КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Слайд8)Железобетонные конструкции
Слайд1)ЛЕКЦИЯ №2. ЖЕЛЕЗОБЕТОН. ОСОБЕННОСТИ ЗАВОДСКОГО ПРОИЗВОДСТВА. ПРЕДВАРИТЕЛЬНО-НАПРЯЖЕННЫЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОН. АНКЕРОВКА АРМАТУРЫ В БЕТОНЕ. СЦЕПЛЕНИЕ АРМАТУРЫ С БЕТОНОМ. УСАДКА И ПОЛЗУЧЕСТЬ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА. КОРРОЗИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОНЫ И МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТ НЕЕ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА. КЕРАМИЧЕСКИЕ, ПОЛИМЕРНЫЕ, ДЕРЕВЯННЫЕ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫЕ И ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. (слайд 2)Железобетон. Железобетон состоит из бетона и стальной арматуры. Несмотря на их различные физико-механические свойства, в элементах конструкций они работают совместно. Бетон обладает высоким сопротивлением при сжатии и низким при растяжении. Стальной арматуре присуще одинаково высокое сопротивление как при растяжении, так и при сжатии. Эти особенности составляющих материалов реализуются в железобетоне. (слайд 3) В изгибаемых элементах высокое сопротивление бетона сжатию используется в сжатой зоне, а высокое сопротивление арматуры растяжению — в растянутой зоне, где бетон слабо сопротивляется растяжению и в нем образуются трещины (рисунок 2.1, а). В балках укладывается небольшое (относительно площади поперечного сечения элемента) количество арматуры, но оно значительно, в несколько раз повышает несущую способность изгибаемого элемента по сравнению с неармированным его образцом. Арматуру успешно применяют и в сжатых элементах (рисунок 2.1, б), отчего их несущая способность увеличивается до 50% и более. Отвердевший бетон имеет довольно большое сцепление со стальной арматурой. Вследствие этого оба материала совместно деформируются при внешних воздействиях на железобетонные элементы. Сцепление арматуры с бетоном не нарушается со временем, несмотря на изменения, происходящие в бетоне, а также при изменениях температуры (температурные коэффициенты удлинения бетона и стали близки) и влажности среды. (слайд4 рис.)
Рисунок 2.1 - Железобетонные элементы: а) при изгибе; б) при сжатии;1 - стальная арматура; 2 - сжатый бетон; 3 - трещины Бетон — благоприятная среда для арматуры. При нормальных условиях арматура может сохраняться в бетоне неопределенно длительное время. Железобетон обладает большой долговечностью, высокой стойкостью против воздействия огня и атмосферы, хорошей сопротивляемостью статическим и динамическим нагрузкам, достаточной плотностью, слабой проницаемостью через его толщу влаги, газов, радиоактивных излучений. Способность бетона к образованию трещин при относительно небольших растягивающих напряжениях — явление в общем случае нежелательное. С образованием трещин в бетоне жесткость железобетонных элементов резко снижается, непроницаемость нарушается, при большом раскрытии трещин возникает опасность коррозии арматуры.
(слайд 5)Предварительное напряжение железобетонных изделий. Радикальным средством повышения трещиностойкости железобетонных конструкций является их предварительное напряжение. В предварительно-напряженных конструкциях в процессе их изготовления еще до приложения нагрузки создается значительное обжатие бетона в тех его зонах, которые впоследствии при воздействии на конструкцию нагрузки испытывают растяжение. Осуществляется предварительное напряжение железобетона в процессе изготовления элемента посредством натяжения арматуры на специальные упоры или непосредственно на бетон элемента. В первом случае (рисунок 2.2, а) арматуру натягивают на упоры, закрепляемые на стендах, формах или поддонах, и она временно удерживается на них. (слайд 6 рис.)
(слайд7) Рисунок 2.2 – Предварительно-напряженные железобетонные элементы (осевое обжатие) а) натяжение арматуры на упоры; б) натяжение арматуры на бетон; 1 – предварительно-напряженная арматура; 2 – упоры; 3 – натяжное устройство;4 – анкер; 5 – закладная шайба I – состояние элемента до обжатия бетона; II– то же, после обжатия бетона. После бетонирования элемента и приобретения бетоном достаточной прочности арматура освобождается с удерживающих устройств; стремясь восстановить свою первоначальную длину (сокращаясь), она увлекает с собой бетон вследствие имеющегося с ним сцепления, и обжимает его. Впоследствии при загружении элемента нагрузкой растягивающие усилия в нем должны сначала преодолеть напряжения предварительного обжатия бетона. Этим и обусловливается повышение его сопротивления образованию трещин. Во втором случае (рисунок 2, б) сначала изготовляют бетонный или слабо армированный сталью элемент с каналами внутри него или с пазами на поверхности для размещения в них предварительно напрягаемой арматуры. Ее натягивают с передачей реактивных усилий непосредственно на бетон элемента и при помощи анкеров, закладных шайб или иных средств удерживают в напряженном состоянии. Таким образом, бетон элемента оказывается обжатым. Затем каналы (пазы) заполняют цементным раствором. После того как он отвердел и приобрел необходимую прочность, предварительно-напряженный железобетонный элемент готов к использованию. Посредством предварительного напряжения трещиностойкость железобетонного элемента может быть повышена в несколько раз, резко уменьшена ширина раскрытия трещин, существенно снижена деформативность.
По способу возведения различают сборные, монолитные и сборно-монолитные железобетонные конструкции. Сборные конструкции изготовляют на заводах железобетонных изделий с помощью высокопроизводительных машин при соблюдении технологических режимов, обеспечивающих их высокое качество при рациональных нормах расхода материалов. На месте строительства готовые конструкции монтируют мощными механизированными средствами. Сборные конструкции в современных условиях лучше всего отвечают требованиям индустриализации строительства. Они обеспечивают также наиболее короткие сроки возведения сооружения. (слайд9) В случае возведения монолитных железобетонных конструкций и сооружений на месте строительства устраивают поддерживающие леса и опалубку, устанавливают арматуру и укладывают бетон. Выполнить все эти процессы механизированным способом на уровне заводской механизации довольно затруднительно. (слайд 11 рис.2.3)
Рисунок 2.3 – Конструкции перекрытий из железобетонных элементов а) сборное перекрытие; б) монолитное перекрытие: 1 – плиты; 2 – балки
Рисунок 2.4 – Железобетонные фундаменты колонн а) монолитный фундамент; б) сборные фундаменты; (слайд13 рис.2.5)
Рисунок 2.5 – Конструкции многопролетных балок а) сборная многопролетная балка; б) монолитная многопролетная балка;
Бетон в течение периода его твердения необходимо выдерживать в опалубке, причем в зимних условиях сырой бетон необходимо подогревать и утеплять. По указанным причинам трудоемкость изготовления монолитных железобетонных конструкций выше, продолжительность строительства больше, качество хуже. Поэтому монолитный железобетон применяют для возведения массивных сооружений и конструкций, а также в тех случаях, когда это оправдывается технико-экономическими соображениями. (слайд 10) Сборно-монолитные железобетонные конструкции занимают промежуточное положение, в них в отдельных случаях можно реализовать преимущества и сборных, и монолитных конструкций. Сборно-монолитными целесообразно устраивать рабочие площадки под особо большие нагрузки, а также перекрытия, подверженные динамическим воздействиям.
Главные свойства железобетона. В железобетоне арматура и бетон оказывают положительное влияние друг на друга, как при силовых, так и при иных воздействиях, в том числе при изменении температуры, усадке и ползучести бетона. Бетон надежно предохраняет арматуру от огня и коррозии. В железобетонных элементах, находящихся в условиях указанных воздействий, арматура и бетон активно взаимодействуют. Обусловливается это достаточно высоким сцеплением между ними по поверхности их контакта. Сила сцепления оценивается по результатам сопротивления выдергиванию (или вдавливанию) арматурных стержней, заделанных в бетон. Исследования показали, что по длине заделки арматурного стержня в бетоне касательные напряжения распределяются неравномерно, они постепенно снимают нормальные усилия с заделанного стержня и передают их на бетон (рисунок 2.6). (слайд 14) Среднее напряжение сцепления арматуры с бетоном определяется выражением: (2.1) где τс – среднее напряжение сцепления арматуры с бетоном, МПа; P – усилие в стержне, кН; d – диаметр стержня, мм; (слайд15 рис.2.6)
(слайд 16) Рисунок 2.6 – Сцепление арматуры с бетоном l – длина стержня, м. а) образец; б) эпюра нормальных напряжений в арматуре; в) эпюра сил сцепления поповерхности арматуры
Для гладкой арматуры оно примерно равно 2,5— 3,5 МПа. Сцепление возрастает с уменьшением водоцементного отношения бетона, с лучшим уплотнением бетонной смеси при укладке, а также с увеличением возраста бетона. При вдавливании стержня в бетон силы сцепления больше, чем при его извлечении, вследствие сопротивления бетона поперечному расширению сжимаемого стержня. Сцепление с бетоном арматуры периодического профиля с поперечными выступами в 2—3 раза больше, чем с гладкой. (слайд 17) В железобетонных элементах, нагруженных внешними усилиями, до образования трещин в бетоне арматура и бетон деформируются совместно, и распределение усилий между ними зависит от площадей поперечного сечения и модулей упругости материалов. После образования трещин в бетоне растянутой зоны картина напряженного состояния становится более сложной. При усадке бетона арматура в железобетоне сдерживает свободные деформации бетона, в арматуре возникает сжатие, а в бетоне растяжение. Последнее при определенных условиях может даже вызвать образование в нем трещин. Общие деформации железобетона заметно меньше, чем неармированного бетона, они зависят от количества арматуры в нем. Аналогично арматура противодействует ползучести бетона. При длительном действии нагрузки в железобетонном элементе происходит перераспределение усилий между бетоном и арматурой. Именно в элементе, длительно сжатом постоянным усилием, постепенно происходит снижение напряжения в бетоне и увеличение напряжения в арматуре. В результате стесненного деформирования бетона ползучесть железобетонных элементов в 1,5—2 раза меньше, чем неармированных. Изменение начальной длины железобетонных конструкций из-за усадки бетона и колебаний температуры может быть причиной внутреннего напряженного состояния в системах железобетонных конструкций и вызвать повреждения отдельных элементов. Это предупреждается тем, что в сооружениях значительной протяженности предусматривают специальные разрезы и зазоры — температурно-усадочные швы. (слайд 18) При систематическом воздействии повышенных температур (50—200°С) прочность и жесткость железобетонных конструкций понижаются. В связи с этим расчетные характеристики составляющих железобетон материалов принимают более низкими. Если конструкция предназначена для работы в условиях высоких температур (более 200°С), несущие конструкции изготовляют из жаростойкого бетона. Железобетон, как и бетон, долговечен в нормальных условиях эксплуатации, но в агрессивной среде долговечность его может сильно сократиться в основном из-за коррозии бетона. По борьбе с ней даются рекомендации в СНиП 2.03.11– 85 «Защита строительных конструкций от коррозии».
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |