КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Итог его идейно-творческой революции
Творчество Салтыкова-Щедрина в 80-е годы, 80-е годы: продолжает создавать новые жанровые формулы, не ограничивает себя какими-либо жанровыми канонами, как и ранее. В конце 70-х – начале 80-х появляется цикл «За рубежом». Одна из главных задач цикла – сопоставления нашей российской жизни и европейской. Возникает одна из важных проблем – Россия и Запад, проблема национальной идентификации. Проблема капитализма, буржуазии была наиактуальнейшей в середине-конце 19 века. Культурологический факты, свидетельствующие о важности проблемы национальной идентификации: 15 век – «Москва – Третий Рим», т.е. мы наследуем традиции не Запада, а Восточной цивилизации. 18 век благодаря реформам Петра необычно актуальная стала эта проблема. 19 век: после 25 года появляется сообщество любомудров, которое размышляло над философскими проблемами. В цикле «За рубежом» встала проблема, каким путем идти – по индивидуальному пути или же по пути развития Европейских стран. Современники Салтыкова, народники, говорили, что нужно идти своим путем, на основе христианской общины мы должны пойти своим путем, миновав период капитализма. Цикл оригинален по форме, много рассуждений, присутствует много театральных сцен, прием драматизации. Разговор двух мальчиков: немецкого (мальчик в штанах) и русского (мальчик без штанов), мальчик в штанах продал душу господину Гехту, символ немецкого буржуа, т.к. Германия – обуржуазившая страна. Мальчик в штанах говорит, что у нас еще все впереди, что он еще не продал душу господину Колупаеву (символ русской буржуазии), говорит, что мы еще пока свободны, черту душу мы еще не продали. Финал: путешественник возвращается в Россию, мальчик без штанов уже бегает в штанах, говорит, что господин Колупаев оплатил штаны, но толком ничего не говорит по поводу того, подпил ли он контракт о продаже души. 1881 год – наступает реакция в России. Эту новую атмосферу Салтыков и воссоздает в цикле «За рубежом». Театральная сцена - диалог между свиньей и правдой «Торжествующая свинья, или разговор свиньи с правдой», т.е. уже из названия мы видим приметы новой эпохи. Свинья – разъевшееся животное, правда – особа, которой по штату полагается быть вечно юною, но уже изрядно помятою. Действие происходит в хлеву, свинья говорит, что солнца нет, это одно учение, говорят о свободе. Обличается не свинья, а публика, которая поддерживает и попустительствует ей. Цинизм и хамство наблюдает человек в современном обществе. Он обличает не сильных мира сего и не падших создания, подобных свинье, а обличает тех, кто поддерживает свинью, т.е. обыкновенного человека, человека большинства. Этот же объект сатиры, обыкновенного массового человека, присутствует и в сказочном цикле писателя. Жанр сказки становится очень популярным в это десятилетие. Сказка – это итоговое произведение, всегда подводится некий итог, там говорится правда, всегда сообщает некую мудрость. Салтыков находится в состоянии подведения личных и общих итогов, сказка отвечала этой потребности. Появление жанра сказки свидетельствовало о том, что появился новый демократический читатель. В результате реформы образования появляются в России земские и приходские школы, в которых давалось начальное образование всем желающим, т.обр., появилось много читателей. Также сказка понятна всем, один из многих жанров, который находит отклик в сознании различных людей. Другая причина – цензурные обстоятельства, период реакции. Уничтожение рассадников свободомыслия. Закрытие 1884 год «Отечественных записок», для Салтыкова это было огромная трагедия. В результате этих гонений появляется стремление говорить эзоповым языком, иносказательно. Басенный прием, прием зоологизации, у него животные напоминают людей. В сказках появляется «покаянные настроения», очень многие герои оказываются в ситуации подведения итогов, начинают строго себя судить, суд совести. «Приключение с Крамольниковым» – подводится итог личный и общественный. Часто происходит переоценка ценностей. «Карась-идеалист», где Салтыков переоценивает свои убеждения молодости, кроме иронии появляется самоирония. Появляется много образов-понятий, ключевыми становятся «правда», «истина», «честь», «совесть». Интерес к тому, что получило название «вечные проблемы человеческой жизни», нравственно-этическим проблемам. Меняется объект сатиры: обличаются не только сильные мира сего, но, главным образом, средние люди, которые озабочены проблемам собственного существования, отсутствие гражданской позиции, рабская покорность перед властью. Совершенно по-новому изображаются сильные мира сего («Бедный волк»). «Мелочи жизни»: покаянные настроения, подведения итогов. «Пошехонская старина»: здесь Салтыков обращается к новому для себя жанру – семейной хроники. К этому жанру обращались другие писатели до него (Аксаков, Лесков). Хроника возникает, прежде всего, как исторический жанр, в основе опора на свидетельство очевидцев события, устные и письменные, опора на свое собственное поведение, писатели хроник пытались изобразить жизнь ушедшей эпохи. Возникнув как исторический жанр просуществовала без особых изменений. Где-то с 18 века она превращается в литературный жанр, хроника может иметь дело со всеобщей историей, с историей отдельного государства, одной эпохи, с историей отдельной нации или даже одного человека. Одной из разновидностей хроник и были дворянские родословные. Их форма легла в основу жанра семейной хроники. Первые семейные хроники возникают во второй половине 18 века («Капитанская дочка» Пушкина). Как создавались семейные хроники: говорится, как правило, о трех поколениях какого-то рода, есть своеобразный зачин, где дается общая характеристика рода, род Затрапезных. В самом начале апелляция к общей истории рода, идея оскудения дворянских родов. Акцент на достоверности происходящих события, автору важно убедить в том, что это было на самом деле, что создатель хроники ничего не придумывает, повествует о действительно случившихся событиях. Много автобиографического. Важно форма воспоминания, легко входит в семейную хронику. Очень важно постоянное сопоставление прошлого и настоящего. Главная тема – судьба русского дворянства. Колорит помещичьего быта – серый, жизнь семейства Затрапезных безрадостная, отсутствуют какие-либо духовные интересы, все примитивно. Не только народ, но и помещики живут впроголодь. Аллюзия на «Дворянское гнездо» Тургенева очевидна. Очерковое начало. Нет законченности, Салтыков всегда пытается размыть жанровые образования. И в 80-е годы Салтыков остается верен самому себе, также считает, что жанр романа устарел, он уже высказался, не то чтобы роман вообще должен быть исключен из литературы, он считала, что литература пока не готова для «нового романа», сейчас – черновая работа, сбор материала.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |