Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. 5.5 Индивидуализация юридического лица




5.5 Индивидуализация юридического лица

Индивидуализация юридического лица согласно ст. 54 ГК осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в его учредительных документах не установлено иное.

Конкретный адрес лица указывается в уставе или учредительном договоре и, как правило, привязан к месту нахождения его постоянно действующего органа.

По месту нахождения лица происходит исполнение обязательств, предъявление исков, применение к нему актов местных органов власти и решение многих других вопросов.

Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации (унитарные предприятия, инвестиционные фонды и т. п.) должны включать в свое название указание на характер деятельности.

Фирменное наименование — собственно название коммерческой организации. Право на фирму является личным неимущественным правом коммерческой организации и носит абсолютный характер. Оно неотделимо от самой организации и может отчуждаться вместе с ней.

В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию: товары, работы, услуги. Для того чтобы их различать, используются производственные марки, товарные знаки и наименования мест происхождения товаров.

Согласно Закону РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.) производственная марка (маркировка) товара — это словесный (описательный) способ индивидуализации товара. Она в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке и обычно включает в себя:

· фирменное наименование изготовителя и его адрес;

· название товара;

· ссылку на стандарты, которым должен соответствовать товар;

· перечень его основных потребительских свойств;

· другие обязательные данные.

Производственная марка применяется юридическим лицом без какой-либо специальной регистрации и сама по себе не пользуется правовой защитой.

Товарный знак представляет собой словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (или группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей.

Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной марки товарный знак не содержит информации о виде, качестве, свойствах самого товара, (если она и присутствует в знаке, то не пользуется правовой охраной).

Организации, основная деятельность которых заключается в оказании услуг, могут зарегистрировать и использовать знак обслуживания, который приравнивается к товарному знаку.

Свойства некоторых товаров определяются природными условиями или людскими факторами той местности, где они производятся, например, хохломская роспись, дымковская игрушка. Организации, изготавливающие такую продукцию, имеют право зарегистрировать и использовать наименование места происхождения товара.

Право пользования таким наименованием не является исключительным и поэтому может закрепляться за любыми лицами, производящими аналогичный товар в той же местности. В отличие от товарного знака право использования места происхождения товара является бессрочным и не может передаваться по лицензии другим лицам.

 

Индивидуализация юридических лиц в гражданском обороте осуществляется наличием у каждого юридического лица индивидуального наименования и определением его места нахождения. Наименование юридического лица и место нахождения обязательно указывается в учредительных документах юридического лица.

Ст.54 ГК - юридическое лицо имеет свое наименование, в котором обязательно должна быть указана организационно-правовая форма данного юридического лица. Наименование некоторых некоммерческих организаций (общественных, религиозных), унитарных предприятий, в предусмотренных законом случаях иных юридических лиц, должно содержать указание на характер деятельности юридического лица (напр., университет, спортивное общество).

Юридическое лицо, действующее в форме коммерческой организации должно иметь фирменное наименование: право на фирменное наименование это личное неимущественное право юридического лица. Осуществляется правовая охрана фирменного наименования, для этого фирменное наименование указывается в учредительных документах юридического лица, и регистрируется (путем включения его в государственный реестр юридических лиц). С момента регистрации фирменного наименования, юридическое лицо получает исключительное право пользования своим фирменным наименованием. И если какой-нибудь субъект решил без всякого разрешения использовать фирменное наименование, то юридическое лицо вправе потребовать возмещения причиненных убытков и прекращения использования зарегистрированного фирменного наименования юридического лица этим субъектом.

Правила о фирменном наименовании конкретизируются в ГК. В фирменном наименовании (для товарищества) можно перечислить всех товарищей или только несколько товарищей, а в конце наименования поставить буковку "к", которая обозначает слово "компания". Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерного общества может называться как фамилией, так и отдельным словом, но оно обязательно должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица (напр., ООО "Гараж").

Закон РФ от 02.04.93 в ред. от 1997 года "О сборе за использование наименований Россия, РФ и образованных на их основе слов и словосочетаний", постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 "Об использовании в названиях организации наименований Россия, РФ", Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет сбора за использование наименований Россия, РФ и образованных на их основе слов и словосочетаний от 29 июня 2000. Этими нормативными актами устанавливается порядок использования в фирменных наименованиях слов Россия, РФ, образованных на их основе слов и словосочетаний, и прилагательного "федеральный". Использование этих терминов разрешается только правительственной комиссией, которая учитывает сферу деятельности, масштаб, характер, суть, положение данной организации в соответствующей сфере деятельности и рынка товара. Учитывается, производит ли она уникальный, присущий только РФ товар, работы или услуги. Установлено, что слова Россия и РФ и образованные на их основе слова и словосочетания не используются как правило в названиях организаций, которые учреждаются другими организациями, которые уже имели в своем названии подобные слова и словосочетания. Что касается прилагательного "федеральный" оно закреплено в основном за названиями органов государственной власти, а также может использоваться в наименованиях организаций, которые образуются с участием государства. Помимо таких ограничений, рядом иных федеральных законов (напр., ст.7 закона "О банках и банковской деятельности") запрещается использовать в наименованиях организаций такие термины как: банк, кредитная организация или иным способом указывать, что данное юридическое лицо имеет право на совершение банковских операций, это правило не распространяется на те юридические лица, которые получили от Центрального Банка России лицензию на осуществление банковских операций. Ст.5 закона "О товарных биржах и биржевой торговли" - организации, которые не отвечают требованиям статей второй и третьей названного закона не имеют права на использование в своем названии слов биржа, товарная биржа, и сочетания этих слов в любых вариантах, и они не могут быть зарегистрированы под этими наименованиями. Ст.2 закона "О торгово-промышленных палатах в РФ" - данная статья запрещает организациям созданным не в соответствии с этим законом использовать в своих наименованиях слова торгово-промышленная палата, торговая палата, промышленная палата.

Если у вас возникло желание более подробно ознакомиться с этим вопросом, то можете посмотреть вот эти статьи: "Субъекты права на фирменное наименование" журнал Хозяйство и право 98 г. №12; "Содержание и структура фирменных наименований субъектов предпринимательства", Хозяйство и право, 2000 №4.

Кроме наименования, индивидуализацией юридических лиц служит их местонахождение. Возможны варианты по поводу решения вопроса о местонахождении юридического лица:

  • местонахождение - это место нахождения его органов.
  • место его государственной регистрации.
  • место осуществления им своей основной деятельности.

ГК п.2 ст.54 признает местом нахождения юридического лица место его государственной регистрации, причем допускается возможность выбора иного варианта, если это предусмотрено законом. Однако данная норма ГК начнет действовать с момента вступления в силу закона "О государственной регистрации юридических лиц". До выхода этого закона это вопрос регулируется постановлением пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда от 1 июня 1996 №6/8 - при разрешении споров, необходимо руководствоваться тем, что местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов.

Еще пару слов о индивидуализация. Законодательство устанавливает и иные меры для обеспечения должной индивидуализации, к таким мерам относятся правила о товарных знаках и производственной марке. Товарный знак или знак обслуживания - это обозначение, которое способно существенно отличить товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. В этой области действует закон РФ от 23.09.92 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товара". Товарный знак подлежит регистрации, на него обязательно юридическому лицу выдается свидетельство и юридическое лицо приобретает исключительное право пользования своим товарным знаком. За незаконное использование товарного знака другими лицами наступает гражданская, административная, либо уголовная ответственность (100 МРОТ или 2 года лишения свободы). Товарный знак может регистрироваться как на юридическое лицо, так и на физическое. Юридическое лицо вправе по лицензионному договору передать другому производителю свой товарный знак, однако сохраняет за собой право контроля качества продукции, того, кому он передал свой товарный знак. "Правила признания товарного знака общеизвестным в РФ", эти правила утверждены приказом Роспатента от 17 марта 2000. Производственная марка также служит для индивидуализации продукции, товара или услуги, а заодно и ее производителя. Производители обязаны наносить на товар производственную марку, которая во многих случаях определяется стандартами или техническими условиями. Обычно торговая марка включает в себя наименования предприятия изготовителя, наименование продукции, ее вид (либо класс), номер государственного стандарта. Не всегда производственная марка нанесена на товар, чаще всего она наносится на упаковку товара.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.