КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Меркантилизм – первая школа экономической теории
Предмет экономической теории. История развития экономической теории. Функции экономической теории. Экономическая теория выполняет ряд функций: 1. Познавательная функция -она объясняет, как функционирует экономика, в чем суть, причины последствия тех или иных экономических явлений (как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как предложение влияет на цены). 2. Практическая(рекомендательная) функция - на основе позитивных знаний экономика дает рекомендации, предлагает рецепты действий для хозяйственной практики и экономической политики, проводимой государством. 3. Методологическая функция -разрабатывая основные экономические понятия, методы экономических исследований экономическая теория служит общетеоретической и методологической базой для всех других экономических наук: · отраслевых (экономика промышленности, экономика с/х, банковское дело и.т.д.) · функциональных (маркетинг, менеджмент, финансы) · смешанных (экономическая географии, экономическая статистика, экономическая история и.т.д) 4. Образовательная функция - формирует экономическое мышление и соответствующее сознание. Экономические знания позволяют людям чувствовать себя увереннее и самостоятельно принимать правильные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях. _____________________________________________________________________________________
Экономическая теория - историческая наука, котора я постоянно развивается и углубляет свои знания об экономической деятельности людей. Она отражает изменения в жизни человеческого общества. Как наука, т.е систематизированное знание о сущности экономики, экономическая теория формируется в XVI-XVII вв. Основной вопрос, который тогда интересовал экономистов, - это вопрос: почему одни страны богатые, а другие бедные, откуда берется богатство? И экономическая теория становится наукой о богатстве.
Первой в истории становления экономической науки была школа меркантилистов (от итальянского «мерканте» - торговец). Наибольшего развития меркантилизм достиг в Англии – в стране с самой передовой тогда экономикой. Представителями этой школы были экономисты Томас Мен (1571-1641), Англия и Антуан де Монкретьен (1575 – 1621) Франция. Основными идеями меркантилистов были: · главное богатство нации - это деньги (золото и серебро); · источником этого богатства является торговля; · государство должно помогать обогащению общества своей активной и целенаправленной экономической политикой. Отсюда и практические рекомендации для страны: меньше товаров ввозить и больше вывозить, а для того, чтобы вывозить товары, надо поощрять развитие их производства. Главной задачей политики меркантилизма было обеспечение накопления денег в стране. Период раннего меркантилизма приходиться на последнюю треть XIV – середину XVI в. Он был назван монетарной системой, основным требованием государства было – «деньги не должны пересекать границу». В период раннего меркантилизма эти требования достигались административными мерами: · запрет вывоза денег за рубеж; · ограничение импорта и.т.д.; Со временем меркантилисты поняли, что сами по себе эти меры не могут сделать страну богатой. Второй этап – поздний меркантилизм (XVII в. – начало XVIII в.). Проблема накопления денег в стране достигалась экономическими мерами: · поощрение внешней торговли; · развитие производства экспортных товаров; · поддержание активного торгового баланса с другими странами (экспорт больше импорта) и.т.д. В этот период главной задачей считалось не простое накопление денежных сокровищ, а запуск денег в оборот, приносящий доход. Таким образом, меркантилизм развивался, искал и находил все более зрелые и эффективные решения экономических проблем своего времени. Недостатком этой школы было - преувеличение хозяйственного значения сферы обращения и недооценка сферы производства.
Классическая политическая экономия
Не все мыслители-экономисты считали деньги единственной формой богатства, а их источником сферу обращения, торговлю. В связи с возникновением и развитием капитализма (с XVII века – до наших дней) торговый капитал перестал играть основную роль в жизни общества, а экономическая мысль начала обращаться к анализу производства. В этих условиях появилось много новых теорий, позднее вошедших в историю под общим названием классическая политическая экономия. Физиократия
Первой школой, в центре внимания которой было производство, стала школа физиократов. В переводе с греческого означает «власть природы». Основателями этой школы были французские экономисты: Франсуа Кенэ (1694-1774) и Анн Роббер Жак Тюрго (1727-1781). Основными идеями физиократов были: · источник богатства – сфера производства; · предметом экономической науки выступают экономические отношения по поводу производства и распределения чистого продукта, возникающего в сфере сельского хозяйства. Физиократы признавали только одну производительную отрасль – сельское хозяйство, все другие отрасли считали – бесплодные, так как они преобразуют продукты сельскохозяйственного труда. Практическая функция теории физиократов сводилась к необходимости стимулирования сельхозпроизводства. Они выступали за преодоление пережитков в деревне, сокращение налогов и податей и т. д. Рыночное направление классиков В период буржуазной перестройки (XVII - XVIII вв.) промышленного производства и смены господства торгового капитала господством промышленного, в Англии возникла теоретическая школа, создавшая учение о росте национального богатства. Представителями этого направления были шотландский экономист Адам Смит (1723-1790) и английский экономист Давид Риккардо (1772-1823). В отличие от физиократов они полагали, что всякое производство (а не только земледелие) увеличивает богатство общества. В качестве источника богатства нации они рассматривали труд в сфере материального производства. «Природа – мать, а труд отец всякого богатства». Классики политэкономии выступали за полную экономическую свободу личности, свободу конкуренции, за ограничение вмешательства государства в экономику.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |