КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Совокупный спрос и совокупное предложение
Рыночная экономика, состоящая из множества локальных, индивидуальных рынков, сама является одним огромным рынком. И подобно тому, как для нормального функционирования конкретного рынка необходимо достижение равновесия между спросом и предложением, так и для нормального функционирования национальной экономики должно достигаться равновесие и масштабах всей экономики в целом. Равенство совокупного спроса совокупному предложению определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства. Но прежде чем анализировать условия достижения макроэкономического равновесия необходимо рассмотреть сами понятия совокупный спрос и совокупное предложение. 1. совокупный спрос и факторы его определяющие. Совокупный спрос (АВ) - это тот реальный объем национального производства, который экономические агенты (хозяйствующие субъекты) готовы купить при каждом возможном уровне цен. Совокупный спрос определяется расходами, которые планируют домашние хозяйства и предприниматели. Источниками спроса являются также государство и зарубежные страны. Спрос на блага со стороны отдельного макроэкономического субъекта формируется под воздействием разных побудительных мотивов, учитываемых при построении их функций спроса. Совокупный спрос, или совокупные расходы включают спрос: • населения на потребительские товары (потребительские расходы); • фирм на инвестиционные товары (инвестиционные расходы); • государства на товары и услуги (государственные расходы); • заграницы на продукцию национального производства. Во всей совокупности расходов наибольшую долю занимают потребительские расходы, они же и наиболее постоянны, устойчивы, меньше всего подвержены колебаниям. Все остальные виды расходов более динамичны, изменчивы.
Зависимость между общим уровнем цен и реальным объемом производства (ВНП), на который предъявляется спрос, - обратная: чем ниже уровень цен, тем больше объем производства, который будет куплен. Эта зависимость описывается кривой совокупного спроса (рис)
Рис. Кривая совокупного спроса Изменение реального объема производства, который готовы купить хозяйствующие субъекты в связи с изменением уровнецен, отртажается движением вдоль кривой совокупного спроса. Нисходящая кривая AD указывает на то, что чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем ВНП, который будет куплен. Обратная зависимость между уровнем цен и совокупным спросом объясняется действием эффекта процентных ставок, эффекта богатства и эффекта импортных закупок. Эффект процентных ставок. Повышение товарных цен в стране увеличивает спрос на деньги, соответственно, растут процентные ставки, что ведет к удорожанию стоимости потребительского и инвестиционного кредита. В результате потребительский и инвестиционный и, следовательно, совокупный спрос падает. Снижение процентных ставок приводит к противоположному результату. Эффект богатства. Повышение пен приводит к обесценению накопленного богатства (финансовых активов). Если население владеет ценными бумагами (акции, облигации и кн.), то повышение цен приводит к падению их реальной стоимости, население беднеет, что ведет к падению потребительских расходов и совокупного спроса. Снижение цен ведет к обратному результату. Эффект импортных закупок. Повышение уровня цен на отечественные товары ведет, с одной стороны, к относительному снижению цен на импортные товары, росту спроса на них и увеличению импорта. С другой стороны, отечественные товары для иностранцев становятся дороже, экспорт сокращается, а поскольку чистый экспорт является элементом совокупного спроса, то рост импортных закупок при снижении экспорта ведет к падению совокупного спроса, и наоборот.
Таким образом, изменение общего уровня цен оказывает влияние на совокупный спрос. Но совокупный спрос изменяется и под действием неценовых факторов. Неценовые факторы - это экономические и неэкономические условия и рычаги, оказывающие влияние на составляющие совокупного спроса.
Так, потребительские расходы зависят от: • изменения реальной стоимости накопленного богатства. При повышении курса имеющихся у потребителя акций, он станет богаче,и при прочих равных условиях, его текущий спрос возрастет (не путать изменение реальной стоимости ценных бумаг в связи с изменением уровня товарных цен и изменение их курсовой стоимости); • ожиданий потребителей в отношении изменения уровня пен в будущем. Ожидание роста цен увеличит текущие потребительские расходы; ожидание снижения цен сократит; • задолженности потребителей по кредитам. С увеличением задолженности потребителей по кредитам их текущий спрос уменьшается, снижение задолженности - ведет к расширению потребительского спроса; • изменением величины подоходного налога. Очевидно, что повышение налогов сокращает спрос, их снижение – расширяет.
На величину инвестиционных расходов влияют; • изменения процентной ставки. Рост процентной ставки сокращает инвестиционный спрос, ее падение - расширяет; • ожидаемая норма прибыли от инвестиций. Чем больше ожидаемая прибыль, тем больше будет инвестиционный спрос; · изменения налогов на доходы предприятий оказывает на инвестиционный спрос такое же воздействие, что и на потребительский; • характера применяемых технологий. Появление новых, высокоэффективных технологий увеличивает спрос на инвестиции. Увеличение или сокращение планируемых государственных расходов (строительство, заработная плата работникам бюджетной сферы, расходы на охрану окружающей среды и т.п.) также оказывает большое влияние на совокупный спрос.
На величину чистого экспорта оказывает влияние:
· изменение национального дохода в зарубежных странах. Например при росте национального дохода Китай может закупать больше товаров в России, что увеличивает совокупный спрос на российские товары на российские товары, • динамика валютного курса. При падении курс национальной валюты на отечественные товары для иностранных покупателей становиться дешевле, и спрос па них растет. Действие неценовых факторов совокупного спроса приводят к смешению кривой совокупного спроса (рис.).
Реальный ВНП Рис. Смещение кривой совокупного спроса под воздействием неценовых факторов При увеличении совокупного спроси его кривая сдвинется из положения АD в положение АD1 при сокращении и положение АD2. Соответственно, в первом случае при одном и том же уровне цен спрос будет предъявляться на больший объем ВНП (Q2). во втором -на меньший (Q3). совокупное предложение и факторы его определяющие. Совокупное предложение (АS) - это общая величина всех конечных товаров и услуг, предъявляемых к продаже, т.е. это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен. Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема предложение (производства), более низкий - сокращение производства, т.е. между уровнем цен и национальным объемом производства существует прямая зависимость (рис.).
--У о
Реальный ВН11 Рис. Кривая совокупного предложения Кривая АS показывает реальный объем ВНП, который будет произведен при различных уровнях цен. Точка Qp, характеризует потенциальный объем ВНП, т.е. объем, который достигается при естественном уровне безработицы. Форма кривой отражает изменения издержек производства (прежде всего, за счет изменения затрат на оплату труда) в условиях, когда меняется объем национального производства. Рассматриваемая кривая совокупного предложения, это «синтетическая» кривая, которая составлена из трех самостоятельных кривых AS, представляющих разные взгляды на динамику предложения, и потому включает три отрезка:
• горизонтальный (кейнсианский). На этом отрезке объем национального производства (ВНП) изменяется при постоянстве цен. Любой объем производства от 0 до Q1 свидетельствует о недопроизводстве, неполном использовании ресурсов. Безработица находится на высоком уровне, в этих условиях предприниматели могут нанимать дополнительную рабочую силу, не увеличивая заработную плату (за воротами много безработных). Издержки производства не меняются, постоянными остаются и цены. На отрезке 0 Q1 объем производства может возрастать при постоянном уровне цен; • промежуточный. На этом отрезке кривой АS объем национального производства увеличивается при возрастании цен безработица по мере продвижения объема производства от Q1 к Q2 начинает сокращаться, свободных рабочих рук становится меньше, предприниматели, чтобы привлечь дополнительную рабочую силу, должны платить больше. Растет заработная плата, растут издержки производства, повышаются цены; • вертикальный (классический). Этот отрезок кривой совокупного предложения описывает состояние экономики, когда она при данном уровне технологий достигает границ своих производственных возможностей. Все ресурсы используются полностью, безработица находится на естественном уровне, объем производства измениться не может, он постоянен. Если в условиях полной занятости предприниматели будут стремиться нанять дополнительную рабочую силу, то они могут это сделать только «переманив» работников Так же как и кривая совокупного спроса, кривая совокупного предложения может смещаться под воздействием неценовых факторов, к числу которых относятся изменения: • цен на ресурсы. Открытие новых месторождений, изменение демографической ситуации, появление импортных ресурсов и т.п. отразится на цене ресурсов, издержках производства, следовательно, и на объеме предложения; '• производительности ресурсов. Повышение производительности ресурса означает, что при тех же ресурсах можно получить больший объем производства (предложения); • налогообложения предпринимателей (рост налогов сокращает
_____________________________________________________________________________________
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |