Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П. Гарье




Формирование бухгалтерского учета как науки в разных странах

Бухгалтерский учет – это научный метод наблюдения за юридическими и экономическими фактами.

Формирование бухгалтерского учета как науки в Италии.

В начале 19 ст. в итальянском учете определились два направления:

1. Юридическое (тосканская школа);

2. Экономическое (венецианская школа).

Основатель юридического направления - Франческо Марчи. Его сторонники считали, что за каждым счетом стоит определенное лицо. Счета - это станции, созданные для отображения изменений правоотношений лиц, которые берут участие в хозяйственном процессе.

Цель учета - регистрация изменений правоотношений лиц, которые участвуют в хозяйственном процессе.

Предметом учета были не материальные ценности, а изменение прав и обязанностей субъекта, который хозяйничает, и его контрагентов.

Лица, которые участвуют в хозяйственном процессе, разделяли на 4 группы:

1. Агенты (МВО);

2. Корреспонденты (лица, с которыми осуществляются расчеты);

3. Администратор;

4. Владелец.

Каждой группе свойственные отдельные счета. Центральной фигурой в управлении является администратор, через его счет проходят все операции.

Например, оприходование товаров, которые поступили от поставщика отображалось следующими записями:

Дт Администратор Кт Поставщики - администратор получает товар от поставщика;

Дт Товары Кт Администратор - кладовщик получает товар от администратора.

Двойная запись трактовалась так: «Тот, кто получает ценности или становится должником - дебетируется, тот, кто отдает ценности, или становится заемщиком - кредитуется». Поскольку выданное одним лицом имущество всегда получает другое, то запись в дебет какого-либо счета всегда вызывает соответствующую запись в кредит другого счета.

Основателем экономического направления является миланский бухгалтер Джузепе Людовик Криппа. Сторонники экономического направления считали, что на всех счетах учитываются только материальные ценности. Поэтому их теория называется материалистической.

Цель учета - регистрация движения материальных ценностей.

Предмет учета - изучение результатов хозяйственной деятельности, связанных с изменением объема и состава имущества.

Трактовка двойной записи: « Нет поступления без выбытия».

Р. П. Коффи все счета разделял по видам ценностей:

- Реальные ценности - материальные счета и личные счета. Долги трактовались как бесплотные ценности;

- Рациональные (фиктивные) ценности - счета капитала и все результатные счета.

Значение дебета и кредита одной группы было противоположным другой.

Основатель ломбардськой школы Франческо Вилла (1801-1884) синтезировал юридические и экономические аспекты учета и создал единную науку - бухгалтерию. Вилла считал, что его предшественники трактовали бухгалтерию только как искусство ведения книг и счетов. В действительности же она являет собой комплекс экономических и административных знаний, которые являются основой ведения книг и счетов. Он считается отцом науки.

Он выделил три основных части бухгалтерского учета:

1. Теория учета - экономико-административные отношения;

2. Правила ведения регистров и их практическое приложение;

3. Организация управления (в т.ч. ревизия счетов).

Счета Вилла разделил на три группы:

1. депозитные (имущественные) - имели экономическое значение;

2. личные - имели юридическое значение;

3. методологические (итоги) - для определения результатов деятельности.

Таким образом, двойная запись отражала как юридическую, так и экономическую информацию.

Следовательно, итальянская школа рассматривала учет, как средство управления, только тосканское направление - как цель учета определило управление людьми, а венецианский - управление ценностями.

Вклад французских ученых в развитие бухгалтерского учета как науки в конце

ХІХ - в начале ХХ ст.

В отличие от Италии во Франции считали, что учет - это экономическая наука.

Цель учета - изучение эффективности функционирования каждого объекта предприятия: машины, поля, товара и т.д.

Счета разделялись на:

Внутренние - счета объектов предприятия.

Внешние - счета корреспондентов

Представители французской школы отделили учетные идеи от узких практических знаний. Наука должна изучать содержание реальных процессов, которые протекают, а практика заниматься выбором форм регистров и отчетов, разработкой типовых приемов и методов регистрации.

В этой связи были выделены три функции учета:

1. Счетоводство - разработка учетной логики, классификация объектов.

2. Социальную - сопоставление классовых интересов.

3. Экономическую - как с помощью учетной информации осуществлять управление хозяйством.

Французы создали учебу о перманентности инвентаря, в соответствии с которым необходимо все ценности учитывать только по себестоимости и беспрестанно вычислять финансовый результат (ежедневный баланс).

Доходом считалось только поступление денежных средств. Например, сумма товаров, отгруженных покупателю, но не оплаченных не является доходом. Нет денег - нет прибыли.

Франция считается родиной макроучета. П. Ж. Прудон и Р. П. Коффи считали, что бухгалтерский учет - это часть политической экономии. Он предоставляет информацию об экономическом положении всей страны.

Характерные особенности развития учета как науки в немецкоязычных странах.

Немецкая школа сочетала ученых-бухгалтеров Германии, Австро-Венгрии и немецкоязычной части Швейцарии.

В работах немецких ученых большое значение уделялось процедурным вопросам, конструированию форм счетоводства, последовательности записей. Если в Италии в основе учета стояла юриспруденция, во Франции - политэкономия, то в Германии - математика. Все хозяйственные операции отображались в виде математических формул.

Основной целью учета была разработка наиболее совершенных учетных процедур. Поэтому и основное направление немецкой школы было названо процедурным.

Процедурный аспект немецкой школы, изучая учет в виде математических формул, способствовал развитию вычислительной техники, созданию карточных форм учета, распространению математических и статистических методов, унификации Плана счетов.

Основным отличием немецкой школы от итальянской и французской было изучение бухгалтерского учета от баланса к счетам.

В конце 19 - нач. 20 в. возникло новое направление - балансоведение, автором которого является И. Шэр. В основе баланса лежит уравнение капитала:

К = А - П

Целью учета Шэр И. определял выведение чистого имущества, то есть расчет капитала. Следовательно, баланс выступал в качестве средства определения имущества.

Все счета относительно баланса были разделены на активные и пассивные. Дебет активного счета означал увеличение, пассивного, - уменьшение и наоборот. Каждому счету сопоставлялась отдельная статья баланса.

Немецкими юристами были разработаны требования к балансу:

1. Точность - степень точности зависит от мнения юристов и членов правления.

2. Полнота - в соответствии с данным требованием капитал в балансе должен отражаться не по номинальной, а по фактически внесенной сумме. Разница показывалась в активе как дебиторская задолженность.

3. Ясность. Существовали две трактовки данного требования: субъективная ясность - баланс повинен быть понятен для специалиста и объективная - для любого грамотного человека

4. Правдивость - баланс должен быть составлен в соответствии с требованиями закона на основании первичных документов.

5. Внешнее требование - сохранение структуры баланса и внутренняя - принципов оценки статей баланса.

6. Единство баланса - баланс центра должен включать результаты балансов филиалов.

Для немецкой школы характерная оценка по продажной стоимости. То есть предусматривалась мнимая ликвидация предприятия и оценка имущества по текущим рыночным ценам.

Однако были сторонники и бухгалтерского номинализма - оценки по себестоимость. Они называли ее чисто бухгалтерской, лишенной субъективизма.

Оценка по себестоимость не получила широкого распространения, поэтому что делала несравнимыми ценности и приводила к занижению прибылей.

Развитие учета в англоязычных странах.

Английская бухгалтерская школа не считала учет наукой. Английские ученые не стремились разработать новую концепцию учета, а описывали целесообразные, с их точки зрения, достижения практики. Бухгалтерская школа стояла на позициях позитивизма, то есть возведение заданий науки к описанию явлений.

Английские бухгалтера понимали бухгалтерию как систему отношений между работниками бухгалтерии и предприятия. То есть бухгалтерия изучала психологию.

На развитие бухгалтерского учета повлияло принятие ряда законов.

1. Закон о регистрациях акционерных компаний, принятый в 1844 г., обязывал акционеров проводить аудиторские проверки фирм-банкротов. Данный Закон получил неофициальное название - "товарищ бухгалтера", поскольку расширял границы этой профессии.

2. Законы о компаниях (1855, 1862) требовали периодического предоставления акционерам полного и достоверного баланса, подтвержденного аудиторами.

3. Закон о компаниях, принятый в 1929 г., обязывал составлять Отчет о прибылях и убытках.

В связи с требованием подтверждения отчетов аудиторами бухгалтерский учет в Великобритании приобрел более быстрые темпы развития.

До образования акционерных обществ преобладал принцип инвентарной оценки (переоценки ценностей). Так Э. Купер в 1883 г. определял прибыль как прирост актива после переоценки (как разница между себестоимостью и текущей рыночной стоимостью). Томас Вельтон в 1890 г. выразил, что оценка объектов должна выплывать из первичных документов, а не быть субъективным мнением бухгалтера.

Особенное внимание уделялось организации учета. В литературе конца 19 в. можно выделить 6 принципов организации бухгалтерского учета:

1. Разделение труда. Каждый бухгалтер выполняет ряд однотипных операций.

2. Локализация информации - регистрацию хозяйственных операций (первичный учет) выполняют оперативные работники.

3. Конкуренция в контроле - одна операция регистрируется в разных учетных регистрах разными исполнителями. Впоследствии суммы сверяются.

4. Действенность бухгалтерии - раз в месяц на основании регистров первичного учета, которые ведут оперативные работники, бухгалтер делает проводки в журнале.

5. Методологическая независимость - каждая фирма устанавливает свои правила организации, методологии и ведения учета.

6. Психологический климат - недоверие к сотрудникам. Основная задача учета - не допустить злоупотреблений со стороны работников. Деятельность бухгалтеров стала регламентироваться, то есть определялись права, обязанности и ответственность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.