КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет, объекты и метод аудита
Йэтап. Возникновение первых профессиональных аудиторских объединений, дальнейшее развитие аудита, учения о системе внутреннего контроля. В 1942 г. во Франции была создана Палата бухгалтеров-экспертов и аттестованных бухгалтеров. В 1945 г. деятельность Палаты была регламентирована правительственным декретом. Палата стала находиться под опекой министра экономики и финансов. В 1940-х гг. четко формулируется и закрепляется нормативными документами цель аудиторской деятельности - выражение мнения о достоверности представленной финансовой отчетности (которая остается неизменной по сегодняшний день). Стали разрабатываться национальные стандарты аудиторской деятельности. С 1950-х гг. аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок и искажений незначительна, а сама финансовая отчетность достоверна. Резко возрастает значение услуг, сопутствующих аудиту, в первую очередь - консалтинговой деятельности. Формируются два основных направления регулирования аудита (по степени воздействия государства): в США и Великобритании - относительная самостоятельность аудиторских организаций, которые сами создают профессиональные объединения; последние готовят аудиторов, присваивают им соответствующую квалификацию и осуществляют контроль за их работой; в странах Западной Европы - аудит жестко регламентируется правительством. 5-й этап. Возникновение Международного комитета по аудиторской практике (International Auditing Practices Committee) в рамках Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Acountants), разработка Международных стандартов аудита. В начале 1970-х гг. под эгидой Международной федерации бухгалтеров (МФБ) началась разработка Международных аудиторских стандартов. Как известно, МФБ - некоммерческая, негосударственная, неполитическая международная организация профессиональных бухгалтеров (в России уполномоченным органом, регулирующим бухгалтерский учет и разработку стандартов аудиторской деятельности на уровне всего государства, считается правительственный орган - Министерство финансов). К настоящему времени МФБ включает 153 представителя из 113 стран мира. Основная цель МФБ состоит в развитии профессии, повышении ее качества с учетом общественных интересов. МФБ действует посредством своих комитетов. К 1998 г. Международные стандарты аудита (МСА) стали использоваться в качестве национальных в 34 странах и еще в 35 странах они применяются без значительных изменений. В качестве примеров таких стран можно назвать Нидерланды, Францию, Германию, Швейцарию, Великобританию, Югославию, Болгарию, Чешскую республику и Турцию. Стандарты постоянно дорабатываются с учетом практики их применения, развития самого аудита. Процесс совершенствования МСА носит постоянный динамический характер. Реакцией на события, происшедшие на рубеже XX - XXI вв. на мировом рынке оказания аудиторских услуг, стало внедрение новых (и доработка прежних) Международных стандартов аудита. В частности, существенно пересмотрены положения МСА № 500 «Аудиторское доказательство» («Audit Evidence»). В дополнение к «традиционным» видам аудиторских доказательств (тесты контроля и процедуры проверки по существу) появились еще и процедуры, направленные на оценку рисков (Risk assessment procedures). Предполагается, что с их помощью аудитор должен в определенной степени достичь понимания деятельности аудируемого лица, а также среду, в которой оно функционирует, систему внутреннего контроля с тем, чтобы оценить уровень риска наличия существенных искажений в финансовой отчетности. В новой редакции МСА № 500 также значительно расширен перечень утверждений, на основе которых подготовлена финансовая отчетность (Financial statement assertions).
Рассматривая историю возникновения аудита в России, необходимо отметить, что в царской России указанный институт финансово-экономического контроля не был широко развит, хотя само слово «аудит» в России появилось еще во времена Петра Великого и означало - «слушающий». Институт проверяющих был первоначально введен в армии, где они занимались делами, связанными с расследованием имущественных споров. В 1888, 1907-1912 и 1929-1930 гг. были предприняты попытки организации образования и сдачи экзаменов аудиторами. В России их называли присяжными бухгалтерами, но признания и широкого распространения они не получили, хотя ревизоры существовали всегда. Однако между аудитором и ревизором, как мы уже выяснили, есть разница. В советской России вместо аудита получил развитие институт ревизии, поскольку в условиях командно-административной системы управления необходим был контроль, направленный на поиск упущений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, выявление и наказание виновных. Аудит, в его собственном смысле, был не нужен. В то же время необходимо отметить заслуги советских исследователей теории и практики проведения ревизий, поскольку именно они разработали в значительной степени методическую основу и инструментарий контрольных мероприятий, которые используются по настоящее время в ходе аудиторских проверок. Изменения в нашей стране произошли только в 1990-х гг. в связи с упразднением министерств, ведомств, государственного управления во многих областях. Вместе с ведомствами упразднили и ведомственный контроль, соответствующие им контрольно-ревизионные органы. Объективно проявилась необходимость организации альтернативного контроля, поскольку в рыночной экономике влияние государства ограничено.
Аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей. Цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Предмет аудита – это информация, сосредоточенная в бухгалтерской отчетности экономического субъекта: бухгалтерском балансе (форма № 1), отчете о прибылях и убытках (форма № 2), отчете о движении капитала (форма № 3), отчете о движении денежных средств (форма № 4), приложении к балансу (форма № 5), пояснительной записке. Каждый документ бухгалтерской отчетности несет свою информационную нагрузку: · бухгалтерский баланс отражает имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату; · отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период; · отчет о движении капитала содержит информацию об изменениях в капитале организации; · отчет о движении денежных средств содержит информацию о наличии, поступлении и расходовании денежных средств за отчетный период; · пояснения к бухгалтерскому балансу и пояснительная записка содержат дополнительную информацию, не раскрытую в предыдущих формах, но необходимую пользователям для реальной оценки имущественного и финансового положения организации. Задача аудита – установление достоверности сосредоточенной в бухгалтерской отчетности информации с приемлемой вероятностью. Согласно требованиям международных аудиторских стандартов достоверная бухгалтерская отчетность должна удовлетворять следующим критериям: · существование; · возникновение; · права и обязательства; · полнота; · оценка; · точность; · представление и раскрытие. Информация удовлетворяет критерию существования при достоверности подтверждения сальдо по счетам. 1. Критерий возникновения выполняется, если подтверждена достоверность оборотов по счетам. 2. Критерий прав и обязательств выполняется при подтверждении юридически оформленных прав (например права собственности) на активы баланса и юридически оформленных обязательств на пассивы. 3. Соблюдение критерия полноты связано с подтверждением полноты отражения совершенных хозяйственных операций в регистрах учета и с подтверждением полноты включения данных регистров в бухгалтерскую отчетность. 4. Критерий оценки выполняется при подтверждении правильности произведенных оценок соответствующих статей отчетности. 5. Критерий точности соблюден, если подтверждена временна́я определенность фактов хозяйственной деятельности организации. 6. Критерий представления и раскрытия выполняется, если информация, отраженная в бухгалтерской отчетности представлена надлежащим образом (непротиворечива и содержит все необходимые расшифровки). Если какой-либо критерий (один или несколько) не выполняется, то бухгалтерская отчетность не может быть признана достоверной. Критерии не выполняются в том случае, когда информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, искажена – содержит ошибки.
Экономическая сущность аудита объясняется возросшей потребностью пользователей финансовой отчетности в экспертной оценке ее достоверности, так как показатели финансовой отчетности используются для финансовой отчетности. Мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности способствует большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных лиц. Пользователи финансовой отчетности: § инвесторы и их представители; § работники и их представители; § заимодавцы; § поставщики и подрядчики; § покупатели и заказчики; § органы власти; § общественность в целом. С переходом к рыночным отношениям и их развитием аудит в россии приобретает все большее значение. В мировой практике аудит широко применяется во всех сферах деятельности. В нашей стране независимый контроль — дело сравнительно новое. В связи с тем, что пользователям экономической информации необходима уверенность в качестве аудиторского заключения, подтверждающего достоверность отчетности, к работе аудиторов и аудиторских фирм предъявляются все более высокие требования. Виды аудита Виды аудита, согласно зарубежной практики: § Финансовый аудит — проверка финансовых средств, соблюдения принципов и требований ведения бухгалтерского учета. § Операционный аудит — проверка процедур, методов функционирования хозяйственной системы и оценка производительности и эффективности работы организации. § Аудит на соответствие законодательству — проверка соблюдения законодательств, правил и стандартов. § Специальный аудит — проверка для составления официального заключения относительно надежности информации, представляемой другой стороне.
Виды аудита, согласно российской практики: § Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности — проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности для оценки степени ее достоверности. § Налоговый аудит — проверка на соответствие налоговому законодательству. § Аудит на соответствие требованиям — анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности для определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. § Ценовой аудит — проверка обоснованности установления цены на заказ. § Аудит хозяйственной деятельности — систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимой для определенный целей. § Специальный (экологический, операционный) аудит — проверка конкретных аспектов деятельности аудируемого лица, соблюдения определенных правил, норм и процедур. § Управленческий (производственный) аудит — проверка организации и управления предприятием, а также использования всех видов ресурсов. Классификация аудита По категориям аудиторов: § Независимый § Государственный § Внутренний По законодательству: § Обязательный — подтверждение достоверности отчетности организации или индивидуального предпринимателя, в случаях, установленных ФЗ "Об аудиторской деятельности. § Инициативный — аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной. Обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленными законодательством РФ, инициативный аудит — по решению экономического субъекта. По частоте проведения: § Первоначальный — проведение аудиторской проверки в организации впервые. § Повторяющийся По цели: § Финансовый § Операционный § На соответствие законодательству § Специальный (работы по аттестации) § Финансовой (бухгалтерской) отчености § Налоговый § Управленческий По направленности: § Общий § Банковский § Страховых организаций § Инвестиционных институтов, внебюджетных фондов Основные методы аудита: Метод — это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. В аудите для сбора аудиторских доказательств применяются те методы, которые определены внутренними правилами (стандартами), а также соответствуют цели и задачам, определенным условиями договоренности. Рассмотрим основные методы, используемые в аудиторской деятельности, которые были накоплены контрольно-ревизионной и аудиторской практикой России.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |