Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Меркантилизм – первая школа экономической теории

Предмет экономической теории.

История развития экономической теории.

Функции экономической теории.

Экономическая теория выполняет ряд функций:

1. Познавательная функция -она объясняет, как функционирует экономика, в чем суть, причины последствия тех или иных экономических явлений (как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как предложение влияет на цены).

2. Практическая(рекомендательная) функция - на основе позитивных знаний экономика дает рекомендации, предлагает рецепты действий для хозяйственной практики и экономической политики, проводимой государством.

3. Методологическая функция -разрабатывая основные экономические понятия, методы экономических исследований экономическая теория служит общетеоретической и методологической базой для всех других экономических наук:

· отраслевых (экономика промышленности, экономика с/х, банковское дело и.т.д.)

· функциональных (маркетинг, менеджмент, финансы)

· смешанных (экономическая географии, экономическая статистика, экономическая история и.т.д)

4. Образовательная функция - формирует экономическое мышление и соответствующее сознание. Экономические знания позволяют людям чувствовать себя увереннее и самостоятельно принимать правильные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях.

_____________________________________________________________________________________

 

 

Экономическая теория - историческая наука, котора я постоянно развивается и углуб­ляет свои знания об экономической деятельности людей. Она отражает изменения в жизни человеческого общества.

Как наука, т.е систематизированное знание о сущности экономики, экономическая теория формиру­ется в XVI-XVII вв. Основной вопрос, который тогда интересовал экономистов, - это вопрос: почему одни страны богатые, а другие бедные, откуда берется богатство? И экономическая теория становит­ся наукой о богатстве.

 

 

Первой в истории становления экономической науки была школа меркантилистов (от итальянского «мерканте» - торговец). Наибольшего развития меркантилизм достиг в Англии – в стране с самой передовой тогда экономикой. Представителями этой школы были экономисты Томас Мен (1571-1641), Англия и Антуан де Монкретьен (1575 – 1621) Франция.

Основными идеями меркантилистов были:

· главное богатство нации - это деньги (зо­лото и серебро);

· источником этого богатства является торговля;

· государство должно помогать обогащению общества своей активной и целенаправленной экономической политикой.

Отсюда и практиче­ские рекомендации для страны: меньше товаров ввозить и больше вывозить, а для того, чтобы вывозить товары, надо поощрять разви­тие их производства.

Главной задачей политики меркантилизма было обеспечение накопления денег в стране.

Период раннего меркантилизма приходиться на последнюю треть XIV – середину XVI в. Он был назван монетарной системой, основным требованием государства было – «деньги не должны пересекать границу».

В период раннего меркантилизма эти требования достигались административными мерами:

· запрет вывоза денег за рубеж;

· ограничение импорта и.т.д.;

Со временем меркантилисты поняли, что сами по себе эти меры не могут сделать страну богатой.

Второй этап – поздний меркантилизм (XVII в. – начало XVIII в.). Проблема накопления денег в стране достигалась экономическими мерами:

· поощрение внешней торговли;

· развитие производства экспортных товаров;

· поддержание активного торгового баланса с другими странами (экспорт больше импорта) и.т.д.

В этот период главной задачей считалось не простое накопление денежных сокровищ, а запуск денег в оборот, приносящий доход.

Таким образом, меркантилизм развивался, искал и находил все более зрелые и эффективные решения экономических проблем своего времени.

Недостатком этой школы было - преувеличение хозяйственного значения сферы обращения и недооценка сферы производства.

 

Классическая политическая экономия

 

Не все мыслители-экономисты считали деньги единственной формой богатства, а их источником сферу обращения, торговлю. В связи с возникновением и развитием капитализма (с XVII века – до наших дней) торговый капитал перестал играть основную роль в жизни общества, а экономическая мысль начала обращаться к анализу производства. В этих условиях появилось много новых теорий, позднее вошедших в историю под общим названием классическая политическая экономия.

Физиократия

 

Первой школой, в центре внимания которой было производство, стала школа физиократов. В переводе с греческого означает «власть природы». Основателями этой школы были французские экономисты: Франсуа Кенэ (1694-1774) и Анн Роббер Жак Тюрго (1727-1781).

Основными идеями физиократов были:

· источник богатства – сфера производства;

· предметом экономической науки выступают экономические отношения по поводу производства и распределения чистого продукта, возникающего в сфере сельского хозяйства.

Физиократы признавали только одну производительную отрасль – сельское хозяйство, все другие отрасли считали – бесплодные, так как они преобразуют продукты сельскохозяйственного труда. Практическая функция теории физиократов сводилась к необходимости стимулирования сельхозпроизводства. Они выступали за преодоление пережитков в деревне, сокращение налогов и податей и т. д.

Рыночное направление классиков

В период буржуазной перестройки (XVII - XVIII вв.) промышленного производства и смены господства торгового капитала господством промышленного, в Англии возникла теоретическая школа, создавшая учение о росте национального богатства.

Представителями этого направления были шотландский экономист Адам Смит (1723-1790) и английский экономист Давид Риккардо (1772-1823).

В отличие от физиократов они полагали, что всякое производство (а не только земледелие) увеличивает богатство общества. В качестве источника богатства нации они рассматривали труд в сфере материального производства.

«Природа – мать, а труд отец всякого богатства».

Классики политэкономии выступали за полную экономическую свободу личности, свободу конкуренции, за ограничение вмешательства государства в экономику.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исторический и логический | Марксистская политическая экономия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.