Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В.А. Сухомлинский

Подготовка педагогических кадров зачастую связана с приобретением различных знаний и умений. О самой сути – о личности человека, о его внутренней культуре, мировоззрении, духовно-нравственном потенциале – мы забываем. Но именно эти свойства человеческой личности в первую очередь влияет на детей, и в особенности на малышей. Словами о чести, о правде обманете взрослого человека, если этих качеств у вас нет, но не обманете ребенка. Не слова ваши он будет слушать, а ваш взор, ваш дух, который обладает вами. В. Одоевский говорил, что воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески.

Еще одним краеугольным камнем воспитания в новом веке должна стать красота. Гении человечества и великие педагоги говорили: «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается… От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям. От красивых мыслей – красивой жизни. А от красивой жизни к абсолютной красоте» (Платон). «Через красоту – к человечности» (В.А. Сухомлинский). «Нравственность должна выступать в форме красоты» (Гегель).

Воспитать благородного нравственного творческого человека без Красоты невозможно. Красота пробуждает в ребенке лучшие чувства, энергию радости, которое активизирует творческую активность, положительно влияет на здоровье. Но, чтобы все это испытать, ребенок должен увидеть Красоту и воспринять её, так как не воспринятая Красота ничего не даст. Можно сколько угодно стоять перед прекрасным произведением искусства и ничего не увидеть и не почувствовать.

Следовательно, мы должны с первых дней жизни ребенка открывать в нем чувство восприятия Красоты. Но для этого мы сами должны уметь замечать Красоту, быть способными ее чувствовать, эмоционально переживать.

В чем же мы видим и находим Красоту?

1. Мы видим ее в природе, нерукотворной красоте. Воспитание в новом веке без природы немыслимо. Детские сады должны быть оазисами живой природы, чтобы каждый раз отыскивать с детьми новые грани Красоты. Нельзя забывать и о небе, в котором также живет Красота – целый мир красок, ощущений, образов, питающих детское восприятие и воображение.

2. Красота рукотворная – мир искусства «От красоты природы – к красоте слова, музыки, живописи» (В.А. Сухомлинский). Литература, поэзия, живопись, музыка – источники прекрасных образов, чувств, мыслей, которые дают много импульсов для жизни и творчества.

3.Если под красотой понимать то, что способно возвышать. Воспитывать, облагораживать и очищать душу, делать человека лучше, то третьей ипостасью Красоты станет Красота Человека, его внутренняя Красота – Красота его духа, всей его жизни, высшее проявление которой – подвиг.

Такова триада Красоты, которая может быть положена в основу воспитания нового поколения. Дети поверят в Красоту, если они увидят ее связь с жизнью, увидят ее в самой жизни. Несомненно, что красивым должен быть интерьер помещения для занятий и сами здания, где занимаемся. Красивыми будут и внешний вид воспитателей, и их речь, и взаимоотношения с детьми.

 

РБ. Еще один важный фактор нового воспитания – предельно возможное снижение запретов, которые тормозят действие психической энергии ребенка и плохо влияют на здоровье. В маленьком человеке бушует океан энергий роста, развития, познания. Эти мощные энергии помогают ему в короткий срок преодолевать целые эволюционные периоды, поэтому торможение любой энергии путем запрета не приносят ему пользы. Конечно это проще, но лучше и полезнее для ребенка, если мы сможем отвлечь его внимание от чего-то негативного и переключить это внимание на более полезное и привлекательное. Это не просто и требует большого напряжения и способностей, но возможно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные категории практической педагогической этики | Эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.