КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование хозяйственной деятельности
Лекция 5
1 Система планирования на предприятии 2 Тактическое планирование 3 Бизнес-план предприятия
Процесс управления предприятием складывается из многих функций: - организация производства; - координация и регулирование; - активизация и стимулирование; - учёт; - анализ; - контроль. В их число входят планирование и прогнозирование деятельности предприятия, можно сказать, что она является центральной в системе функций управления предприятием. План – это упорядоченная схема действий по достижению определённой цели. Планирование – это непрерывный процесс поиска новых путей и методов оптимизации целевых действий за счёт новых возможностей. Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах и органически вписывается в рыночный механизм хозяйствования.
По содержанию и форме проявления различают следующие формы планирования и виды планов: · директивное планирование; · индикативное – носит направляющий, рекомендательный характер.
В зависимости от срока и степени детализации принято различать:
По содержанию плановых решений:
Стратегическое планирование включает следующие этапы:
К стратегиям относятся: - стратегия ограниченного роста связана с изменением продукта и рынка и не затрагивает отрасль и технологию; - стратегия интегрированного роста – рост за счёт контроля над поставщиками и хозяйствующими субъектами, находящимися между фирмой и потребителями внутри отрасли; - стратегия диверсифицированного роста – расширение производства за счёт новых технологий в других отраслях экономики; - стратегия сокращения – в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада (сокращение расходов, сокращение производства, ликвидация). Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Если цель стратегического плана – определить, чего хочет добиться предприятие в перспективе, то тактическое планирование должно ответить на вопрос, как предприятие может этого достичь. Тактический план представляет собой развёрнутую программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия, направленную на выполнение стратегического плана при наиболее полном и рациональном использовании природных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Особое внимание должно уделяться показателям эффективности работы: экономии материальных ресурсов, росту производительности труда, снижению себестоимости продукции, повышению качества и конкурентоспособности. Разделы тактического плана: 1 Экономическая эффективность производства. Увеличение эффективности предусматривается за счёт рационального использования ресурсов на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, повышения технического уровня производства, совершенствования управления, улучшение организации производства и труда, укрепления трудовой дисциплины, улучшения структуры и качества продукции. 2 Нормы и нормативы. Разработка плана должна осуществляться на основе прогрессивных, технически и экономически обоснованных норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива и энергии, затрат живого труда, средств труда и организации производственных процессов. С помощью норм и нормативов осуществляется контроль над уровнем затрат на производство и реализацию продукции.
3 План производства и реализации продукции. Определение оптимального объёма продукции, который может быть произведен и реализован предприятием, изыскание возможностей наиболее полного удовлетворения спроса на продукцию, эффективное использование производственной мощности, ОФ и ОС.
4 План материально-технического обеспечения производства. Устанавливается потребность в материальных ресурсах, необходимых для выполнения производственной программы, мероприятий, предусмотренных планом технического развития и организации производства.
5 План по персоналу и оплате труда. Устанавливает потребность в персонале и средствах на оплату труда. Оптимальную численность, рост производительности труда и заработной платы, повышение квалификации и переподготовку. Общая величина и структура ФОТ.
6 План по издержкам производства, прибыли и рентабельности. Отражает нормируемые государством расходы (амортизация, командировочные, представительские расходы ит.д.) и отнесение на себестоимость налогов и сборов, отчислений во внебюджетные фонды. Рациональную структуру себестоимости, соотношение между постоянными и переменными расходами.
7 План инноваций (технического и организационного развития предприятия). Составляется на основе стратегического плана и содержит перечень и характеристику нововведений, планируемых к внедрению.
8 План инвестиций и капитального строительства. Составляется по следующим показателям: прирост производственных мощностей за счёт технического перевооружения; реконструкции; расширение действующих и строительство новых объектов; ввод в действие основных производственных и непроизводственных фондов.
9 План по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Обосновывается перечень важнейших природоохранных мероприятий с указанием технико-экономических параметров с увязкой с планом инноваций и инвестиций.
10 План социального развития коллектива. Предусматривает мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и быта, отношений в коллективе, развития благоприятного морально-психологического климата. Охватывает следующие направления: изменение социально демографической структуры; улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работников; социально-культурных и жилищно-бытовых условий; совершенствование методов управления.
11 План по фондам специального назначения. Устанавливаются размеры и направления использования средств фонда накопления; фонда потребления; дивидендного фонда; финансовых резервов формируемых из чистой прибыли, амортизационных отчислений, прибыли от внереализационных операций.
12 Финансовый план. Составляется в виде баланса доходов и расходов, расчётных форм для определения статей баланса. Финансовый план составляется на основе стратегического плана, плана производства, инноваций и экономической эффективности, материально-технического обеспечения, издержек, инвестиций и других разделов тактического плана.
Бизнес-план – это документ, в котором отражаются основные аспекты деятельности предприятия, анализируются все проблемы и определяются способы решения этих проблем. Бизнес-планирование основывается на следующих принципах:
Разработка бизнес-плана включает в себя взаимосвязанные этапы, выстроенные в определённой логической последовательности. На первом этапе определяются цели его подготовки: достижение безубыточной деятельности; ввод в действие нового цеха, магазина; выпуск нового вида продукции. Вторым этапом разработки является анализ, оценка и прогнозирование собственных возможностей предприятия: результатов функционирования самого предприятия; обеспеченности его деятельности ресурсами; результатов деятельности основных конкурентов; рынков сбыта; возможных видов риска. Третий этап включает характеристику планируемой предприятием к выпуску продукции, работ, услуг. Оценка сильных и слабых сторон деятельности, как самого предприятия, так и его основных конкурентов в сферах менеджмента, производства, маркетинга, финансов, кадровой политики. Четвёртый этап состоит в исследовании рынков сбыта: оценка рынка; уровня конкуренции; конкурентоспособности продукции, работ, услуг. Пятый этап предполагает разработку плана производства: прогноз объёмов производства и реализации продукции; определение потребностей в основных фондах; в сырье, оборудовании, персонале по категориям работников; в затратах на оплату труда; определения полной себестоимости. Шестой этап включает разработку ценовой политики, систему формирования спроса и стимулирования сбыта, разработка маркетинговой стратегии. Седьмой этап предполагает выбор типа организационной структуры и оценку её эффективности. Восьмой этап предполагает описание возможных рисков и разработку мероприятий по их снижению и предупреждению. Девятый этап состоит в прогнозировании финансовых показателей: прогноз доходов и расходов; сметы фондов; прогнозный баланс денежных средств; прогнозный баланс активов и пассивов; прогноз ключевых финансовых показателей. Десятым, завершающим этапом разработки бизнес-плана является составление резюме – краткое изложение бизнес-плана предприятия.
Характеристика основных разделов бизнес-плана Резюме Отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. В сжатой и доступной форме изложить суть. Разрабатывается в конце написания бизнес-плана, когда имеется полная ясность по всем остальным разделам.
1 Характеристика предприятия История создания; основные достижения и неудачи в деятельности предприятия; слабые и сильные места в производственно-хозяйственной деятельности, её особенности (сезонный характер сбыта продукции, мелкосерийный характер производства ит.д.); характеристика имеющихся ОФ и технологий; главные цели и задачи предприятия: увеличение объёмов производства; улучшение условий труда; экономия ресурсов; конкретные мероприятия по достижению заданных целей: обоснование собственных источников финансирования плана (амортизация, чистая прибыль, продажа ОФ, акций и т.д.).
2Описание продукции, услуги Представляется информация о продукции: область применения; основные характеристики (потребительские, сбытовые, функциональные); соответствие стандартам качества; требования к гарантийному и постгарантийному обслуживанию; наличие патентов, лицензий, сертификатов; новизна технических и технологических решений, потребительских свойств.
3 Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга Анализ рынков должен включать: общую характеристику рынков; оценку их размера; долю предприятия; динамику развития; основные факторы, влияющие на изменение рынка; основные требования потребителей; оценка конкурентов: технический уровень продукции, цена, уровень качества; технологическое и финансовое состояние конкурирующих предприятий; степень их влияния на рынок; преимущества перед конкурентами. В стратегии маркетинга отражаются: стратегия сбыта (увеличение доли рынка, расширение существующего, продвижение на новые рынки); стратегии ценообразования: обоснование цены, сравнение с ценой конкурентов; тактика реализации продукции на конкретном сегменте рынка (собственная торговая сеть, торговые представительства, посредники, дистрибьюторы); политика послепродажного обслуживания; обоснование затрат на маркетинг и рекламу;
4 Производственный план Данный раздел включает несколько подразделов: программа производства и реализации продукции. Производственные мощности: перечень требуемого оборудования; выбор поставщиков условий поставки, обслуживания, гарантий и цены. Материально-техническое обеспечение: перспективы обеспечения требуемыми сырьём и материалами, комплектующими изделиями, запасными частями, теплоэнергитическими ресурсами. Обоснование схемы обеспечения (виды транспорта, средства погрузки, разгрузки, складирования); издержки производства и реализации продукции: заработная плата, амортизация, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
5 Организационный план Центральное место отводится организационно-штатной структуре предприятия и выбору рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и предприятием в целом. Определяется необходимая квалификация и численность специалистов, обосновывается введение многосменности в работе.
6 План реализации проекта Представляет собой план согласованных мероприятий, начиная от подготовительных работ до производства и погашения задолженностей перед заёмщиками. Разрабатывается сетевой график, в котором указывается перечень работ и потребность в финансовых ресурсах.
7 Инвестиционный план Приводится расчёт потребности в инвестициях по каждому виду издержек: основного капитала – на сооружения и оснащения предприятия; оборотного капитала – необходимого для полной или частичной его эксплуатации. Отдельно рассчитывается потребность в первоначальном оборотном капитале. Приводятся данные по источникам финансирования – собственных, заёмных, государственных средств, прямых инвестиций. Осуществляется расчёт погашения долговых обязательств по долгосрочным и краткосрочным кредитам, бюджетным ссудам.
8 Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности К основным аспектам прогнозирования относятся: расчёт прибыли от реализации и чистой прибыли; расчёт потока денежных средств; показателей экономической эффективности. Учитываются предполагаемые изменения выручки, прибыли, затрат.
9 Показатели эффективности проекта Оценка эффективности проекта и наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе его реализации. Приводится классификация и оценка рисков по месту их возникновения – инвестиционные, организационные, производственные, коммерческие, инфляционные, а также намечаются меры по их снижению или предотвращению. Проводится анализ чувствительности проекта к изменению входных показателей – цены, объёма производства, переменных и постоянных издержек, условий финансирования и т.д. Определяются чёткие границы инфляции, при которых успех проекта маловероятен.
10 Юридический план Описывается организационно-правовая форма предприятия, уточняются основные юридические аспекты будущей деятельности предприятия.
11 Информация о разработчике бизнес-плана Даётся описание и характеристика привлекаемых к разработке бизнес-плана организаций: опыт работы в данной сфере услуг; основные достижения и неудачи, наиболее значимые проекты.
12 Приложения Включаются все дополняющие основные разделы материалы: спецификации, техническое описание сертификата, патента, результаты маркетинговых исследований. А также данные о руководителе, инвесторах, экспертах, консультантах, рекламных материалах и т.д.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |