КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3.4. Регламентация деятельности персонала
Методы оценки кандидатов при найме и отборе Таких методов несколько: различные испытания, собеседования; привлечение независимых судей; оценка служебных характеристик; классические тесты; оценка документов, которые представляет работник при поступлении в организацию. Анализ, документов претендента При приеме на работу претендент должен представить документы, которые дают определенную информацию о нем. В соответствии со ст. 19 КЗоТ РФ запрещается требовать при приеме на работу документы, не предусмотренные законодательством. Такими нормативными актами законодательством до 25 сентября 1992г. считались типовые и отраслевые правила внутреннего трудового распорядка, существование которых было предусмотрено ст. 130 КзоТ РФ. Однако после 25 сентября 1992 г. содержание ст. 130 КЗоТ РФ изменилось: из нее исключили упоминание о типовых и отраслевых правилах. Это изменение означает, что право устанавливать перечень документов, необходимых при приеме на работу, передано в организации. Так, в соответствии со ст. 130 КЗоТ РФ трудовой распорядок на предприятиях, в учреждениях, организациях определяется правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемыми по представлению администрации общим собранием (конференцией) работников предприятия, учреждения, организации. Итак, предприятия получили право определять перечень документов, которые претендент должен представить при приеме на работу. Не исключено, правда, что в дальнейшем в целях обеспечения равных прав на труд такой перечень будет установлен в ст. 130 КЗоТ РФ. Кроме тех документов, которые традиционно требуются при приеме на работу, можно порекомендовать запрашивать характеристики с прежнего места работы и из учебного учреждения. Несомненно, необходимость представления таких характеристик будет способствовать повышению ответственности, серьезному отношению к работе и учебе. ________________________________________________________________________________ Характеристики широко распространены во многих странах. В Германии, например, фирма обязана дать работнику рекомендацию, которая, по существу, является той же характеристикой. В этом документе администрация не имеет права упоминать недостатки работника. В то же время в отдельных случаях возможно косвенное, как бы между строк, указание на нежелательные черты работника, замеченные кадровыми службами. _______________________________________________________________________________________ Документы, предъявляемые при приеме на работу, помогают определить трудовую правоспособность претендента, уровень его профессиональной подготовки, его квалификацию, практический опыт, а также опыт руководящей работы. Характеристика же дает возможность в определенной степени судить о его человеческих качествах. В некоторых проектах КЗоТ отсутствует статья о запрете требовать документы, не предусмотренные законодательством. На наш взгляд, такой запрет следует сохранить. Более того, в ст. 19 КЗоТ привести перечень документов, которые обязан при приеме на работу предъявить претендент. Эти меры могут служить одной из государственных гарантий, что граждане будут защищены от возможной дискриминации при приеме на работу, гарантией права каждого на труд, установленного ст. 37 Конституции РФ. Желательно также дополнить содержание листка по учету кадров следующими пунктами: список патентов; участие в общественной деятельности; внепрофессиональные навыки; повышение профессионального уровня; дата, когда претендент может приступить к работе. На многих предприятиях вместо личного листка по учету кадров используют справку-резюме с перечислением профессиональных и человеческих характеристик претендента. После ознакомления с представленным резюме работодатель, если его заинтересовал кандидат, вызывает его на собеседование-интервью. Чтобы определить, какой из документов — листок по учету кадров или справка-резюме — наиболее приемлем, сравним эти два документа. На первый взгляд, подход к составлению обоих документов одинаков. В то же время в этих документах много различий из-за разности их функций. Личный листок по учету кадров, помимо профессиональной характеристики, которая освещена в нем достаточно поверхностно, дает едва ли не в большей степени политическую информацию о человеке. Резюме, напротив, дает более полную информацию о профессиональных качествах претендента. Например, в разделе о работе кандидату предлагается указать не только предыдущее место работы, занимаемую им должность, специальность, квалификацию, но и круг выполняемых обязанностей, а также решаемых им производственных задач. В пункте «Образование» требуется указать место прохождения преддипломной практики и полученную специальность, тему дипломной работы, диссертации и другие сведения, дающие возможно более полное представление о профессиональной подготовленности кандидата. Кроме того, в резюме более емко характеризуются ожидания претендента относительно его будущей работы. Таким образом, можно сделать следующий вывод: целесообразно уделять самое серьезное внимание документам, которые должны быть затребованы при приеме на работу. Требуется уточнить и обновить перечень документов, дополнить и уточнить их содержание. Одновременно нуждаются в пересмотре правила внутреннего трудового распорядка, их содержание также должно быть пересмотрено. Анализ документов, представленных претендентом, дает первое впечатление и представление о нем как о человеке и профессионале. Если он проходит этот этап успешно, его допускают к следующему — собеседованию. Собеседование Собеседование — это интервью с заданными, типовыми вопросами, ответы на которые требуют от кадровой службы точной и профессиональной оценки. Формализация собеседования позволяет повысить точность этого метода. В ходе собеседования оцениваются не только содержание ответов, но и внешний вид человека, его поведение. Все оценки непременно фиксируются. ________________________________________________________________________________ Существует множество рекомендаций по проведению собеседований. Вот наиболее перспективные из них. 1. Постарайтесь установить взаимопонимание с собеседником, дайте ему возможность чувствовать себя свободно и непринужденно. 2. По ходу собеседования постоянно концентрируйте внимание на соответствии человека требованиям предполагаемых рабочего места рабочей функции, места работы. 3. Не делайте для себя поспешных выводов, пока не получите всю информацию, — лишь по окончании собеседования можно составить впечатление о собеседнике, а затем дать аргументированную оценку. _______________________________________________________________________________________ Чтобы получить наиболее полное представление о претенденте, нужно подготовить к собеседованию блоки вопросов и ответов и гибко использовать их в ходе разговора. Какими же качествами должен обладать претендент? Прежде всего — это профессиональные качества: а) высокий уровень квалификации по своей специальности; б) владение в достаточной степени другими профессиями, специальностями, что позволит выполнять целый комплекс работ; в) хорошее здоровье и физическая подготовка, позволяющие выполнять работу на высоком уровне; г) собранность, аккуратность, организованность, умение организовать свое рабочее место, профессионально выполнять свои функции. Помимо профессиональных желательны также и высокие личные качества специалиста: - находчивость, умение найти выход из любой неблагоприятной ситуации; - терпеливость, способность выполнять монотонную работу в течение определенного времени; - коммуникабельность, склонность к работе в коллективе; - опрятность, чистоплотность; - уравновешенность; - деликатность; - упорство в достижении цели, активность, ориентированная на получение желаемого результата; - готовность помочь коллегам по работе; - вежливость; - преданность своим обязанностям, умение доводить дело до конкретного результата. Из отрицательных личных качеств наиболее нежелательны следующие: - самомнение — «Я все знаю»; - нерешительность при принятии решений; - упрощенное отношение к экономическому и политическому - состоянию общества; - отсутствие моральных принципов, низкие моральные качества; - склонность к пьянству, наркомании, токсикомании; - неразборчивость в отношениях с людьми; - цинизм; - узкий круг интересов; - неряшливость; - робость; - физические недостатки; - недостаток учтивости; отсутствие чувства юмора. К отрицательным профессиональным характеристикам относятся следующие: - низкий уровень квалификации; - отсутствие подлинного интереса к предлагаемой работе; - отсутствие энтузиазма по поводу будущей работы; - заинтересованность в будущей работе только из-за высокой заработной платы; - желание получить только престижную работу; - более высокая квалификация, чем требуется для поручаемой работы; - невысокие деловые качества; - нежелание и неумение находить контакты с коллегами; - некоммуникабельность; - неумение работать в коллективе. ________________________________________________________________________________ При беседе работник отдела персонала обычно подмечает следующее: 1) как претендент выражает свои мысли, не страдает ли косноязычием; 2) как он одет — неряшливость в одежде характеризует человека отрицательно; 3) соблюдает ли он меру, используя парфюмерию, з частности одеколон или духи, 4) опрятен ли он; 5) отводит ли он при разговоре взгляд; 6) небрежность при пожатии руки; 7) внимателен ли он к предлагаемым вопросам; 8) как он ведет себя в искусственно созданных экстремальных ситуациях; 9) не имеет ли он болезненный вид; 10) осуждает ли он своих прежних работодателей и коллег по работе; 11) проявляет или не проявляет интереса к общим целям фирмы; 12) насколько тщательно он составил документацию, заполнил документы; 13) пришел на собеседование вовремя или опоздал без уважительной причины; 14) насколько уверенно высказался по вопросам, которые требуют профессиональных знаний; 15) имеет ли он жизненные планы и цели и насколько они серьезны и перспективны; 16) отказывался ли он от выполнения особых условий предыдущего работодателя, например, от поездок в командировки и др. _______________________________________________________________________________________ При отрицательном результате собеседования, тем более если есть возможность выбора, претенденту следует отказать в работе. В то же время, если он устраивает по профессиональным качествам, его можно принять на работу, не игнорируя, однако, его отрицательные черты, которые были обнаружены во время собеседования и анализа документов. Практически все перечисленные свойства, как положительные, так и отрицательные, можно легко определить, задав ряд вопросов, правильно сгруппированных. Собеседование с согласия поступающего на работу проводят столько раз, сколько это необходимо. Для претендентов на руководящую работу это могут быть серии интервью на протяжении одного-двух месяцев. _______________________________________________________________________________________ Получить наиболее достоверную информацию о кандидате можно, оценив его качества по десятибалльной системе: 1. Внешние впечатления 2. Способность выражать свои мысли 3. Уверенность в себе 4. Целеустремленность 5. Готовность к повышению квалификации 6. Готовность помочь товарищу по работе и т.д. _______________________________________________________________________________________ Испытания Существует множество видов эффективных способов испытаний, позволяющих проверить способности претендента и с большей точностью предсказать, как он будет выполнять поручаемую ему работу, решать профессиональные задачи. Другая группа испытаний направлена на оценку таких личных качеств претендента, как эмоциональная устойчивость, умственные способности, уверенность в себе, волевые качества и др. При отборе претендентов рекомендуются следующие тесты: 1) на определение умственных способностей, интеллекта; 2) на определение приобретенных навыков; 3) на проверку личных качеств; 4) на медицинское освидетельствование; 5) отбор для работы в группе. Выводы и ключевые идеи Общий план по привлечению в организацию персонала извне: а) определяем требования к персоналу на рабочем месте — составляем карточку-характеристику рабочего места, в которую можно внести следующие сведения: название рабочего места; задачи работника, которые он призван решать на данном рабочем месте; вид его работы; основные действия, которые он должен осуществлять, кому подчиняться; с кем он должен взаимодействовать при выполнении своих обязанностей; кто будет подчиняться работнику; каково должно быть состояние его здоровья и т. д.; 6) составляем план адаптации работника на новом рабочем месте; в) принимаем решение, какой способ поиска работника использовать — внешний или внутренний; г) объявляем о конкурсе на замещение вакансий в средствах массовой информации, обращаемся на биржу труда и т. д.; д) оцениваем поступившие документы претендентов на соискание должности (личный листок, рекомендации и другие документы); е) приглашаем претендента на ознакомительную беседу — собеседование с целью определения профессиональной пригодности, оценки личных качеств, уровня интеллектуального развития; ж) проводим возможное медицинское обследование; з) организуем различные испытания; и) осуществляем прием на работу (с обязательным установлением испытательного срока). Подобные испытания проводят при отборе и специалистов, и руководящих работников. При этом нередко прибегают к услугам специализированных консультационных фирм. Библиографический список Основная литература 1. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 1998. – С.130-164. 2. Управление персоналом: Учебник для вузов. /Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. – М.: ЮНИТИ, 1998. – С.198-237. 3. Управление персоналом государственной службы: Учебно-методическое пособие. – М.: РАГС, 1997. – С.113-130. 4. Управление персоналом организации: Учебник. /Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1997. – С.241-326. 5. Шекшня С.В. Планирование персонала и прием на работу. – М.: Интел-Синтез, 1887. – С.32-67 6. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: НОРМА-ИНФРА М, 1998. – С. 35-77. Дополнительная литература 1. Бойдаченко П.Г. Служба управления персоналом. – Новосибирск: ЭКО, 1997. - С.87-123. 2. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – Н.Новгород: НИМБ, 2001. - С.47-96. 3. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общ. ред. Л.В.Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. – С.251-352 4. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. – М.: Флинта, 1998. - С.166-181. 5. Управление персоналом: Учебно-практическое пособие для студентов экономических вузов и факультетов. /Под ред. А.Я.Кибанова, Л.В.Ивановской. – М.: ПРИОР, 1999. – С.166-208.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |