Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей

Суд присяжных

Принцип участия народа в отправлении правосудия ст.32 ч.5 Конституции РФ

Ст. 32 Конституции РФ посвящена праву участвовать в управлении делами государства и права участвовать в отправлении правосудия одно из проявлений права участвовать в управлении делами государства.

Мы сейчас с вами будем раскрывать статус арбитражных и присяжных заседателей. Арбитражные и присяжные заседатели – это нормативная реализация принципа в текущем законодательстве. А сам то принцип в чём? Идея в чём? Зачем народ участвует в отправлении правосудия?

Вне всякого сомнения, правосудие высоко профессиональная деятельность. Кода, зачем, почему народ одолжен участвовать в отправлении правосудия? Смысл этого правила в преодолении жреческого характера правосудия. Без доверия правосудие невозможно, доверие – это фундамент правосудия, то одним их элементов этого доверия является преодоление жреческого, кастового характера правосудия. Без участия в отправлении правосудия современная демократия не обходиться. Существуют две формы участия народа в отправлении правосудия – это суд присяжных и суд шеффенов. Смысл этих двух форм в том, что присяжные – это такая форма участия народа в отправлении правосудия, при которой присяжные и профессиональный судья не образуют единой коллегии, а присяжные решают вопросы факта, в то время как профессиональный судья решает вопросы права, т.е. единого состава суда они не образуют и функции между ними разделены. Суд шеффенов – такая форма участия народа в отправлении правосудия при которой профессиональный судья и шеффены образуют единую коллегию, образуют единый состав суда и не раздельно, вместе решают вопросы и права, и факта. В современном нашем правосудии присутствуют обе формы, и присяжные заседатели, и шеффены.

Ст. 47 ч. 2 Конституции РФ «Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.»

Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее - присяжные заседатели) проводится в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (далее - суды) ‑ Суд присяжных функционирует на уровне суда субъекта федерации, т.е. в суде среднего звена.

Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей

2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом. ???Употреблена категория гражданский долг, а не обязанность

Кто может быть присяжным заседателем?

Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям – устанавливает императивные требования предъявляемые к присяжному заседателю, требования не соблюдение которых вообще не позволяет быть присяжным заседателем.

1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела. - В отличии от арбитражных заседателей, к присяжным не предъявляется требования образования.

 

Статья 7. Исключение граждан из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседателидает основания гражданину самому просить об исключении его из списков присяжных заседателей.

Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:

1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;

2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;

б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

д) военнослужащим;

д.1) гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки, - в течение пяти лет со дня увольнения;

(пп. "д.1" введен Федеральным законом от 25.11.2009 N 271-ФЗ)

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом - в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения;

(пп. "е" в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 271-ФЗ)

е.1) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

(пп. "е.1" введен Федеральным законом от 25.11.2009 N 271-ФЗ)

е.2) гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях, указанных в подпункте "е.1" настоящего пункта, - в течение пяти лет со дня увольнения;

(пп. "е.2" введен Федеральным законом от 25.11.2009 N 271-ФЗ)

Т.е причастных к правоохранительной деятельности, причастных к государственной службе.

ж) священнослужителем.

Как составляется список присяжных заседателей?

Статья 4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели

1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

2. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации. Представительство муниципальных образований в этом списке должно быть пропорционально численности населения в муниципальном образовании. Другими словами, если суд присяжных функционирует при суде среднего звена, т.е. при суде субъекта федерации, в этом списке пропорционально должно быть представлено население всех муниципальных образований.

3. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели - регулирует порядок и сроки составления списков кандидатов

3. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

4. О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели.

5. Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели, подписанные главами муниципальных образований, представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

Порядок и сроки составления списков: ч. 3 Списки кандидатов составляются органами муниципальных образований, отдельно по каждому муниципальному образованию но основе списка избирателей, избираются путём случайной выборки. Затем, когда составлен такой список ч.4, граждане, проживающие на территории муниципального образования извещаются о нём и они в течении двух недель могут подать заявление об исключении из списков, об исправлении в них не точных сведений. Потом эти списки направляются губернатору, ч.5 и уже губернатор на основе списков, поступивших из муниципалитетов ч.6 составляет список основной и запасной и утверждает для суда субъекта федерации.

Статья 8. Направление в суд общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели – составленный список направляется в соответствующий суд. Если из списка кто либо выбывает, то список в установленном порядке дополняется.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимоотношение средств массовой информации с судом | Статья 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.