КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет ведется в многочисленных регистрах. Для учетной регистрации используются в разных сочетаниях книги, карточки, журналы-ордера, ведомости и отдельные листы, записи в которых могут производиться в различной последовательности. Все это приводит к образованию разнородных форм бухгалтерского учета. Под формой бухгалтерского учета понимается совокупность учетных регистров, предопределяющих связь синтетического и аналитического учета, методику и технику регистрации хозяйственных операций, технологию и организацию учетного процесса. Признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются: - взаимосвязь хронологических и систематических регистров синтетического и аналитического учета; - последовательность и способы записей в учетные регистры; - степень использования средств механизации и автоматизации в бухгалтерском учете. В настоящее время применяется несколько форм бухгалтерского учета: 1) мемориально-ордерная; 2) журнально-ордерная; 3) журнал-главная; 4) упрощенная (для малых предприятий); 5) автоматизированная (в условиях компьютерной обработки данных). Мемориально-ордерная форма счетоводства получила своё название от мемориального ордера, которым завершается обработка первичных элементов. При этой форме учета на каждую хозяйственную операцию (или группу операций, объединенных в сводном документе) составляется мемориальный ордер. Характерная особенность этой формы учета - поступающие в бухгалтерию документы на протяжении определенного периода накапливаются и регистрируются в группировочных и накопительных ведомостях по группам однородных хозяйственных операции. На основании сгруппированных документов каждая бухгалтерская проводка оформляется отдельным мемориальным ордером, к которому прикрепляются все относящиеся к данной проводке документы, как первичные, так и сводные. В мемориальном ордере указываются его номер краткое содержание операций, дебет и кредит счетов, сумма операций. Мемориальный ордер за май 20__ г.
Синтетический учет при мемориально-ордерной форме ведут в двух регистрах – в Регистрационном журнале и Главной книге. Регистрационный журнал применяется для регистрации бухгалтерских проводок (мемориальных ордеров), которые записываются в хронологическом порядке с указанием номера, даты и суммы. В этом журнале каждому мемориальному ордеру присваивается постоянный порядковый номер. Нумерация производится отдельно за каждый месяц. Регистрационный журнал за сентябрь 20__ г.
Затем мемориальные ордера записываются в Главную книгу, которая имеет развернутую двухстороннюю форму. Для каждого синтетического счета отводится отдельный разворот двух страниц. В этой книге записи мемориальных ордеров производят по каждому счету с указанием корреспондирующих счетов, что позволяет обобщать показатели за тот или иной период времени. По окончании каждого месяца в Главной книге подсчитывают итоги оборотов по дебету и кредиту, выводят сальдо по каждому счету и составляют оборотную ведомость по синтетическим счетам. Главная книга Счет 51 «Расчетные счета»
Аналитический учет при мемориально-ордерной форме ведется преимущественно на карточках или одновременно на карточках и в книгах. Записи в регистры аналитического учета производят непосредственно с первичных или сводных документов, прилагаемых к мемориальным ордерам. По истечении месяца на счетах аналитического учета подсчитывают итоги сумм оборотов и составляют оборотные ведомости. Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам взаимно сверяются. Обороты по дебету и кредиту синтетических счетов сопоставляют с суммой оборота в журнале регистрации мемориальных ордеров. После сверки и контроля составляют бухгалтерский баланс и другие отчетные таблицы. В этой форме удачно сочетается использование книг и карточек, возможны ежемесячная проверка правильности записей в учетных регистрах и обнаружение допущенной ошибки, широкое применение разделения труда счетных работников. Недостаток мемориально-ордерной системы учета – большой объем учетной работы приходится на конец отчетного периода. По окончании месяца, перед тем, как сделать отчет, необходимо составить оборотные ведомости по аналитическим и синтетическим счетам, проверить правильность записей во всех регистрах и исправить выявленные ошибки. Это обстоятельство приводит не только к неравномерной нагрузке счетного персонала в течение месяца, но и к задержке представления бухгалтерской отчетности. Кроме того, данная форма учета рассчитана в основном на использование ручного труда и почти не приспособлена к автоматизации. Порядок записей при мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета представлен на рисунке 6. Рисунок 6 - Порядок заполнения форм бухгалтерского учета при мемориально-ордерной форме Журнально-ордерная форма получила свое название по основному регистру, используемому при этой форме счетоводства, - журналу-ордеру. Она широко применяется в организациях различных форм собственности. В основе ее использования лежит принцип накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Накапливание и систематизация данных первичных документов производится в учетных регистрах, что позволяет отразить все подлежащие учету средства и хозяйственные операции по их использованию за отчетный месяц. Это исключает необходимость составления мемориальных ордеров. Хронологическая и систематическая запись хозяйственных операций осуществляется одновременно, а оборотные ведомости составляются только по расчетам, по которым ведутся карточки аналитического учета. Журнал хронологической регистрации не ведется. Аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, совместно в единой системе записей. Карточки аналитического учета могут быть заведены в виде исключения по некоторым видам расчетов, по которым имеется значительное количество лицевых счетов. Сохраняются инвентарные карточки или книги учета объектов основных средств, карточки или ведомости учета затрат на производство по учету материалов, сортовые (сальдовые или оборотные) ведомости по учету готовых изделий. В журнально-ордерной форме счетоводства применяются в основном два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. Кроме того, в целях обеспечения рациональной техники обобщения или группировки некоторых учетных данных могут применяться и специальные разработочные таблицы. Журналы-ордера - это бухгалтерские регистры, построенные по шахматному принципу на свободных листах специального разграфления. Записи в них производятся по мере поступления документов либо итогами за месяц в зависимости от характера и содержания операции. Журнал-ордер № 1 по кредиту счета 50 «Касса» в дебет счетов
По строению различают два вида журналов-ордеров. Журналы-ордера первого вида служат для отражения кредитовых операций по одному синтетическому счету; они являются накопительными ведомостями, где отражаются кредитовые обороты данного счета или по каждому первичному документу, или по итогам за день, или по итогам за более длительный период. Записи в журнале - ордере № 1 производятся итогами за день на основании отчетов кассира, подтвержденных приложенными к ним документами (приходными и расходными ордерами или заменяющими их документами). При незначительном количестве кассовых документов допускаются записи операций в регистры (производить не ежедневно, а за 3—5 дней или реже) в целом по нескольким отчетам кассира. В этом случае в графе «Дата» указываются начальные и конечные числа, за которые производят записи, например: 1-3, 15-17 и т.д. Итоги за день (несколько дней) в разрезе корреспондирующих счетов устанавливаются путем подсчета сумм однородных операций, отраженных в кассовом отчете или приложенных к нему документах, согласно бухгалтерской разметке, предварительно проставляемой в отчете кассира или на документах. На протяжении месяца данные для контроля и оперативных целей берутся из остатков средств, показанных в отчетах кассира. Второй вид журналов-ордеров предназначен для отражения операций по кредиту нескольких синтетических счетов, одинаковых по своему экономическому содержанию. В этом случае для каждого из них в регистре отведен раздел или графа. В промышленных организациях для учета затрат на производство наряду с журналом применяются ведомости. Они используются, когда требующиеся аналитические показатели сложно получить непосредственно в журналах-ордерах; в таких случаях группировка данных первичных документов предварительно осуществляется в ведомостях, итоги которых переносятся в журналы-ордера. В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций: данные первичных документов регистрируются только по кредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами. В порядке исключения кассовые операции, операции по расчетному и валютному счетам в банке регистрируются как по кредиту, так и по дебету счетов, предназначенных для учета указанных операций. Это необходимо, чтобы контролировать и не разобщать кассовые и банковские документы для записей в различных журналах-ордерах. Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу, которая используется для обобщения данных из журналов-ордеров, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса. В ней показываются вступительное сальдо, текущие обороты и исходящее сальдо по каждому синтетическому счету. Запись текущих оборотов в Главную книгу одновременно является и регистрацией учетных данных, отраженных в журналах-ордерах. Текущие обороты приводятся только по счетам первого порядка. Обороты по кредиту синтетического счета отражаются одной записью, а обороты по дебету - в корреспонденции с кредитуемыми счетами. Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.
Главная книга Счет №____
Главная книга открывается на год. На каждый счет отводится один или два листа. Если открываются два листа, то второй лист используется как вкладной к основному. На основании Главной книги и части других регистров заполняются баланс и другие формы отчетности. Преимущество журнально-ордерной формы бухгалтерского учета состоит прежде всего в возможности ее применения при использовании плана счетов, поскольку в ней совмещаются хронологические и систематические записи, а по многим ордерам проводится однократная запись по счетам синтетического и аналитического учета. Применение журналов-ордеров позволяет не составлять мемориальные ордера и не вести регистрационный журнал, создает более равномерную нагрузку учетного персонала, ускоряет составление необходимой отчетности без каких-либо дополнительных выборок, обеспечивает ежедневный контроль за правильностью учетных записей, сокращает и удешевляет учетный труд, создает предпосылки для применения вычислительной техники и улучшения организации бухгалтерского учета. Однако эта форма имеет и некоторые недостатки, один из которых - неполная приспособленность к машинной обработке. Ведение учета по журнально-ордерной форме требует более высокого уровня подготовки счетных работников. Порядок записей при журнально-ордерной форме бухгалтерского учета представлен на рисунке 7.
Рисунок 7 - Схема бухгалтерского учета по журнально-ордерной форме
Форма бухгалтерского учета Журнал-Главная - одна из книжно-карточных форм учета; она ведется в организациях с небольшим объемом производства, в отдельных учреждениях и некоторых финансовых органах. Характерная особенность этой формы - регистры для хронологической и систематической записи по счетам синтетического учета объединены в одной комбинированной книге - Журнал-Главная. Остальной учетный процесс почти не отличается от порядка учетной регистрации, применяемой при мемориально-ордерной форме учета. В первых трех графах книги записываются дата, номер статьи и суммы оборота. Эта часть называется журналом хронологической записи документов. Вторая часть, т. е. последующие графы, в которых расположены все счета синтетического учета и где систематически записываются хозяйственные операции, называется Главной книгой. Такое построение регистров делает учет наглядным и легко обозримым. Операции в Журнал-Главную записываются непосредственно с первичных или сводных документов либо на основании составленных мемориальных ордеров. При каждой бухгалтерской проводке при регистрации присваивается порядковый номер и отводится одна строчка для записи. Вначале месяца в Журнал-Главную переносят сальдо по синтетическим счетам; затем записываются операции, подсчитываются обороты по дебету и кредиту счетов и выводят сальдо на конец месяца. Таким образом, счета закрываются после записи сальдо на 1-е число последующего месяца. Аналитический учет при этом ведется в книгах или карточках. По аналитическим счетам составляются оборотные ведомости, которые сверяются с данными синтетического учета. Журнал-Главная
К достоинствам формы бухгалтерского учета Журнал – Главная можно отнести следующее: - наглядность записи в синтетическом учете обеспечивает удобство их обозрения и проверки; - вместо двух синтетических регистров - Регистрационного журнала и Главной книги, которые заполняются при мемориально-ордерной форме учета, ведется один комбинированный регистр-книга «Журнал-Главная»; - баланс составляется непосредственно на основании записей в книге «Журнал-Главная», так что отпадает необходимость составления оборотной ведомости по синтетическим счетам. Простота учетной работы позволяет использовать счетных работников с менее высокой квалификацией, чем при других формах учета. Однако эта форма имеет некоторые недостатки: она применима только в организациях с небольшим количеством синтетических счетов, где большой объем учетной работы (подсчет итогов, сверки показателей и др.) проводится по окончании месяца; операции в ней отражаются только на синтетических счетах, необходимых для составления баланса, что затрудняет контроль за правильностью записей в аналитическом учете. Порядок записей при Журнал- Главной форме бухгалтерского учета представлен на рисунке 8.
Рисунок 8 - Форма бухгалтерского учета Журнал-Главная
Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых организаций. Форма Журнал-Главная в последнее десятилетие потеряла свое значение и практически не применялась. Переход экономики на рыночные отношения привел к образованию организаций с различными формами собственности, видами деятельности и размерами производства. Появились малые организации с простым процессом производства и работ, имеющие имущество, а также малые организации непроизводственной сферы, совершающие незначительное количество хозяйственных операций и не имеющие имущества в собственности. В этих условиях форма Журнал-Главная получила дальнейшее развитие под названием упрощенной формы бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (в дальнейшем - малые организации). Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого бизнеса могут выступать юридические и физические лица. К ним относятся организации, в которых средняя численность работающих не превышает: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30; в оптовой торговле и остальных отраслях, а также при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. Кроме того, закон предусматривает, что доля участия других юридических и физических лиц в их уставном капитале не должна превышать 25%. Во исполнении этого Закона Министерство финансов РФ приказом «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства» от 21 декабря 1998 г. № 64н утвердило порядок и применение регистров бухгалтерского учета. Малая организация ведет бухгалтерский учет в соответствии: - с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете»; - Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (1998 г.); - положениями по бухгалтерскому учету, регулирующими порядок учета различных объектов учета; - планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и другими документами. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в малой организации несет руководитель организации. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, являющейся ее самостоятельным структурным подразделением (службой), возглавляемой главным бухгалтером. В малой организации, не имеющей бухгалтерской службы, бухгалтерский учет и отчетность могут вестись специализированной организацией (централизованной бухгалтерией), соответствующим специалистом на договорных началах или работником, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя. Малая организация самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работников. При этом она может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении: - единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи; - взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета; - сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов; - накопления и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малой организации, а также для составления бухгалтерской отчетности. Малой организации с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, имеющей незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 300 в месяц), рекомендуется применять упрощенную форму бухгалтерского учета. Для организации учета по этой форме здесь используется рабочий план счетов бухгалтерского учета, составленный на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности (таблица 3). Таблица 3 - Рабочий план счетов бухгалтерского учета малой организации
Упрощенная форма бухгалтерского учета малой организацией может вестись двумя способами. 1. Простая форма бухгалтерского учета. Сущность ее состоит в том, что регистрация первичной документации, распределение сумм совершенных операций по счетам, которые являются регистром аналитического и синтетического учета, а также определение себестоимости продукции (работ услуг) и финансового результата производятся в одном бухгалтерском регистре - книге учета хозяйственных операций. Форма книги по объему применяемых счетов не фиксирована, каждая малая организация самостоятельно определяет необходимое количество счетов, которые используются в учете и отражаются в этой книге. Кроме того, для учета расчетов по оплате труда, по НДФЛ, с бюджетом ведется ведомость учета заработной платы. Малая организация может вести книгу учета хозяйственных операции виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме книги (журнала) в которой учет операций совершается в течение всего отчетного года. В этом случае она должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера, а также оттиском печати малого предприятия. Ведение книги не исключает использования в установленном порядке и других форм учета: кассовой книги, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов; лицевых счетов по заработной плате и др. Порядок заполнения регистров по простой форме бухгалтерского учета представлен на рисунок 9. Рисунок 9 - Схема бухгалтерского учета по простой форме
Малая организация может применять простую форму бухгалтерского учета: - если отсутствуют собственные основные средства; - поступления материалов незначительны и полностью используются на производство продукции (работ, услуг) в отчетном месяце; - расчеты с покупателями за проданную продукцию, а также с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности, выполненные работы и услуги ведутся сразу по факту совершения операции, т. е. отсутствуют соответствующие задолженности на конец месяца; - имеет место простое производство с ежемесячной продажей продукции без наличия незавершенного производства, работа по заказам; - не осуществляется авансирование поставщиков по их затратам; - возможен учет доходов и расходов на основе полученных и уплаченных наличных денежных средств. 2. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малой организации рекомендуется малым организациям, имеющим на балансе собственные основные средства, определенные запасы материалов и ведущим расчет с покупателями и поставщиками с предварительной или последующей оплатой счетов. В качестве учетных регистров применяются восемь ведомостей (от В-1 до В-8) для учета имущества организации и источников его образования и одна шахматная ведомость (В-9) для обобщения данных этих ведомостей и проверки правильности произведенных в них записей по счетам бухгалтерского учета. Второй способ ведения бухгалтерского учета предусматривает следующий порядок записей (рисунок 10). Рисунок 10 - Порядок заполнения форм бухгалтерского учета с использованием ведомостей
Автоматизированная форма (в условиях компьютерной обработки данных) бухгалтерского учета применяется при наличии персональных компьютеров и специальных бухгалтерских программ. В основе таблично автоматизированной формы учета заложен главный элемент метода бухгалтерского учета – документы. Группировка и обобщение учетной информации проводится с помощью вычислительных машин и компьютеров. В результате от вычислительного центра бухгалтерия получает регистры различного содержания соответствующие ж-о, ведомостям, книгам, карточкам и т. д. Автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета предусматривает следующий порядок записей (рисунок 11).
Рисунок 11 - Схема бухгалтерского учета по автоматизированной форме
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |