он предопределен законами развития коллектива, но их стихийное развитие может создать в дальнейшем проблемы как в жизнедеятельности ребенка (отдельного или группы в целом), так и в деятельности вожатого, педагога.
Определим главные проявления тех процессов, условия для которых должен обеспечить вожатый. · для эффективного развития в дальнейшем процесса лидерства и руководства в орг.период важно обеспечить активность каждого ребенка (это главное проявление лидерства); · для принятия и дальнейшего выполнения групповых решений в орг.период особенно важнонаучиться принимать решения определяющие дальнейшую жизнь коллектива (например, планирование деятельности), совместно – всем коллективом; · процесс нормообразования (формирование групповых норм, начало складывания группового самосознания) также начинается в орг.период: происходит выработка совместных норм и требований. Детям нужно задать образец, например, через законы и традиции лагеря, помочь на их основе выработать и принять собственные нормы, законы общежития и совместной деятельности. При этом должно произойти обсуждение прав и обязанностей каждого из членов группы, в том числе взрослого. В дальнейшем изменение групповых норм, заложенных на этой стадии, будет почти невозможно. Например, если не достигнут необходимый уровень дисциплины, наводить ее, когда групповые нормы уже сложились, во много раз труднее. Основные задачи вожатого, педагога на этом этапе развития группы: 1 – организовать деятельность, выдвигающую лидеров, 2 – обеспечить ситуацию, в которой будут выдвинуты в лидеры ребята с наиболее высокими морально-интеллектуальными ценностями. Тем самым эти ценности станут более привлекательными для всего коллектива; · для формирования функционально-ролевой структуры группы самоуправления – запуска самоуправления, как демократической формы организации жизнедеятельности коллектива, в оргпериод должно произойти формирование группового мотива «мы хотим», так как говорить о самоуправлении можно только применительно к коллективу; дальнейшее его проявление – самостоятельность во всех этапах организации жизнедеятельности; · разбивка коллектива на группы так же, как и другие процессы, происходит независимо от нашего желания. Для того чтобы регулировать этот процесс, в орг.период нужно познакомить детей в деятельности, помочь каждому найти группу по интересу или по симпатиям, как можно больше разнообразить состав малых групп, в которые попадает ребенок в делах отряда, в личностном общении.
III. Рассматривая организационный период с точки зрения реализации содержательных задач, нужно учесть, что это первый этап запуска смены. Условием принятия программы является формирование у каждого ребенка собственного мотива, так как только при этом условии возникает психологическая готовность к самореализации личности. Механизм формирования мотива: · формирование желаний («хочу») · определение предмета желаний на основе интересов («чего хочу») · определение средств на основе способностей («с помощью чего удовлетворить свои желания») · определение плана действий · осуществление самой деятельности
В орг.период детям вместе с вожатыми нужно: · адаптироваться к природно-климатическим условиям; · познакомиться друг с другом; · познакомиться с другими людьми в лагере, с самим лагерем его возможностями, условиями, территорией, включиться в систему взаимоотношений, взаимодействия; · выработать и принять общие нормы и требования (в том числе, единые педагогические требования); · составить представление о перспективах деятельности; · заложить основы совместной коллективной деятельности, определить структуру коллектива.
Что же для этого нужно сделать педагогу? Содержание и средства работы с детьми в орг.период
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |