КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общенаучные методы
Принципы и методы системного анализа Целенаправленной учебной деятельности Моделирование как неотъемлемый этап Принципы и методы системного анализа План СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И МЕТОДЫ Лекция 2 2. Понятие «модель» и «моделирование» в их развитии Системный анализ — научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Системный анализ основывается на следующих принципах: 1) единства – совместное рассмотрение системы как единого целого и как совокупности частей; 2) развития – учет изменяемости системы, ее способности к развитию, накапливанию информации с учетом динамики окружающей среды; 3) глобальной цели – ответственность за выбор глобальной цели. Оптимум подсистем не является оптимумом всей системы; 4) функциональности – совместное рассмотрение структуры системы и функций с приоритетом функций над структурой; 5) децентрализации – сочетание децентрализации и централизации; 6) иерархии – учет соподчинения и ранжирования частей; 7) неопределенности – учет вероятностного наступления события; 8) организованности – степень выполнения решений и выводов. Системный анализ опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, статистических и математических методов. К экспериментальным методам относятся: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, лабораторный эксперимент и более сложные методы - натурные и полунатурные испытания. К статистическим методам относятся методы математической статистики и теории ошибок, например, методы дисперсионного, корреляционного, факторного анализа и другие, а также методы непараметрической статистики в случае малых выборок. Рассмотри более подробно общенаучные методы. Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части и синтез - их объединение в единое органическое целое, а не в механический агрегат. Результат синтеза - совершенно новое образование. Абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления, с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих). Обобщение - процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связано с абстрагированием. При этом могут быть выделены любые признаки (абстрактно-общее) или существенные (конкретно-общее, закон). Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности ("точка", "идеальный газ", "абсолютно черное тело" и т.п.). Индукция - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному. Это противоположные, взаимно дополняющие ходы мысли. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины (эмпирические законы). Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод - умозаключение по аналогии. Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая представляет собой аналог, того или иного фрагмента действительности (материального или мыслительного) - оригинала модели. Системный подход - совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся: а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; в) исследование механизма взаимодействия системы и среды; г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе; д) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; е) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности. Структурно - функциональный (структурный) метод строится на основе выделения в целостных системах их структуры - совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли (функций) относительно друг друга. Структура понимается как нечто инвариантное (неизменное) при определенных преобразованиях, а функция как "назначение" каждого из элементов данной системы (функции какого-либо биологического органа, функции государства, функции теории и т.д.). Основные требования (процедуры) структурно-функционального метода (который часто рассматривается как разновидность системного подхода): а) изучение строения, структуры системного объекта; б) исследование его элементов и их функциональных характеристик; в) анализ изменения этих элементов и их функций; г) рассмотрение развития (истории) системного объекта в целом; д) представление объекта как гармонически функционирующей системы, все элементы которой "работают" на поддержание этой гармонии.
Вероятностно - статистические методы основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необходимость (закон), которая "пробивается" через совокупное действие множества случайностей. Названные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном. Вероятность - количественная мера (степень) возможности появления некоторого явления, события при определенных условиях. Диапазон вероятности - от нуля (невозможность) до единицы (действительность). 2. Понятие «модель» и «моделирование» в их развитии Первоначально моделью называли некое вспомогательное средство, объект, который в определенной ситуации заменял другой объект. При этом далеко не сразу была понята универсальность законов природы, всеобщность моделирования, т.е. не просто возможность, но и необходимость представлять любые наши знания в виде моделей. Древние философы считали, что объекты природы можно представить только словестным описанием в результате споров или рассуждений, говоря современной терминологией – языковыми (вербальными) моделями. В результате долгое время понятие «модель» относилось только к материальным объектам специального типа, например манекен, модели судов, чучел зверей (модели животных) и т.д. С развитием цивилизации использовались разные толкования термину «модель». Например, моделью называется некий объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект оригинал, причем имеет существенные преимущества удобства (наглядность, обозримость, доступность испытаний, легкость оперирования с ним и др.). Одним из этапов развития моделирования был этап осознания модельных свойств чертежей, карт, топологических схем, рисунков и т.д., а также осознания того, что моделями могут служить не только реальные объекты, но и абстрактные, идеальные построения. Типичным примером этому служат математические модели. В результате деятельности математиков, логиков и философов была создана теория моделей. В этой теории модель определяется как результат отображения одной абстрактной математической структуры на другую, также абстрактную, либо как результат интерпретации первой модели в терминах и образах второй. Подводя итог краткому экскурсу в развитие понятия «модель» и «моделирование» можно сделать вывод, что модель, есть способ существования знаний.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |