Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование хозяйственной деятельности

Лекция 5

 

1 Система планирования на предприятии

2 Тактическое планирование

3 Бизнес-план предприятия

 

Процесс управления предприятием складывается из многих функций:

- организация производства; - координация и регулирование; - активизация и стимулирование;

- учёт; - анализ; - контроль.

В их число входят планирование и прогнозирование деятельности предприятия, можно сказать, что она является центральной в системе функций управления предприятием.

План – это упорядоченная схема действий по достижению определённой цели.

Планирование – это непрерывный процесс поиска новых путей и методов оптимизации целевых действий за счёт новых возможностей.

Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах и органически вписывается в рыночный механизм хозяйствования.

 

По содержанию и форме проявления различают следующие формы планирования и виды планов:

· директивное планирование;

· индикативное – носит направляющий, рекомендательный характер.

 

В зависимости от срока и степени детализации принято различать:

  • текущее планирование – до одного года, суточное, недельное, месячное, квартальное, полугодичное;
  • среднесрочное планирование – до пяти лет;
  • долгосрочное (перспективное) – свыше пяти лет.

 

По содержанию плановых решений:

  • стратегическое планирование – ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения;
  • тактическое планирование – процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей;
  • оперативно-календарное – завершающий этап планирования с целью организации повседневной ритмичной работы;
  • бизнес-планирование – имеет целью оценку целесообразности внедрения того или иного мероприятия.

 

Стратегическое планирование включает следующие этапы:

  • определение миссии предприятия;
  • формирование целей и задач;
  • анализ и оценка внешней среды;
  • анализ и оценка внутренней структуры предприятия;
  • разработка и анализ стратегических альтернатив;
  • выбор стратегии.

К стратегиям относятся: - стратегия ограниченного роста связана с изменением продукта и рынка и не затрагивает отрасль и технологию;

- стратегия интегрированного роста – рост за счёт контроля над поставщиками и хозяйствующими субъектами, находящимися между фирмой и потребителями внутри отрасли;

- стратегия диверсифицированного роста – расширение производства за счёт новых технологий в других отраслях экономики;

- стратегия сокращения – в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада (сокращение расходов, сокращение производства, ликвидация).

Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Если цель стратегического плана – определить, чего хочет добиться предприятие в перспективе, то тактическое планирование должно ответить на вопрос, как предприятие может этого достичь.

Тактический план представляет собой развёрнутую программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия, направленную на выполнение стратегического плана при наиболее полном и рациональном использовании природных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Особое внимание должно уделяться показателям эффективности работы: экономии материальных ресурсов, росту производительности труда, снижению себестоимости продукции, повышению качества и конкурентоспособности.

Разделы тактического плана:

1 Экономическая эффективность производства.

Увеличение эффективности предусматривается за счёт рационального использования ресурсов на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, повышения технического уровня производства, совершенствования управления, улучшение организации производства и труда, укрепления трудовой дисциплины, улучшения структуры и качества продукции.

2 Нормы и нормативы.

Разработка плана должна осуществляться на основе прогрессивных, технически и экономически обоснованных норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива и энергии, затрат живого труда, средств труда и организации производственных процессов.

С помощью норм и нормативов осуществляется контроль над уровнем затрат на производство и реализацию продукции.

 

3 План производства и реализации продукции.

Определение оптимального объёма продукции, который может быть произведен и реализован предприятием, изыскание возможностей наиболее полного удовлетворения спроса на продукцию, эффективное использование производственной мощности, ОФ и ОС.

 

4 План материально-технического обеспечения производства.

Устанавливается потребность в материальных ресурсах, необходимых для выполнения производственной программы, мероприятий, предусмотренных планом технического развития и организации производства.

 

5 План по персоналу и оплате труда.

Устанавливает потребность в персонале и средствах на оплату труда. Оптимальную численность, рост производительности труда и заработной платы, повышение квалификации и переподготовку. Общая величина и структура ФОТ.

 

6 План по издержкам производства, прибыли и рентабельности.

Отражает нормируемые государством расходы (амортизация, командировочные, представительские расходы ит.д.) и отнесение на себестоимость налогов и сборов, отчислений во внебюджетные фонды. Рациональную структуру себестоимости, соотношение между постоянными и переменными расходами.

 

7 План инноваций (технического и организационного развития предприятия).

Составляется на основе стратегического плана и содержит перечень и характеристику нововведений, планируемых к внедрению.

 

8 План инвестиций и капитального строительства.

Составляется по следующим показателям: прирост производственных мощностей за счёт технического перевооружения; реконструкции; расширение действующих и строительство новых объектов; ввод в действие основных производственных и непроизводственных фондов.

 

9 План по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Обосновывается перечень важнейших природоохранных мероприятий с указанием технико-экономических параметров с увязкой с планом инноваций и инвестиций.

 

10 План социального развития коллектива.

Предусматривает мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и быта, отношений в коллективе, развития благоприятного морально-психологического климата. Охватывает следующие направления: изменение социально демографической структуры; улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работников; социально-культурных и жилищно-бытовых условий; совершенствование методов управления.

 

11 План по фондам специального назначения.

Устанавливаются размеры и направления использования средств фонда накопления; фонда потребления; дивидендного фонда; финансовых резервов формируемых из чистой прибыли, амортизационных отчислений, прибыли от внереализационных операций.

 

12 Финансовый план.

Составляется в виде баланса доходов и расходов, расчётных форм для определения статей баланса. Финансовый план составляется на основе стратегического плана, плана производства, инноваций и экономической эффективности, материально-технического обеспечения, издержек, инвестиций и других разделов тактического плана.

 

Бизнес-план – это документ, в котором отражаются основные аспекты деятельности предприятия, анализируются все проблемы и определяются способы решения этих проблем.

Бизнес-планирование основывается на следующих принципах:

  • участия, предполагающего участие в плановой деятельности всех работников предприятия, независимо от должностей и выполняемых ими функций;
  • единства (холизма) – интеграцию плановой деятельности в рамках вертикального единства подразделений и координацию плановой деятельности на уровне функциональных подразделений и служб;
  • непрерывности, обеспечивающей «скользящий характер планирования»;
  • гибкости, способствующей составлению планов таким образом, чтобы можно было вносить изменения в их содержание в соответствии с изменениями условий деятельности;
  • точности, заключается в том, что каждый план должен быть конкретизирован и детализирован в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия;
  • итеративности – бизнес-планирование должно носить творческий характер и предусматривать неоднократную проработку уже составленных разделов бизнес-плана;
  • многовариантности, определяющей возможность выбора наилучшего из альтернативных вариантов достижения поставленных целей.

 

Разработка бизнес-плана включает в себя взаимосвязанные этапы, выстроенные в определённой логической последовательности.

На первом этапе определяются цели его подготовки: достижение безубыточной деятельности; ввод в действие нового цеха, магазина; выпуск нового вида продукции.

Вторым этапом разработки является анализ, оценка и прогнозирование собственных возможностей предприятия: результатов функционирования самого предприятия; обеспеченности его деятельности ресурсами; результатов деятельности основных конкурентов; рынков сбыта; возможных видов риска.

Третий этап включает характеристику планируемой предприятием к выпуску продукции, работ, услуг. Оценка сильных и слабых сторон деятельности, как самого предприятия, так и его основных конкурентов в сферах менеджмента, производства, маркетинга, финансов, кадровой политики.

Четвёртый этап состоит в исследовании рынков сбыта: оценка рынка; уровня конкуренции; конкурентоспособности продукции, работ, услуг.

Пятый этап предполагает разработку плана производства: прогноз объёмов производства и реализации продукции; определение потребностей в основных фондах; в сырье, оборудовании, персонале по категориям работников; в затратах на оплату труда; определения полной себестоимости.


Шестой этап включает разработку ценовой политики, систему формирования спроса и стимулирования сбыта, разработка маркетинговой стратегии.

Седьмой этап предполагает выбор типа организационной структуры и оценку её эффективности.

Восьмой этап предполагает описание возможных рисков и разработку мероприятий по их снижению и предупреждению.

Девятый этап состоит в прогнозировании финансовых показателей: прогноз доходов и расходов; сметы фондов; прогнозный баланс денежных средств; прогнозный баланс активов и пассивов; прогноз ключевых финансовых показателей.

Десятым, завершающим этапом разработки бизнес-плана является составление резюме – краткое изложение бизнес-плана предприятия.

 

Характеристика основных разделов бизнес-плана

Резюме

Отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. В сжатой и доступной форме изложить суть. Разрабатывается в конце написания бизнес-плана, когда имеется полная ясность по всем остальным разделам.

 

1 Характеристика предприятия

История создания; основные достижения и неудачи в деятельности предприятия; слабые и сильные места в производственно-хозяйственной деятельности, её особенности (сезонный характер сбыта продукции, мелкосерийный характер производства ит.д.); характеристика имеющихся ОФ и технологий; главные цели и задачи предприятия: увеличение объёмов производства; улучшение условий труда; экономия ресурсов; конкретные мероприятия по достижению заданных целей: обоснование собственных источников финансирования плана (амортизация, чистая прибыль, продажа ОФ, акций и т.д.).

 

2Описание продукции, услуги

Представляется информация о продукции: область применения; основные характеристики (потребительские, сбытовые, функциональные); соответствие стандартам качества; требования к гарантийному и постгарантийному обслуживанию; наличие патентов, лицензий, сертификатов; новизна технических и технологических решений, потребительских свойств.

 

3 Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга

Анализ рынков должен включать: общую характеристику рынков; оценку их размера; долю предприятия; динамику развития; основные факторы, влияющие на изменение рынка; основные требования потребителей; оценка конкурентов: технический уровень продукции, цена, уровень качества; технологическое и финансовое состояние конкурирующих предприятий; степень их влияния на рынок; преимущества перед конкурентами. В стратегии маркетинга отражаются: стратегия сбыта (увеличение доли рынка, расширение существующего, продвижение на новые рынки); стратегии ценообразования: обоснование цены, сравнение с ценой конкурентов; тактика реализации продукции на конкретном сегменте рынка (собственная торговая сеть, торговые представительства, посредники, дистрибьюторы); политика послепродажного обслуживания; обоснование затрат на маркетинг и рекламу;

 

4 Производственный план

Данный раздел включает несколько подразделов: программа производства и реализации продукции. Производственные мощности: перечень требуемого оборудования; выбор поставщиков условий поставки, обслуживания, гарантий и цены. Материально-техническое обеспечение: перспективы обеспечения требуемыми сырьём и материалами, комплектующими изделиями, запасными частями, теплоэнергитическими ресурсами. Обоснование схемы обеспечения (виды транспорта, средства погрузки, разгрузки, складирования); издержки производства и реализации продукции: заработная плата, амортизация, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

 

 

5 Организационный план

Центральное место отводится организационно-штатной структуре предприятия и выбору рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и предприятием в целом. Определяется необходимая квалификация и численность специалистов, обосновывается введение многосменности в работе.

 

6 План реализации проекта

Представляет собой план согласованных мероприятий, начиная от подготовительных работ до производства и погашения задолженностей перед заёмщиками. Разрабатывается сетевой график, в котором указывается перечень работ и потребность в финансовых ресурсах.

 

7 Инвестиционный план

Приводится расчёт потребности в инвестициях по каждому виду издержек: основного капитала – на сооружения и оснащения предприятия; оборотного капитала – необходимого для полной или частичной его эксплуатации. Отдельно рассчитывается потребность в первоначальном оборотном капитале. Приводятся данные по источникам финансирования – собственных, заёмных, государственных средств, прямых инвестиций. Осуществляется расчёт погашения долговых обязательств по долгосрочным и краткосрочным кредитам, бюджетным ссудам.

 

8 Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности

К основным аспектам прогнозирования относятся: расчёт прибыли от реализации и чистой прибыли; расчёт потока денежных средств; показателей экономической эффективности. Учитываются предполагаемые изменения выручки, прибыли, затрат.

 

9 Показатели эффективности проекта

Оценка эффективности проекта и наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе его реализации. Приводится классификация и оценка рисков по месту их возникновения – инвестиционные, организационные, производственные, коммерческие, инфляционные, а также намечаются меры по их снижению или предотвращению. Проводится анализ чувствительности проекта к изменению входных показателей – цены, объёма производства, переменных и постоянных издержек, условий финансирования и т.д. Определяются чёткие границы инфляции, при которых успех проекта маловероятен.

 

10 Юридический план

Описывается организационно-правовая форма предприятия, уточняются основные юридические аспекты будущей деятельности предприятия.

 

11 Информация о разработчике бизнес-плана

Даётся описание и характеристика привлекаемых к разработке бизнес-плана организаций: опыт работы в данной сфере услуг; основные достижения и неудачи, наиболее значимые проекты.

 

12 Приложения

Включаются все дополняющие основные разделы материалы: спецификации, техническое описание сертификата, патента, результаты маркетинговых исследований. А также данные о руководителе, инвесторах, экспертах, консультантах, рекламных материалах и т.д.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Система юридических гарантий в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина | Финансы предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.