Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 5 Социальный процесс как предмет технологизации




Слайд

Подходы к определению и современное понимание социальной технологии

Тема 2. Природа и сущность социальных технологий.

Лекция 1. Природа социально-технологических отношений (2 ч.).

План:

Понятие «технология» впервые появилось в Европе по одним источникам в 1772 г, по другим – 1777 г. В отечественную научную литературу данный термин проник лишь в 1807 г с выходом первой части учебника по химической технологии И.А.Двигубского «Начальные основания технологии, или краткое показание работ, на заводах и фабриках производимых». С публикацией первого тома книги В.И.Севергина «Начертание технологии минерального царства» (1821 г), выпуска первого номера сборника «Технологический журнал» (1840 г) и учебника П.А.Ильенкова «Курс химической технологии» (1851 г) он утверждается в химии как специальный термин.

В остальных отраслях практической деятельности людей и науке его заменяли такие термины, как «искусство», «инженерное искусство», «ремесло».

Россия в XVIII в. еще не располагала промышленностью как таковой. Процесс получения товарной продукции называли ремеслами. Лишь с зарождением в конце XVIII – начале XIX в. инженерной деятельности понятие «ремесло» заменяют сначала «делом», затем «искусством» и только в химии «технологией».

Тогда термина техника еще не было, его заменяли «орудия» и «принадлежности». Точного времени проникновения в Россию термина «техника» не установлено. Например, в работе П.К.Энгельмейера появление данного термина в России зафиксировано 1862 г.

Термин «техника», по сути, заменял нынешнее понятие «технология». Под ним часто подразумевали профессиональную, целенаправленную, инженерную либо иную творческую деятельность в определенной области.

В 40-е – 50-е годы текущего столетия в отечественной литературе происходит дифференциация понятий технология и техника.

Выделение технологии в самостоятельную научную дисциплину, отграничение ее от практической, признание термина как самостоятельного понятия – явление вполне обоснованные. Термин же «техника» не выделен, по существу он растворился в первом.

Выделяют 6 основных периодов в развитии понятия техника и технология в России:

1. Нач. 19 в. – 3-я четверть 19 в. – технология – закрепление в химии

2. 3-я четверть 19 в. – кон. 19 в. – распространение термина техника (как совокупности знаний, умений, приемов, знаний)

3. Кон. 19 века – 1-ая четверть 20 в. – господство термина техника =мастерство

4. 2-ая четверть 20 в. – возрождение термина «технология», его распространение. Технология дифференцируется на научную и практическую. Термином техника стали обозначать в основном материальные носители труда.

5. 3-я четверть 20 века – строгое разграничение терминов «техника» и «технология» при дальнейшей дифференциации последней (описательная, инструктивная,, контрольная)… Сделана попытка сформировать предмет теретическойй технологии «наука, изучающая процессы целенаправленногот преобразования форм существования материи».

6. Последняя четверть 20 в. – дальнейшая дифференциация технологии, становление и развитие ее теоретической части… Термин «техника» окончательно отделен.

 

Следует отметить, что понятие СТ связывают с именами К. Манхейма (20-е г.20в.) и К. Поппера (40-е г.20в.).

Слайд

К. Манхейм в работе «Диагноз нашего времени» отразил потребность общества в СТ. «Общество перестает быть стихийно приспосабливающимся, становится планируемым. В таком обществе технологии играют более важную роль, чем экономическая структура, социальная стратификация, поскольку способны затормозить экономические процессы и разрушить социальные классы».

В концепции К. Поппера СТ выступают как способ применения теоретических выводов социологии в практических целях.

Понятие "социальные технологии" применимо как к обществу в целом, так и к конкретным социальным институтам.

Слайд

Социальные технологии для различных уровней организации общества связаны с решением проблем жизнедеятельности людей какжителей определенной административной единицы (республики, края, области, города, района и т.п.) и как наемных работников (субъектов деятельности) в производственных структурах матери­альной и духовной сферы.

 

 

С точки зрения инженерии технология – это совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий.

Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкций по внедрению, технологические правила, требования, карты, гра­фики.

Социальные технологии представляют собой способ организа­ции и упорядочение целесообразной практической деятельности, совокупность приемов и методов, направленных на определение или преобразование состояния социального объекта и дос­тижение заданного результата.

Специфика социальной технологии состоит в том, что она алгоритмизирует деятельность "посредс­твом профессиональной культуры" (В.В.Щербина, 1995) и может быть многократного повторена при аналогичных обстоятельствах в иных социальных институтах и процессах.

В более расширенном толковании понятие социальная техноло­гия включает в себя вопросы планирования, проектирования и со­циального эксперимента, т.е. рассматривается как определенная последовательность элементов управленческого цикла, а сама тех­нология – сводится к понятию организация (в смысле – процесс практической реализации результатов предшествующих стадий про­цесса управления).

Слайд

Смысл и назначение любой социальной технологии – оптимиза­ция управленческого процесса на основе исключения из него тех видов деятельности и операций, которые не являются необходимыми для получения социально значимого результата.

Слайд

Основные определения сущности социальных технологий:

1) элемент механизма управления и средство перевода абс­трактного языка науки на конкретный язык достижения целей (В.Г.Афанасьев);

2) способ реализации конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно (М.Марков);

3) совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленную цель (А.К.Зайцев);

4) система инновационных способов, средств разрешения сущ­ностного противоречия взаимодействия и самореализации социаль­ных субъектов в диалоге человека и природы (В.И.Патрушев).

 

Обобщая подходы к определению СТ делаем вывод, что СТ это:

Слайд

- совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов (программ и проектов) и получения оптимального социального ре­зультата;

- важнейший элемент механизма управления и средство пере­вода языка намерений на конкретный язык практики управления, чему служат формализация социального управления и его расчлене­ние на процедуры (наборы действий по управлению социальным про­цессом) и операции (непосредственные действия по решению конк­ретной задачи в рамках данной процедуры).

 

 

Итак, социальные технологии характеризуют определенный способ достижения социальных целей (посредством пооперационного осуществления деятельности), разработанный на основе научных знаний и специфики области его реализации. Они выступают в фор­мах проекта, содержащего процедуры и операции, и собственно де­ятельности, построенной в соответствии с этим проектом.

2. Сущность социально-технологических отношений

 

Со­держание термина "технология" претерпело определенную эво­люцию. Первоначально под технологией подразумевалась обще­техническая дисциплина, изучающая взаимодействие средств труда и сырья, материалов. Интересы ее сосредоточивались главным образом в сфере производства. Общетехническое зна­чение технологии состояло в том, что она раскрывала наиболее рациональные пути построения и организации производственно­го процесса.

Слайд

Технология (первоначальное представление) - обще­техническая дисциплина, изучающая взаимодействие средств труда и сырья, материалов. Интересы ее сосредоточивались главным образом в сфере производства. Общетехническое зна­чение технологии состояло в том, что она раскрывала наиболее рациональные пути построения и организации производственно­го процесса.

 

Более широкая трактовка понятия "технология" предложена болгарским философом Н. Стефановым: "Там, где человек активно и целенаправленно относится к окружающим его про­цессам, где он стремится сознательно и планомерно изменять природную и социальную среду, там в принципе возможна технология"[1].

Слайд

Технология (Н. Стефанов): "Там, где человек активно и целенаправленно относится к окружающим его процессам, где он стремится сознательно и планомерно изменять природную и социальную среду, там в принципе возможна технология".

 

Технология как важнейший фактор формирования и развития личности, определенная форма общественной практики, по мне­нию Н. Тарасенко, является своеобразным предметным способом самоутверждения человека в мире природы на основе труда и познания и одновременно разворачивания в данном процессе человеческих способностей и творческих дарований[2].

Слайд

Технология является своеобразным предметным способом самоутверждения человека в мире природы на основе труда и познания и одновременно разворачивания в данном процессе человеческих способностей и творческих дарований (Н. Тарасенко).

 

Итак, технология воплощает в себе социальную форму прак­тики, способы регулирования, контроля и управления взаимо­действием между предметом труда и орудием труда, его техно­логическим содержанием. Причем если объективной природной предпосылкой технологии являются природные процессы, кото­рые обусловливают ее "вещественный каркас", то соответствую­щим социальным аналогом технологии выступает коллективная общественная практика, где материально-вещественные компо­ненты проявляют свою технологическую силу и раскрывают свое социальное значение. Общественная практика объединяет их в определенное целое, которое образует технологический способ освоения социального пространства.

Создание высокотехнологичных орудий на основе, трудовой деятельности становится возможным на достаточно высоком уровне развития общественной практики, науки и техники. Это относится прежде всего к индустриально-промышленному про­изводству.

В реальной жизни имеет место диалектическое взаимодейст­вие социальной и технологической систем. На развитие техники оказывают влияние не только непосредственно экономические отношения и системы управления хозяйством, но и многие факторы политического и социального порядка. Значение пос­ледних все более возрастает.

Научно-технический прогресс порождает множество техноло­гических нововведений, основная значимость которых в том, что "они предлагают также возможность новых решений обществен­ных, философских и даже личностных проблем. Они изменяют весь духовный мир человека, его способ мышления и взгляды на окружающее" (О. Тоффлер).

Итак, технология и как способ производства материальных ценностей, и как способ их использования взаимосвязаны и определяют характер ответов на два очень важных вопроса: как человек производит и как использует производимое? Поэтому технологические, отношения во многом определяют гуманисти­ческую направленность производства на благо человека, на удовлетворение его потребностей и интересов.

К. Маркс в данной связи анализирует организационно-техно­логический аспект материального производства применительно к формированию общественных отношений.

Слайд

К. Маркс: организационно-техно­логический аспект материального производства применительно к формированию общественных отношений.

1. Понятие технологии как процесса раз­ложения деятельности на операции, этапы, требующие опреде­ленных трудовых навыков, приемов, средств, знаний и т.д.

2. Активное отношение человека к природе, непосред­ственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духов­ных представлений[3].

Технологические процессы, по Марксу, необ­ходимы не только при превращении природного в социальное в исследовании отношения "человек — труд", где также необходим анализ процесса труда в двух аспектах: не только в технологическом, но и социально-экономическом аспекте.

 

В данном контексте он исходит из следующих двух моментов.

Во-первых, традиционное понятие технологии как процесса раз­ложения деятельности на операции, этапы, требующие опреде­ленных трудовых навыков, приемов, средств, знаний и т.д.

Во-вторых, активное отношение человека к природе, непосред­ственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духов­ных представлений[4].

Технологические процессы, по Марксу, необ­ходимы не только при превращении природного в социальное в исследовании отношения "человек — труд", где также необходим анализ процесса труда в двух аспектах: не только в технологическом, но и социально-экономическом аспекте.

 

Таким образом, одной из важнейших форм технологического уровня социальной детерминации является сам уровень развития производительных сил. Другой формой выступает организаци­онно-технологическая сторона человеческой деятельности и, ес­тественно, третьей формой технологической детерминации — технологически-управленческие отношения.

Эти исследования актуальны и сегодня потому, что техноло­гические изменения происходят во всех важнейших сферах деятельности человека, превращая их в единый сплав науки, техники, самого производства, что в свою очередь требует от общества решения целого комплекса разнообразных задач с учетом сложных и многообразных зависимостей между всеми сферами общественной жизни.

Большой вклад в разработку данной проблемы внесли философы Н. Стефанов и М. Марков. Рассматривая социальную технологию многоаспектно, Н. Стефанов приходит к следующему выводу: "В самом общем виде можно принять: социальная технология — это деятельность, в результате кото­рой достигается поставленная цель и изменяется объект деятель­ности... Социальная технология — это предварительно опреде­ленный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели или задачи", "чтобы деятельность получила право назы­ваться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в опреде­ленной последовательности". Автор предлагает выделить в про­цессах социальной технологии несколько процедур: "1. Опреде­ление цели, которая должна быть реализована в результате применения данной технологии; 2. Построение системы крите­риев для выбора возможных вариантов; 3. Обозначение круга возможных вариантов; 4. Выбор оптимального варианта; 5. Внед­рение избранного варианта".

М. Марков предлагает рассматривать технологию социальной деятельности в двух аспектах: как систему знаний об организа­ции действительности, связанную с выполнением этапов, опера­ций, методов, действий и т.п. по формированию общественных явлений, и как технологизацию этих знаний в процессе деятель­ности, которая выражается в трудовых действиях людей, соот­ветствующих требованиям конкретных, специфических социаль­ных структур[5].

В.Г. Афанасьев, отмечая, что социальная технология высту­пает специфическим посредником между объективно протекаю­щими процессами и субъективной действительностью людей, органически связывает ее с социальным управлением, в котором ей принадлежит "свое место", т.е. обеспечение действия всего механизма социального управления.

Иначе говоря, в социальной технологии реализуется "перевод объективных законов в меха­низм социального управления, т.е. "перевод" абстрактного языка науки, отражающей объективные законы развития обще­ства, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей на достижения по­ставленных целей"[6].

Слайд

Н. Стефанов: " Социальная технология — это предварительно опреде­ленный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели или задачи", "чтобы деятельность получила право назы­ваться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в опреде­ленной последовательности".

Последовательность процедуры в развитии СТ (Н. Стефанов):

1. Опреде­ление цели, которая должна быть реализована в результате применения данной технологии;

2. Построение системы крите­риев для выбора возможных вариантов;

3. Обозначение круга возможных вариантов;

4. Выбор оптимального варианта;

5. Внед­рение избранного варианта.

Аспекты рассмотрения технологии социальной деятельности (М. Марков):

1) как система знаний об организа­ции действительности, связанную с выполнением этапов, опера­ций, методов, действий и т.п. по формированию общественных явлений,

2) как технологизацию этих знаний в процессе деятель­ности, которая выражается в трудовых действиях людей, соот­ветствующих требованиям конкретных, специфических социаль­ных структур

 

 

Вопрос 3: Технологизация, унификация социальной деятельности и ее творческий характер

 

Значение технологии заключается прежде всего в том, что она делает человеческую деятельность более рациональной, включая в нее только те процессы и операции, которые необходимы для достижения поставленной цели.

Под технологизацией понимается процесс приведения системы в соответствие с показателями технологий.

Задача технологизации — не только полнее влиять на при­родные и социальные процессы, но и способствовать их преоб­разованию в соответствии с целями общества, класса, организа­ции и т.д.

 

Первым признаком технологизации является разграничение, разделение, расчленение данного процесса, деятельности на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции. Смысл указанной процедуры заключается в точном определении требо­ваний, предъявленных к субъекту, действующему по данной технологии; в обеспечении нормативной (или близкой к опти­мальной) меры развития процесса. Чем точнее степень соответ­ствия описания процесса его объективной логике, тем реальнее возможность достижения высокого эффекта деятельности. В силу этого жизнеспособными становятся те технологии, которые учитывают требования объективных законов и на этой основе ориентируют социальный субъект на целесообразные действия, на оптимальные решения с учетом достижений науки, сочетания традиционного и инновационного опыта.

Второй признак любой технологии — поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Последова­тельность и порядок исполнения действий должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса. Однако реализация указанного признака технологии отнюдь не означает, что субъект будет "скован" установленной последовательностью. У него всегда остается возможность "вме­шаться" в объективный ход процессов, изменить их порядок, установить ту или иную последовательность и темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся обстоятельств

Некоторые современные технологии (например, в производ­стве кристаллов) позволяют в течение нескольких дней или часов получить материалы, которые природа создавала годами и столетиями. Аналогичными возможностями в неменьшей сте­пени обладают социальные технологии, которые позволяют "сжать" социальное время. Появление технологии — наглядный пример умения личности диалектически сочетать объективное и субъективное в достижении могущества человека, овладевшего законами природы и общественного развития.

И наконец, третий, довольно существенный признак. Каждая технология предусматривает однозначность выполнения вклю­ченных в нее процедур и операций. Это решающее, непременное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Чем значительнее отклонения в действиях субъекта от параметров, предписанных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответ­ствующий ожидаемому. Для технологии социальной деятельнос­ти возможен гораздо больший диапазон отклонений, чем для технологий производственных, но и в первом, и во втором случаях отклонения возможны только до определенных границ, за которыми вместо творчества начинается уже субъективизм, приводящий к снижению эффективности управления.

Слайд

Технологизация - процесс приведения системы в соответствие с показателями технологий.

 

Задача технологизации — не только полнее влиять на при­родные и социальные процессы, но и способствовать их преоб­разованию в соответствии с целями общества, класса, организа­ции и т.д.

 

Признаки технологизации:

1) Разграничение, разделение, расчленение данного процесса, деятельности на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции.

2) Поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Последова­тельность и порядок исполнения действий должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса.

3) Каждая технология предусматривает однозначность выполнения вклю­ченных в нее процедур и операций.

 

Слайд

Плюсы технологизации Минусы технологизации

 

1. Операциональность 1. Простота операций

2. Экономичность 2. Гарантированный результат

3. Гарантия результата 3. Переносимость технологии в несовместимый с ней контекст

4. Преобразующий характер 4. Прагматические цели

5. Интегративность, целостность

6. Воспроизводимость

 

Унификация социальной деятельности – приведение различных видов деятельности к рациональному минимуму форм, свойств.

Основная цель унификации – устранение неоправданного многообразия форм и видов деятельности, приведение к возможному единообразию.

 

Вопрос 4: Социальное пространство и социальное время. Социальное пространство как объект технологизации

Социальная реальность анализируется в координатах "со­циального пространства" и "социального времени". Именно в этих координатах возникают различные процессы, функциони­рую социальные институты, осуществляется социализация лич­ности, дифференцируются различные потребности, интересы, ценности, стимулы (внешние и внутренние), определяющие де­ятельность, поведение людей.

Социальное пространство и социальное время характеризуют социальное бытие как процесс сочетающихся и сменяющих друг друга видов деятельности людей.

Социальное время фиксирует устойчивость социальных форм, их воспроизводимость, соци­альное пространство представляет движение человеческого бытия в виде определенной координации людей, их действий и предметных условий, средств и результатов их жизненного процесса в формах их совместных взаимодействий. Они по­стоянно действуют на уровне бытия социальных индивидов как условия связанности, непрерывности, организованности. Иначе говоря, они оказываются социальными связями, характеризую­щими последовательность и сочетание человеческих сил, дейст­вий и их воплощений.

В традиционных формах общества пространственные харак­теристики социального бытия выражали время и подчиняли себе его измерение. В настоящее время в ходе формирования инду­стриального общества происходит изменение этой привычной зависимости: время становится главным измерителем социаль­ных качеств людей и вещей. Социальное время для человека-социума как бы "сжимается", концентрируя требования к личности, ее качествам, квалификации и т.п. Образуется некое социальное пространство, выражаемое в формах времени.

Общее и конкретное социальное пространство, которое явля­ется объектом технологизации, сегодня характеризуется край­ним динамизмом, социальным напряжением.

Человечество обеспокоено не только глобальными проблема­ми — надвигающейся экологической катастрофой, увеличением нищеты, болезней, разрушением генофонда, но и нарастающим количеством техногенных аварий и катастроф. Ежегодно на земном шаре возникают сотни чрезвычайных ситуаций военного и невоенного характера. И эти тенденции постоянно возрастают.

Углубляющееся противоречие между личностью и обществом — одна из коренных причин разбалансированности социального пространства, таящая в себе возможности нарастающих социаль­ных взрывов и катастроф. Видимо, это одна из кардинальных проблем, которая сегодня стоит перед человечеством, от ее решения во многом будут зависеть темпы социального прогресса, его ценностные ориентиры и духовные принципы. Поиск путей оптимизации социального пространства требует решения ряда теоретических и методологических вопросов, связанных с уточ­нением его функций, определением его зрелости и открытости для личности, поиском принципов и инновационных методов оптимальной социализации человека и самореализации его сущностных сил.

Понять сущность социального пространства, его назначение и роль в практической жизни общества можно объяснить с помощью следующего примера: физическое пространство является показателем реальной местности. Ее характерными признаками являются расстояние (измеряемое метрами, километрами), особенностями рельефа местности (степи, горы), степень занятости (населенные пункты, предприятия).

 

Слайд

Социальное пространство отражает условные границы (диапазон, зону) в пределах которых возникают, развиваются и проявляют себя различные формы взаимодействия личности и отдельных общностей, совокупность которых позволяет получить желаемый результат.

Социальное пространство в русле социально-технологической теории рассматривается как непосредственное поле взаимодей­ствия общества и личности, энергия которого исходит от социу­ма, порождается уровнем его зрелости, направлена к личности и способствует реализации ее сущностных потребностей (в само­выражении, саморазвитии, самоуправлении, самообразовании, самовоспитании и т.п.).

Элементами социального пространства выступают граждан­ское общество, государство, регионы, семья, церковь, армия, общественные движения, партии, трудовые ассоциации и другие социальные институты и социальные организации.

Главная функция социального пространства — социальное обустройство своих граждан, удовлетворение их социальных потребностей не только в сфере производства, но и в ассоцииро­ванном распределении материальных и духовных благ, в достой­ном образе жизни, в расширении и укреплении связей личности с обществом.

Социальное пространство отражает условные границы (диапазон, зону) в пределах которых возникают, развиваются и проявляют себя различные формы взаимодействия личности и отдельных общностей, совокупность которых позволяет получить желаемый результат.

Социальное пространство в русле социально-технологической теории рассматривается как непосредственное поле взаимодей­ствия общества и личности, энергия которого исходит от социу­ма, порождается уровнем его зрелости, направлена к личности и способствует реализации ее сущностных потребностей (в само­выражении, саморазвитии, самоуправлении, самообразовании, самовоспитании и т.п.).

Элементами социального пространства выступают граждан­ское общество, государство, регионы, семья, церковь, армия, общественные движения, партии, трудовые ассоциации и другие социальные институты и социальные организации.

Главная функция социального пространства — социальное обустройство своих граждан, удовлетворение их социальных потребностей не только в сфере производства, но и в ассоцииро­ванном распределении материальных и духовных благ, в достой­ном образе жизни, в расширении и укреплении связей личности с обществом. Возрастание роли социального в жизни общества выступает как общесоциологическая закономерность. Субъекты управления, учитывающие ее требования, способствуют ускоре­нию прогресса, а не понимающие или игнорирующие это отбра­сывают народы, нации, государства в их развитии на задворки цивилизации.

Каждый человек по-разному включается в определенное социальное пространство, прилагает различные усилия для его упорядочивания, использования в достижении желаемого результата деятельности.

Многие задачи, которые решает для себя отдельная личность являются общезначимыми, их решали до нее и будут идти этим же путем и после. К таким процессам относятся: получение образования, обучение профессиональным навыкам, выбор места трудовой деятельности, определение стратегии, тактики трудового поведения, система решения социально-бытовых проблем.

Слайд

Условия достижения конкретного результата деятельности (Григорьев С. И.):

1. Целенаправленное упорядочивание, координация интересов, потребностей, отношений

2. Наличие требуемого для этого правового, экономического, социального, организационного обеспечения в необходимом объеме, состоянии, длительности, взаимосвязи.

3. Определенная степень активности и динамичность субъектов социального пространства.

Характеристика качественного состояния социального пространства определяется его сбалансированностью между провозглашенными целями общества и усилиями(правовыми, социальными, экономическими), которые приходится преодолевать на пути достижения цели.

Потенциал социального пространства определяется наличием в нем устойчивых систем связей, отношений, ресурсов, необходимых для обеспечения функционирования СТ.

Основные показатели эффективности социального пространства:

1. Степень доступности использования его потенциала

2. Объем затрат для реализации конкретных СТ в данном социальном пространстве

3. Способность к воспроизводству потенциала, его развитие

4. Уровень культуры использования потенциала социального пространства

Самореализация человека осуществляется в социальном про­странстве в режиме социального времени. Человек как субъект, преобразующий внешний мир и свою внутреннюю природу, является исходным пунктом (средством) и одновременно конеч­ным результатом (целью) всего этого движения. Поэтому ут­верждение личности человека как действительного общественно­го богатства — императив социального времени.

Слайд

Социальное время –метод рассмотрения существующего явления во временном пространстве, форма существования общества, функционирование которого проходит во времени и пространстве.

Так же социальное время характеризует последовательность различных видов деятельности, их частоту.

Так же социальное время характеризует последовательность различных видов деятельности, их частоту.

Время необратимо, оно движется от прошлого к будущему. Социальное время имеет свою структуру, которая определяется основными сферами жизнедеятельности общества.

Структура социального времени:

1) Индивидуальные затраты времени.

2) Средние затраты времени.

3) Общественно-необходимые затраты времени.

Слайд

Наиболее важный метод изучения социального времени общества – это метод изучения использования бюджетного времени и рассчитываемые на его основе балансы времени.

 

Балансы и бюджеты времени дают объективную картину распределения использования времени, в которой отображено реальное поведение людей.

 

В научной литературе часто встречаются различные опреде­ления слова "процесс". В данном тексте под процессом понима­ется относительно однородная серия явлений, взаимосвязанных причинными или структурно-функциональными зависимостями. При этом данные социальные явления возникают вследствие взаимодействия людей в социальном пространстве, непосредст­венно в контактной группе или опосредованно через причаст­ность индивидов к общностям, через социальные организации, социальные институты.

Слайд

Серия социальных явлений может быть понята как процесс, если:

а) она сохраняет идентичность во времени, позволяющую выделить ее из других серий;

б) предшествующие явления обусловливают хотя бы частично следующие за ними явления;

в) предшествующие явления вызывают однородное положе­ние вещей.

Например, социализация — это процесс освоения индивидом общественного опыта. Она представляет собой длинную серию взаимодействий между ребенком, его воспитателями и общественной средой; серия эта сохраняет свою идентичность благода­ря идентичности формируемой личности; реакции ребенка на последующие воздействия в определенной степени обусловлены ранее возникшими явлениями результате складывается опре­деленное состояние его личности, формируются более или менее устойчивые черты.

Воспитание — также социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений, взаимодействий, более, или менее последовательно нацеленных на формирование воспитуемого в желательном направлении. Развитие любой группы — социаль­ный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений диффе­ренциации состава ее членов, институтов, применения новых методов самовзаимодействия и т.д. Причем это развитие харак­теризуется идентичностью, непрерывностью и связано структур­но-функциональными зависимостями. На логику развития соци­ального процесса существенно влияет сознание. Во многих со­циальных процессах (целенаправленных) роль сознания исклю­чительно велика.

К таким процессам можно отнести самовоспитание, самооб­разование или профессиональное обучение. Однако часть про­цессов совершается как бы подсознательно. Люди задумываются о них, оказываясь поставленными перед фактом, т.е. сталкива­ясь с их нежелательными результатами и последствиями. Неред­ко социальные процессы застают нас врасплох, ошарашивая своей неожиданностью и результатом. Поэтому в социально-тех­нологической теории важен вопрос о границах социального процесса.

Слайд

Предметом технологизации являются:

внутриличностные процессы;

процессы, происходящие непосредственно между двумя или несколькими индивидами;

процессы, происходящие в отношениях между индивидом и группой;

процессы, происходящие внутри группы;

процессы, происходящие в отношениях между группами;

процессы, происходящие внутри отдельного общества;

процессы, происходящие внутри человечества или глобально­го общества.

Как видим, нижнюю границу образуют внутриличностные процессы, которые соприкасаются непосредственно с психичес­кими и психофизиологическими процессами, верхнюю — гло­бальные социальные процессы.

Поскольку человек — существо не только социальное, но и биологическое, то социальные процессы тесно переплетаются с биологическими. Полная картина социализации личности невоз­можна без учета возрастных периодов человека и их биологичес­ких особенностей (например, акселерации, т.е. ускоренного биологического созревания индивида). С другой стороны, био­логические характеристики человека, такие, как, скажем, состо­яние его здоровья, нельзя понять без учета социальных, эконо­мических, экологических факторов и переменных.

Сказанное относится также к соотношению социальных и других смежных (географических, геофизических и т.п.) про­цессов.

Слайд

Социальный процесс совершается в трех возможных формах:

1) объектной, т.е. в форме последовательного изменения состо­яния социального объекта;

2) субъектной, или деятельностной, т.е. в форме последовательных действий субъекта;

3) техноло­гической, т.е. в форме соблюдения, осуществления определен­ной технологии. Технологическая форма социального процесса является ее высшей формой, так как она обеспечивает взаимную "подгонку" двух первых форм. Посредством ее достигается, с одной стороны, рационализация процесса деятельности, а с другой — оптимизация объектного процесса.

 

Вопрос 6: Аналитические модели социального процесса.

Все сказанное выше позволяет перейти к рассмотрению структуры социально-технологического знания. Принимая в ка­честве предмета технологизации социальные процессы, выделим следующие элементы этого знания:

Слайд

1. Структурная модель позволяет определить содер­жание, форму, участников, направление и масштаб социального процесса.

Если изменения, происходящие в социальной системе, при­водят к исчезновению или обеднению ее составных элементов и существующих между ними отношений, то такая система теряет свой потенциал, идет к регрессу.

Если развитие, происходящее в социальной системе, прибли­жает ее к определенному идеалу, оцениваемому положительно, то это развитие является прогрессом.

Слайд

Масштаб социального процесса — это социальное простран­ство, на которое он распространяется. В зависимости от масшта­ба выделяются локальные и глобальные процессы.

Локальные (ограниченные определенным местом) процессы охватывают часть социального пространства, глобальные — охватывают все социальное пространство. Процесс самовоспитания личности, к примеру, охватывает ее саму и ее ближайшее окружение, про­цесс социализации — все общество. Одни и те же процессы (сотрудничество, конфликт) могут быть как локальными, так и глобальными. Стремление ограничить социальный процесс оп­ределенным местом и не допускать его распространения называ­ется локализацией. Так, субъект управления часто озабочен локализацией социальной напряженности, конфликта. Стремле­ние расширить социальный процесс называется соответственно глобализацией. Расширение сферы сотрудничества между людь­ми, группами или народами всегда было и остается благородной целью.

Точная оценка масштаба социального процесса закономернос­тей его развития является необходимой предпосылкой принятия правильных решений. Если субъект управления имеет смутное представление о масштабах распространения, скажем, алкого­лизма или наркомании, то вряд ли он сумеет успешно с ним бороться.

Слайд

2. Динамическая модель учитывает фактор времени, рассматривает соци­альный процесс во временном измерении. С этой целью исполь­зуются такие характеристики, как фазы (стадии) социального процесса, его продолжительность, интенсивность, темп, ритм, состояние, обратимость.

Слайд

3. Факторная модель обусловлена тем, что социаль­ный процесс, как и любой другой процесс, детерминирован определенными причинами.

Роль отдельных параметров детерминации социального про­цесса различна: одни вызывают его, другие обусловливают, третьи влияют на его продолжительность или темп и т.п.

Слайд

Параметры, которые вызывают социальный процесс и опре­деляют само его содержание, составляют источник социального процесса. Если нет источников, то нет и процесса. В основе любого процесса лежат те или иные источники, порождающие его, дающие ему жизнь.

Слайд

Параметры, которые сами по себе не вызывают социального процесса, но без которых он не может существовать, составляют условия социального процесса.

Слайд

Параметры, которые влияют на социальный процесс, изменяя его отдельные характеристики (форму, продолжительность, ин­тенсивность и т.п.), относятся к факторам социального процес­са.

Факторы не вызывают социальный процесс (в отличие от его источников) и не обеспечивают его существования (в отличие от его условий), но тем не менее влияют на него. Причем влияние иногда оказывается настолько сильным, что процесс даже при­останавливается или, наоборот, совершается в ускоренном темпе.

Слайд

Источники социального процесса делятся на внутренние и внешние. Внутренние источники действуют в самой социальной системе, находятся в данном процессе, внешние источники — во взаимодействии этой социальной системы с другими системами.

Слайд

Условия бывают достаточными или недостаточными.

При недостаточных условиях социальный процесс или вообще не может совершаться, или совершается в деформированном виде.

Слайд

Факторы социального процесса делятся на:

а) положительные или отрицательные: положительные фак­торы содействуют процессу, отрицательные — препятствуют ему, тормозят его;

б) непосредственные и косвенные: непосредственные факто­ры действуют на сам социальный процесс прямо, непосредствен­но; косвенные — действуют опосредованно, косвенно, а именно через источники или условия социального процесса.

Выявление, анализ и соответствующая оценка источников, условий, факторов имеют принципиально важное значение для направленного воздействия на социальный процесс, его оптими­зацию.

Слайд

4. Типологическая модель социально-технологическо­го знания заключается в классификации всех процессов, возни­кающих в отношениях между людьми.

Определяя общество как многообразие отношений между людьми, все процессы, изме­няющие общество, сводятся к двум большим группам: процессы взаимного сближения людей, или процессы, объединяющие людей, и процессы отдаления, или процессы, разделяющие людей.

Первые составляют большую группу ассоциативных про­цессов, среди которых основные — сближение, приспособление, уравнивание, объединение. Процессы разъединения выступают в трех основных видах: соперничество, оппозиция, конфликт.

Процесс соперничества, конкуренции, основан на том, чтобы упредить аналогичные стремления других индивидов и групп и прежде них прийти к цели. Если в ходе соперничества проявится стремление ликвидировать конкурента или какую-либо его систему предметов или ценнос­тей, то соперничество превращается в конфликт, который также имеет разные виды при разной степени интенсивности. Кроме того, выделяются процессы, изменяющие место индивидов или групп как в пространстве, так и в социальных структурах. К ним относятся процессы мобильности. Процессы, изменяющие соци­альную организацию, делятся на процессы реорганизации и дезорганизации. Наконец, существуют также процессы измене­ний, происходящие в системах культуры, накладывающие глу­бокий отпечаток на отношения между людьми, на организацию и структуру общности, например процессы, изменяющие систему идеологии, религии, науки, техники.

Слайд

Типологизацию социальных процессов можно проводить и по другим основаниям (критериям):

общей направленности (процессы функционирования и про­цессы развития);

уровню протекания (локальные, глобальные и т.п.);

результатам, последствиям (конструктивные, деструктив­ные);

продолжительности (длительные, кратковременные);

сферам распространения (экономические, политические, со­циально-культурные, духовные и т.п.), по той роли, которую они выполняют в социальной системе.

В соответствии с таким основанием принято выделять:

процессы зарождения, формирования социальной системы (например, процессы организации и самоорганизации малых социальных групп);

процессы стабилизации социальной системы (например, про­цесс сплочения производственного коллектива);

процессы функционирования социальной системы (напри­мер, коммуникативные или регулятивные процессы);

процессы адаптации социальной системы, т.е. ее приспособ­ления к меняющимся внешним условиям (например, процессы информатизации и компьютеризации);

процессы эволюции социальной системы (например, процес­сы модернизации или революции);

процессы распада социальной системы (например, процесс "антиселекции");

переходные процессы, т.е. процессы перехода из одной сис­темы в другую (например, процессы формирования плюралис­тической системы собственности, децентрализации управления общественными процессами и т.д.).

Знание типов и классов, протекающих в обществе социальных процессов является необходимым условием технологизации, вы­бора приоритетов, разработки и внедрения общих и частных технологий.

Слайд

5. В этой связи технологическая модель социально-технологического знания представляет взгляд на социальные процессы с позиции их оптимизации, определения и нахождения соответствующих путей, способов и методов. Следовательно, необходимо изучать те его характеристики, определения и учет, которые важны для решения задач оптимизации.

Слайд

Характеристи­ки эти следующие.

Результат социального процесса — это то, что достигается по его истечении или истечении его цикла. Результат может быть фактическим (то, что уже достигнуто), ожидаемым (то, что предполагается достигнуть по истечении процесса) и вероятным (то, что предполагается по истечении процесса). Ожидаемый результат является целью.

Последствия социального процесса — его косвенные резуль­таты, имеющие значение для других процессов и для других результатов.

Степень управляемости социального процесса — характе­ристика, выражающая возможность направленного воздействия на социальный процесс в целом, которая определяется соотно­шением управляемых и неуправляемых переменных. Чем боль­ше управляемых переменных, тем выше степень управляемости социального процесса. Отдельные социальные процессы можно характеризовать с этой точки зрения как: 1) управляемые, 2) не­управляемые и 3) частично управляемые, или регулируемые.

Ограничения — те условия, которые накладываются на соци­альный процесс.

Эффективность — характеристика социального процесса, выражающая его оценку с точки зрения ожидаемого результата. Если фактический результат в основном соответствует ожидае­мому, то можно говорить об эффективном процессе, если соот­ветствует полностью — оптимальном, если соответствует частично — малоэффективном, если не соответствует — неэффектив­ном процессе.

В заключение следует сказать о механизмах в системе социально-технологического знания, в частности конкретно о механизме социального процесса. Имеется в виду то, как этот процесс совершается, каким образом соотносятся и взаимодей­ствуют его элементы, чем они приводятся в движение. Так, при рассмотрении механизма социализации определяются стадии социализации, общественные институты социализации и спосо­бы их воздействия на формирующуюся личность, направления и формы активности самой личности, способы согласования внешних воздействий. Если мы обратимся к процессу привати­зации, то его механизм представляет собой систему воздействий, "запускающих" этот процесс и обеспечивающих его нормальный ход. С учетом сказанного можно дать такое определение. Меха­низм социального процесса — это комплекс взаимодействий элементов социальной системы, вызывающих и обеспечивающих ее движение.

Завершая изложение представлений о системе социально-тех­нологического знания, следует напомнить еще раз, что предло­женные составляющие не заменяют друг друга по принципу "хуже-лучше". Они взаимообусловлены и в таком взаимном дополнении дают многостороннее, целостное видение социаль­ного процесса, выявляют логику его развития и анализа.

Социально-технологические знания являются теоретической и методологической основой разработки и внедрения конкрет­ных живых социальных технологий по оптимизации социальных процессов.

 

Слайд 1

Тема 2. Социальные ресурсы и социальный потенциал

 

Слайд 2

План:

1. Социальные ресурсы: понятие, сущность, виды

2. Социальный потенциал и социальные резервы, социальный капитал и социальный интеллект

3. Технологии освоения социальных ресурсов

Слайд 3

1. Социальные технологии. Толковый словарь/ Отв. ред. В.Н. Иванов. – Москва-Белгород: Луч–Центр социальных технологий, 1995.

2. Иванов В. Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2001

3. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования/ Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова – М.: Институт психологии РАН, 2004, стр. 11-28.

4. Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. Кишинев, 1997.

 

Слайд 4.

Вопрос 1. Социальные ресурсы: понятие, сущность, виды

Социальные ресурсы местного сообщества — крупная теоретическая и практическая проблема. Для социального обу­стройства территорий, повышения качества жизни населения необходимы значительные средства.

Во многих муниципальных образованиях нет для этого доста­точных материальных (природных) и финансовых ресурсов. Однако имеются огромные социальные ресурсы, которые в отличие от материальных неисчерпаемы и имеют свойство уве­личиваться по мере инновационного развития местных сооб­ществ, совершенствования форм самоуправления, изменения самих людей в процессе социализации, самообразования и само­воспитания, самореализации своих сущностных сил, формиро­вания гражданского самосознания.

Слайд

Социальные ресурсы — это продукт совместной деятельности населения

Чем выше соци­альный интеллект местного сообщества, тем большими социаль­ными возможностями располагает население для решения своих насущных местных проблем.

Социальные ресурсы имеют ряд особенностей, принципиаль­но отличающих их от природных ресурсов. Во-первых, природные ресурсы исчерпаемы как, например, месторождения полезных ископаемых, тогда как социальные ресурсы неисчерпаемы. Их использование не означает их исчерпания, а напротив, способствует прогрессирующему изме­нению, переходу общества на новый, более высокий уровень его развития. Во-вторых, социальные ресурсы — это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. Используя, к примеру, состязательный ресурс, мы отнюдь не уменьшаем и не уничтожаем его, а, напротив, оставляем в целости и сохранности и даже наращиваем. Чем активнее используем соревновательный ресурс, тем в большей мере способствуем его развитию.

В-тре­тьих, природные ресурсы можно держать в запасе и от этого они не увеличиваются и не уменьшаются. Иное дело — социальные ресурсы. Их нельзя держать про запас, ибо они начинают быстро обесцениваться и деградировать. В-четвертых, природные ресур­сы поддаются количественному измерению и оценке. Можно подсчитать величину энергетических ресурсов и наметить пути их рационального использования. Точно так же можно опреде­лить и оценить земельные, водные, лесные и другие ресурсы. Но труднее это сделать применительно к социальным.

 

Слайд

 

Природные ресурсы Социальные ресурсы
1. Исчерпаемые 2. Невозобновляемые 3. Можно держать в запасе 4. Поддаются количественному измерению и оценке 1. Неисчерпаемые 2. Возобновляемые 3. Нельзя держать в запасе 4. Не поддаются количественному измерению и оценке

 

 

Слайд

Виды социальных ресурсов:

1. Коммуникативный ресурс

2. Соревновательный ресурс

3. Технологический ресурс

4. Духовно-нравственный ресурс

5. Мотивационный ресурс

6. Социально-психологический ресурс

7. Демографический ресурс

8. Социально-экологический ресурс

 

Коммуникативный ресурс

Что касается коммуникативного ресурса, то его оптимальное использование происходит за счет:

1) расширения внутреннего и внешнего круга коммуникативного взаимодействия

2) повышения интенсивности и активности коммуникативного взаимодействия

3) содействия положительной содержательной и эмоциональной направленности коммуникативного взаимодействия

 

С оптимизацией коммуникативного ресурса тесно связано лучшее использование соревновательного ресурса. Функциональное пространство соревновательности не сводится к труду. Оно охватывает все сферы человеческой жизни. С учетом этого используются методы гласного сравнения, "вызова", конкурен­ции, конкурсный и альтернативный подходы.

 

В недостаточной мере используется технологический ресурс.

Технологический ресурс используется:

• при постановке и согласовании целей, по­становке проблем, информационном обеспечении

• при диагностировании и прогнозировании проблем и ситуаций

• при планировании (программировании), принятии решений, выборе оптимальных способов и методов действия

• при организации коммуникативного взаимодействия, выбо­ре и применении способов регулятивного и мотивационного воздействия

 

Что касается духовно-нравственного ресурса, то отсутствие общенациональной идеи, перспективы улучшения качества жизни, смена ценностей и пр. свидетельст­вуют о низкой степени его использования.

Использование мотивационного ресурса осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях:

1. на уровне ценностных ориентации;

2. на уровне социальных установок;

3. на уровне моти­вов.

 

Наработан широ­кий набор способов и методов оптимального использования социально-психологического ресурса, а именно:

1) оперативное и стратегическое согласование территориальных межгрупповых и внутригрупповых интересов;

2) обеспечение, гарантирование социальных перспектив; содей­ствие ритмичности жизнедеятельности местного сообщества;

3) согласование личных и групповых интересов;

4) создание более благоприятных условий жизни;

Оптимизация использования демографического ресурса свя­зана с повышением рождаемости, средней продолжительности жизни, числа разводов, совершенствованием структуры занятос­ти, снижением уровня безработицы.

В этой связи в муниципаль­ных образованиях создаются Центры планирования семьи, которые оказывают медико-консультативную помощь нуждающим­ся.

Проводится комплекс мер по оптимальному использованию социально-экологического ресурса местного самоуправления, в том числе облагораживание окружающей природной, архитек­турной, культурной, социальной и других сред.

Слайд




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.