КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чтения лекции №1
ПЛАН Функциональная схема взрывателя Обобщенная функциональная схема авиационного взрывателя приведена на рисунке 8.1. Основными узлами взрывателей являются: - датчик команды срабатывания; - блок передачи команды; - исполнительный блок; - предохранительные устройства; - механизм дальнего взведения (МДВ). Датчик команды является устройством, формирующим команду для срабатывания взрывателя. Эта команда формируется либо в результате взаимодействия датчика с целью, либо независимо от цели с помощью специальных временных механизмов, отсчитывающих время от момента выстрела (сбрасывания бомбы) или от момента падения бомбы на преграду. В зависимости от типа датчика создаваемая им команда может носить характер взрывного импульса, луча огня или электрического сигнала. Блок передачи команды предназначен для передачи команды срабатывания от датчика исполнительному блоку с определенной временной задержкой. Задержка в передаче команды обеспечивает оптимальный в смысле максимизации эффекта момент взрыва снаряжения боеприпасов. За время задержки снаряд или бомба перемещаются относительно цели на определенное расстояние и занимают к моменту взрыва такое положение, при котором ущерб, наносимый цели, максимален. В том случае, когда оптимальный момент взрыва совпадает с моментом создания команды, необходимость в задержке отпадает. В некоторых взрывателях работой блока передачи команды могут управлять дополнительные устройства, изменяющие величину задержки в зависимости от условий сближения боеприпасов с целью и других факторов. Исполнительный блок служит для создания мощного взрывного или теплового импульсов, вызывающих действие снаряжения боеприпасов. Предохранительные устройства обеспечивают безопасность взрывателя на всех стадиях эксплуатации и при боевом применении. Конструктивно предохранительные устройства обычно являются составными частями датчиков и блоков, через которые проходит команда для срабатывания. Они не допускают нештатного срабатывания датчиков, а также прохождения команды через последующие блоки. Срабатывание взрывателя становится возможным только после снятия всех предохранителей. Процесс снятия предохранителей, называемый взведением взрывателя. Он обычно начинается с момента выстрела (сбрасывания бомбы) и заканчивается по истечении определенного времени, называемого временем дальнего взведения. Величина времени дальнего взведения определяет расстояние (дальность взведения), на которое удаляется снаряд (бомба) от самолета-носителя к моменту снятия предохранителей. Дальность взведения должна быть такова, чтобы взрыв боеприпасов при случайном срабатывании взрывателя после взведения был бы безопасным для самолета-носителя. Время дальнего взведения является одной из важнейших характеристик взрывателей. Оно, с одной стороны, определяет безопасность боевого применения боеприпасов, а с другой – ограничивает условия их боевого применения (например, минимально допустимую высоту бомбометания, минимально допустимую дальность стрельбы). Операцию взведения взрывателей выполняют устройства, называемые механизмами дальнего взведения (МДВ). Механизмы дальнего взведения в общем случае состоят из трех основных частей: - пускового; - замедлительного; - исполнительного устройства. Первое из них приводит в действие замедлительное устройство, которое отрабатывает время дальнего взведения. По истечении этого времени исполнительное устройство МДВ переводит детали взрывателя в боевое положение. Пусковые устройства МДВ авиационных взрывателей могут быть двух типов: автономные и неавтономные. Автономные пусковые устройства не предусматривают связи с ракетно-бомбардировочными и артиллерийскими установками самолета. Они приводятся в действие инерционными силами либо в момент выстрела, либо на траектории полета боеприпасов. (Взрыватели длительного действия, применяемые для минирования объектов авиабомбами и авиационными минами, а также взрыватели противолодочных авиабомб имеют пусковые устройства, реагирующие на силы сопротивления преграды. Окончательное взведение таких взрывателей происходит через некоторое время после удара авиабомбы (мины) о преграду). Неавтономные пусковые устройства после подвески боеприпасов на самолет связываются механическим или электрическим способами с установками самолета. Они приводятся в действие при отделении боеприпасов от установок, когда взрыватель теряет механическую (электрическую) связь с самолетом. МДВ в зависимости от принципа устройства замедлителя подразделяются на: - пиротехнические; - механические (часовые); - химические; - электрохимические; - электрические; - жидкостные (перетекание жидкости); - комбинированные. Время взведения пиротехнических МДВ определяется временем сгорания пиротехнической запрессовки, механических – временем работы часового механизма или временем перемещения подвижных деталей МДВ под влиянием внешних сил, действующих на взрыватель после выстрела, электрических МДВ – временем протекания электрических процессов (например, временем заряда конденсатора до определенного напряжения). Некоторые взрыватели могут иметь несколько ступеней предохранения, снимаемых в определенной последовательности под воздействием различных факторов: потеря связи взрывателя с самолетом, действие инерционных сил, удар в преграду, запуск реактивного двигателя и др. Число ступеней предохранения определяется числом внешних факторов, используемых для запуска механизма взведения взрывателя. Взведение взрывателей с несколькими ступенями предохранения становится возможным только при условии, если снятие ступеней предохранения будет происходить в последовательности, предусмотренной конструкцией МДВ. Совокупность средств воспламенения и детонирования (капсюли, передаточные заряды, пороховые усилители и т. п.), входящих в датчики, блоки передачи команды и исполнительные устройства, и служащих для формирования, передачи и исполнения команды срабатывания, называется огневой цепью взрывателя. В общем случае огневые цепи взрывателей боеприпасов основного назначения содержат два чувствительных к удару и нагреву средства инициирования: капсюль-воспламенитель (электровоспламенитель), служащий для формирования команды срабатывания в виде луча огня, и капсюль-детонатор, преобразующий огневой импульс в детонационный, который вызывает взрыв детонатора.
Степень безопасности взрывателя в служебном обращении зависит в основном от взаимного положения этих капсюлей и детонатора до момента взведения. По степени безопасности взрыватели подразделяются на три группы: - непредохранительного; - полупредохранительного; - предохранительного типа.
Рис. 6.2. Огневая цепь взрывателя
В общем случае огневая цепь взрывателя состоит из следующих элементов: ударника 1, капсюля-воспламенителя 2, замедлителя 3, капсюля-детонатора 4, передаточного заряда 6 и детонатора 7.
Для того чтобы действие взрывателя стало невозможным, достаточно выключить из этой цепи любой элемент. Выключение капсюлей и передаточных зарядов чаще всего производится путем смещения их в сторону, а выключение ударника – за счет применения специальных деталей – стопоров 8, препятствующих его перемещению. Огневая цепь может выключаться также введением между ее отдельными элементами дополнительных перегородок и заслонок 5, удаляемых при взведении взрывателя. В непредохранительных взрывателях капсюль-воспламенитель и капсюль-детонатор не изолированы от детонатора, поэтому при случайном срабатывании одного из них произойдет взрыв детонатора. В полупредохранительных взрывателях капсюль-воспламенитель до момента взведения изолируется от капсюля-детонатора. Во взрывателях предохранительного типа оба капсюля изолированы от детонатора, поэтому случайное срабатывание любого капсюля не влечет за собой взрыва детонатора. В зависимости от назначения взрывателя и сложности выполняемых им функций количество элементов в его боевой цепи может быть разным. Кроме предохранителей, связанных с МДВ, взрыватели могут иметь походные предохранители, которые удаляются в процессе подготовки к боевому применению.
6.3 Классификация взрывателей
По функциональному предназначению в зависимости от вида боеприпасов авиационные взрыватели действия подразделяются на взрыватели для: - авиабомб; - артиллерийских снарядов; - неуправляемых авиационных ракет; - управляемых авиационных ракет. Взрыватели различного назначения отличаются друг от друга главным образом принципом устройства механизмов дальнего взведения, обусловленным спецификой внешних сил, действующих на боеприпасы различного вида при выстреле и на траектории полета в воздухе. В зависимости от условий боевого применения взрыватели авиабомб подразделяются на: - взрыватели для бомбометания с больших и средних высот; - взрыватели для бомбометания с малых высот, - универсальные взрыватели (могут применяться как с малых, так и с больших высот). В зависимости от принципа действия датчика команды авиационные взрыватели подразделяются на: - контактные (ударные); - дистанционные; - неконтактные. Контактными называются взрыватели, датчик которых срабатывает от удара о преграду. В зависимости от принципа устройства датчика взрыватели ударного действия подразделяются на: - механические - электрические. В механических взрывателях команда на срабатывание формируется в результате накола жалом ударника капсюля или нагрева воздуха в замкнутой полости перед капсюлем при быстром сжатии воздуха в момент удара. В электрических взрывателях эта команда формируется либо при замыкании электрической цепи, содержащей источник тока и электровоспламенитель, либо путем генерирования электрической энергии специальным источником тока в момент удара о преграду (конденсаторные, с электрохимическим источником тока, с импульсным генератором тока, пьезоэлектрические). В зависимости от характера внешних сил, используемых для работы датчика, контактные взрыватели подразделяются на: - реакционные (используют силы реакции преграды); - инерционные (используют силы инерции см. ниже); - реакционно-инерционные (используют одновременно силы реакции и инерции). Инерционные силы – основаны на действии на АСП больших ускорений. В АСП используются следующие силы инерции: - сила инерции от линейного ускорения снаряда; - сила инерции от касательного ускорения (обусловлена действием углового ускорения на детали взрывателя, смещенные относительно оси вращения); - центробежная сила (обусловлена центростремительным ускорением, которое испытывают детали взрывателей вращающихся снарядов, смещенные относительно оси вращения). В зависимости от диапазона углов встреч с преградой, при которых происходит надежное срабатывание инерционных ударных механизмов, последние подразделяются на механизмы осевого, бокобойного и всюдубойного действия. В зависимости от места установки взрыватели подразделяются на: - головные; - донные; - боковые - универсальные. Взрывательные устройства, которые устанавливаются в АСП на заводах, могут располагаться в любой части бомбы. В зависимости от типа пускового устройства (ПУ) взрыватели подразделяются на автономные и неавтономные (см. выше). Неавтономные взрывателя подразделятся на: - взрыватели с механическими ПУ; - взрыватели с электропиротехническими ПУ; - взрыватели с двумя типами ПУ. Взрыватели с механическими ПУ применяются с самолетов, оборудованных механической системой управления взрывателями, которая включает в себя замок «взрыв – невзрыв» и пруток или трос, связывающий его с ПУ взрывателя. Взрыватели с электропиротехническими ПУ применяются с самолетов, оборудованных электрической системой управления взрывателями, которая через специальное контактное устройство бомбардировочной установки связывает бортовой источник тока самолета с электропиротехническим устройством (ЭПУ) взрывателя. Взрыватели, имеющие два типа ПУ, могут применяться со всех типов самолетов. В зависимости от времени срабатывания взрыватели АСП подразделяются на: - взрыватели мгновенного действия (время срабатывания не более 0,001 с); - взрыватели замедленного действия (время срабатывания от долей секунды до нескольких минут); - взрыватели длительного действия (время срабатывания от десятков минут до нескольких суток). Взрыватели замедленного действия могут иметь несколько установок времени действия: - малое замедление (сотые доли секунды); - большое замедление (десятые доли секунды); - штурмовое замедление (от нескольких секунд до нескольких минут). В зависимости от вида начального импульса, сообщаемого снаряжению авиабомбы, взрыватели подразделяются на: - взрыватели с детонаторным узлом (сообщают взрывной импульс); - взрыватели с воспламенительным узлом (сообщают огневой импульс). Классификация взрывателей авиабомб по таким признакам, как место установки, принцип устройства и действия датчика, время срабатывания, вид начального импульса, распространяется также и на авиационные артиллерийские и ракетные взрыватели. Взрыватели ударного действия наиболее широко применяются в авиационных бомбах основного назначения, в неуправляемых ракетах и артиллерийских снарядах. Дистанционными называются взрыватели с временными датчиками, которые срабатывают на траектории боеприпасов в воздухе или воде через заранее установленное время. Временной датчик отсчитывает время с момента его включения до момента создания команды для срабатывания. Включение датчиков взрывателей боеприпасов, предназначенных для действия на воздушной траектории, производится в момент отделения боеприпасов от самолета, а датчиков взрывателей противолодочных авиабомб – в момент удара о воду. Время работы временных датчиков в зависимости от устройства взрывателя может устанавливаться либо на земле перед боевым вылетом, либо непосредственно перед выстрелом (сбрасыванием авиабомбы) с помощью специальных приборов-установщиков. По принципу действия временного датчика (МДВ) дистанционные взрыватели подразделяются на: - пиротехнические; - механические (часовые); - химические; - электрохимические; - электрические; - жидкостные (перетекание жидкости); - комбинированные. Дистанционные взрыватели применяются главным образом в боеприпасах вспомогательного (специального) назначения: в осветительных, сигнальных, дымовых и т. п., в разовых бомбовых кассетах и связках. Неконтактными называются взрыватели, датчик которых формирует команду срабатывания под воздействием энергии, излучаемой или отражаемой целью. В зависимости от вида энергии, используемой датчиком для формирования этой команды, неконтактные взрыватели подразделяются на: - электростатические (используют энергию электрического поля); - магнитные (используют энергию магнитного поля); - радиовзрыватели (используют электромагнитную энергию в диапазоне радиоволн); - оптические (используют электромагнитную энергию в диапазоне от инфракрасных до ультра-фиолетовых лучей); - акустические (используют энергию звуковых колебаний); - гидродинамические (используют энергию гидропотока, создаваемого при движении кораблей); - вибрационные (используют энергию упругих колебаний грунта при движении танков, поездов и других объектов боевой техники) и др. К неконтактным взрывателям относят также взрыватели с барометрическими и гидростатическими датчиками, реагирующими на величину атмосферного давления или гидростатического давления воды. Первые из них срабатывают на заданной высоте над поверхностью Земли, а вторые – на заданной глубине водоема. Неконтактные взрыватели находят применение в авиабомбах, неуправляемых и управляемых ракетах. Наиболее широко они применяются в управляемых ракетах, предназначенных для поражения воздушных целей. Как правило, взрывательные устройства, содержащие дистанционные и неконтактные взрыватели, кроме основных датчиков – временного и неконтактного, могут иметь дополнительный контактный датчик, предназначенный для подрыва боеприпасов при прямом попадании в цель, если до этого момента не сработали основные датчики. На практике можно встретиться со взрывателями, не имеющими собственных датчиков и срабатывающими по команде, передаваемой с земли или с самолета. Такие взрыватели называются командными. по дисциплине _ Теория статистики
Тема « Предмет, метод и задачи статистики» (наименование темы) Цельзанятия ознакомление студентов с предметом, методами и задачами статистики, видами статистических показателей. Литература по теме: 1. а) основная __1. Елисеева И.И. Статистика. – М., 2010. 2. Ефимова М .Р. и др. Практикум по общей теории статистики: Учебное пособие / М.Р. Ефимова, О.И. Гончаренко, Е.В. Петрова – М.: Финансы и статистика, 2004. 3. Шмойлова Р.А. Теория статистики. – М.: Финансы и статистика, 2009.
Преподаватель: профессор Новиков В.В. _______ (должность, подпись, инициалы, фамилия) «30» августа 2012 г. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия»
Кафедра таможенной статистики
УТВЕРЖДЕНО Заведующая кафедрой
Н.В. Ширкунова
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |