Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мало найдется пьес, которые дают нам такое «физическое» ощущение текучести времени», – писал о «Вишневом саде» французский режиссер Жан-Луи Барро




В 1896 году была создана знаменитая «Чайка», несколько лет спустя ставшая началом нового сценического искусства Московского Художественно-общедоступного театра, во главе которого стояли К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко. Затем последовали пьесы «Три сестры» (1901) и «Вишневый сад» (1904).

Драматургия А.П.Чехова

Чехов написал не очень много пьес. Еще в конце 70-х годов он создал пьесу «Безотцовщина», в 1886 году пишет одноактные пьесы «О вреде табака» и «Лебединая песню».

Первой серьезной пьесой стала пьеса «Иванов» (1887). Затем последовали водевили «Медведь» и «Предложение» (1888), «Свадьба» (1889), «Юбилей» (1891).

Пьеса «Леший» (1889) была переработана в 1897 и получила название «Дядя Ваня».

При жизни А. П. Чехова его пьесы не получили такого общеевропейского резонанса, как драматургия Ибсена, например. Впоследствии же, влияние Чехова – драматурга на мировой театр стало глобальным. Чеховским именем все чаще обозначается рубеж, за которым начинается драматургия ХХ века.

Глубокое знание театра, стремление способствовать его дальнейшему развитию в духе лучших традиций русского сценического реализма, с одной стороны, характерные особенности его художественного метода – с другой, и явились тем творческим достоянием писателя, которое не только обеспечило успех первых серьезных шагов Чехова-драматурга, но и определило общее направление его новаторских исканий.

5. Пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад»

Продажа вишневого сада – сюжетный элемент, не связывающий, а наоборот, отделяющий линии героев друг от друга. Героев нельзя разделить на положительных и отрицательных, и даже на главных и второстепенных. У каждого из них своя жизненная драма (трагикомедия), свои проблемы, свой «сюжет в сюжете», по-особому связанный с вишневым садом.

Первое время на сцене как бы «ничего не происходит»: создается ощущение «бессобытийности». Основная суета вокруг вишневого сада начинается не сразу. Главным сюжетообразующим элементом является не какое-нибудь событие, не сама интрига, а мысль автора, выраженная в подтексте, на уровне «подводных течений».

В персонажах комедии воплощаются социальные типы современной Чехову России: поместное дворянство, молодая буржуазия, разночинная интеллигенция, студенты, ищущие свой путь, дети дворян, прислуга. Один из уровней конфликта — социально-исторический.

Сад – символ России, Раневская и Гаев – ее прошлое (сад – дворянское гнездо), Лопахин – настоящее, молодые люди (Петя, Аня) – неопределенное будущее. Подобные социальные типы всегда интересовали Чехова, они встречаются в таких рассказах, как, например: «В усадьбе», «Жена». «В овраге». «Кулачье гнездо».

В «Вишневом саде» за «комедией» скрывается социально-философская драма. В то же время, очевидно, что социально-исторический конфликт и конфликт поколений не являются главным содержанием комедии, это скорее фон, на котором развивается основной конфликт трагедия несостоявшихся судеб героев.

У каждого из героев свой конфликт – внутреннее несоответствие характера. Желаемое не соответствует действительному, мотивировки не соответствуют действиям, самооценка героя не соответствует производимому на других впечатлению, слова героев не соответствуют его делам (Раневская – любящая женщина, мать, всех предает, пускает по миру; Лопахин, любя и жалея этих людей, пирует на поминках сада; Петя Трофимов часто говорит, что надо работать, но сам он — «вечный студент»; после слов «давайте помолчим» продолжается бессодержательная болтовня; Петя высокопарно говорит о дороге в будущее, но не может найти свои калоши; Варя огорчается из-за Лопахина, а зло срывает на Пете; Раневская проявляет сентиментальную нежность к старым памятным вещам, но часто оказывается грубой и нечуткой к людям; Лопахин много работает, но говорит, что от этого только понял, как мало хороших людей и т. п.).

Но все эти конфликты имеют между собой нечто общее – это трагикомедия несостоявшейся судьбы. Перед нами герои, потерявшие свое прошлое, настоящее (кроме Лопахина, но и он не рад своей удаче) будущее, потерявшие себя. Даже второстепенные, чисто комедийные, герои, подчеркнуто, несчастны, их самохарактеристики звучат очень драматично (Шарлотта, Епиходов).

Рассмотрев монологи «серьезных» героев, можно увидеть сочетание лиризма, патетики с пародией. Речи Раневской, Гаева, Пети, Лопахина звучат полупародийно, потому что они целиком построены на культурных штампах, это поэтика избитых фраз («человек идет вперед» и т. п.). Раневская, Лопахин и другие постоянно играют затверженную роль, навязанную им обществом и культурой. Они усвоили язык понятий и стиль поведения, характерный для их социальных групп; за их риторикой почти не видно индивидуальности, личности. Символичны слова Раневской Пете: «Надо иначе это сказать» (герои не умеют выразить себя). Еще один символ –чревовещание Шарлоты (говорение «не своим голосом»).

Герои «Вишневого сада» часто высмеивают, а иногда даже обличают друг друга. Обратите внимание на диалог Раневской и Пети, наполненный взаимными оскорблениями. Каждый из них хорошо видит слабости другого, но не может критически отнестись к самому себе.

Символична судьба старого слуги Фирса. Все уезжают, оставляя его на произвол судьбы: забыли человека. Одновременно Фирс – воплощение прошлого: оставили свое прошлое, потеряли себя. Пьеса заканчивается словом Фирса: «недотепа», которое можно отнести к каждому из героев. Каждый герой живет своей внутренней жизнью, мало зависящий от сюжетных поворотов и от реплик других героев. Интонация не соответствует смыслу высказывания: слова произносятся «машинально», а интонация выражает состояние героя.

Чехов квалифицировал «Вишневый сад» как комедию.

В чем выражается комедийное начало?

· основу конфликта составляют нелепые противоречия в характерах и ситуациях.

· часто используются грубо-комические, даже гротескно-фарсовые элементы: Петя падает с лестницы; Епиходов ломает кий; Варя, замахиваясь палкой на Епиходова, наносит удар Лопахину; можно найти отсылки к жанру клоунады (фокусы, чревовещание Шарлотты).

· в монологах героев часто используется прием абсурдизации. Яркий пример – обращение Гаева к шкафу и т. д.

· некоторых героев можно назвать чисто комическими. Это Шарлота с ее фокусами, Симеонов-Пищик (комическая фамилия? Говорит, что ведет происхождение от лошади), лейтмотивные реплики (о разном), Епиходов с его гротескной манерой выражаться: «Я питаю чувство, обоняние…», «Если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние духа», «Наш климат способствует в самый раз».

· Тем не менее, общее настроение комедии — грустное и финал невеселый. В принципе, это традиционно для русских комедий. Есть в пьесе «Вишневый сад» и что-то еще, мешающее назвать ее комедией. Этот элемент лучше всего охарактеризовать как лиризм, лирическое начало. Лиризм проявляется в монологах всех героев, даже комических. Каждый из них по-своему несчастен, грустит о бессмысленно протекшей жизни и о своем бесприютном существовании, поэтому нигде, даже в чисто фарсовых ситуациях, Чехов не спускается до грубого комизма в истинном смысле слова.

Например, сцена с калошами Пети (когда Варя выбрасывает их на сцену: «Возьмите вашу гадость!») могла бы восприниматься как комическая, но мы знаем, отчего на самом деле переживает и сердится Варя: ей не удается устроить свою судьбу с Лопахиным.

Таким образом, пьесу можно назвать лирической комедией, а некоторые исследователи называют ее даже лирической драмой. Это указывает на важную тенденцию в развитии драматургии: в ХХ веке драма как средний жанр вытесняет традиционные «крайние» жанры, известные в классической драматургии: она может нести в себе и трагические мотивы, и комические, и даже сочетать их в пределах одного сценического эпизода.

· традиционность Чехова-драматурга заключается и в углубленном внимании к человеческому характеру, исследованию проблемы одиночества личности, ощущения неустроенности и ненужности в современном мире, несбыточности надежд.

· Новаторство же драматурга проявилось в символическом углублении этих тем и мотивов, введении персонажей иного качества, чем в драмах реалистических, в стремлении к реальному отображению жизни. Важными чертами являются наличие лиризма в пьесах, разрушение понятий временного и действенного единства. Для драматургии Чехова характерным является углубление философской направленности.

Он писал частную жизнь – именно это стало художественным открытием. Под его пером литература стала зеркалом минуты, имеющей значение лишь в жизни и судьбе одного, конкретного человека.

В «Вишневом саде» Чехов не только создал образы людей, чья жизнь пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само Время в его движении. Ход истории есть главный нерв комедии, ее сюжет и содержание.

«…Главное невидимо действующее лицо в чеховских пьесах, как и во многих других произведениях, – беспощадно уходящее время» (В. В. Курдюмов).

Три сценических часа в «Вишневом саде» вбирают пять месяцев жизни героев и почти целое столетие: прошлое, настоящее и будущее России.

«Время не ждет» – этот мотив многократно звучит в тексте и подтексте пьесы. Персонажи пьесы постоянно испытывают тревогу, как бы не опоздать на поезд, получить бы вовремя деньги от ярославской бабушки. Они то и дело смотрят на часы, постоянно звучат слова: «Который час?», «До поезда осталось 47 минут!», «…Через 20 минут на станцию ехать», «Минут через десять давайте уже в экипажи садиться»). Герои живут лишь этим днем, этим часом, этой минутой, но «опаздывают» жить и создают для себя иллюзию неподвижности времени. Роковая дата «22 августа» висит над действующими лицами, о ней постоянно напоминает Лопахин, эта дата вызывает все нарастающее беспокойство, смутные догадки о неумолимости времени, но люди бездеятельны, пытаются «обмануть память», забыться. «Жизнь переступает через эту дату», по-своему распорядится судьбами людей, невластных над временем. Временная протяженность — и в возрастном диапазоне трех поколений (Ане 17 лет, Гаеву 51 год, Фирсу 87 лет). Упоминаются в ходе пьесы дед и прадед Ани, отец и дед Лопахина.

Память о давно прошедшем хранят немые свидетели: «старая, покосившаяся, давно заброшенная часовенка», книжный шкаф столетней давности, «старинная ливрея Фирса». Точка отсчета времени — настоящее, от него внимание читателя направляется то к прошлому (воспоминания Раневской, Лопахина, Фирса), то к будущему (Петя, Аня, надежды и мечты других героев).

Будущее в пьесе неясно, полно тайн, «увлекает и манит». Образ поэтичного вишневого сада, юной девушки, приветствующей новую жизнь, –это мечты и надежды самого автора на преображение России, на превращение ее в будущем в цветущий сад. Сад – символ исторической и личной памяти, вечного обновления жизни.

Лирический и трагический реализм А. П. Чехова открыл современникам время, в котором они живут, представил героев – истинных детей переломного времени. Они не принимают идеалов, лишившихся жизненности, но и не могут жить без идеалов, мучительно ищут их в памяти о прошлом или в страстных мечтах о будущем.

Герой Чехова, как всегда, играет в собственной жизни второстепенную роль. Но в «Вишневом саде» герои оказываются жертвами не частных обстоятельств и собственного безволия, а глобальных законов истории: деятельный и энергичный Лопахин такой же заложник времени, как пассивный Гаев.

Джон Бойнтон Пристли в своем эссе «Антон Чехов» пишет о пьесе «Вишневый сад», что «она о времени, о переменах, о безрассудстве, и сожалениях, и ускользающем счастье, и надежде на будущее». В этой пьесе Прошлое, Настоящее и Будущее будто собрались в одном месте, в одно время и застали человека в неспособности абстрагироваться от суетного, внешнего, которое поглотило глубину их личности, разрушило ее цельность

«Пьеса построена на уникальной ситуации, которая стала излюбленной для всей новой драмы XX века, – это ситуация порога. Еще ничего такого не происходит, но есть ощущение края, бездны, в которую должен низвергнуться человек».

Система персонажей: герои и их роли, каждый из героев исповедуется, но в итоге все эти исповеди оказывается, обращены в зрительный зал, а не к партнерам по сцене. В какой-то момент исповедующийся понимает, что самого главного объяснить не сможет. Так Аня никогда не поймет драмы матери, а сама Любовь Андреевна никогда не поймет ее увлечения Петиными идеями. Человек может в известной степени корректировать свою личность, свои отношения с окружающими. Но изменить свою роль он не может, как бы чужда она ему ни была. Несоответствие внутренней сущности героя той социально-исторической роли, которую он вынужден играть, — вот драматическая суть «Вишневого сада».

В комедии переплетаются несколько сюжетных линий. Раньше всех заканчивается линия несостоявшегося романа Лопахина и Вари. Она построена на излюбленном чеховском приеме: больше всего и охотнее всего говорят о том, чего нет, обсуждают подробности, спорят о мелочах — несуществующего, не замечая или сознательно замалчивая существующее и существенное. Давайте, прежде всего, всмотримся в образ Лопахина. Сам Чехов считал его роль «центральной» в комедии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.