КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ
Органы управления Банком России Высшим органом управления Банком России является совет директоров. Закон определяет состав, полномочия и порядок назначения, основные функции и вопросы организации работы высшего управляющего органа Банка России. Совет директоров - это коллегиальный орган. Он определяет основные направления деятельности ЦБ и осуществляет руководство и управление ЦБ. В состав совета директоров входят Председатель ЦБ и еще 12 членов. Члены совета директоров назначаются на должность сроком на 4 года Госдумой по представлению Председателя ЦБ (список членов согласовывается с Президентом РФ). Освобождаться от должности до истечения четырехлетнего срока они могут также Госдумой. Члены совета директоров не могут быть депутатами (членами) законодательных (представительных) органов власти, а также членами Правительства РФ, не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях. Функции совета директоров: - во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; - утверждает годовой отчет Банка России; - рассматривает и утверждает смету расходов ЦБ; - определяет структуру Банка России; - устанавливает формы и размеры оплаты труда служащих Банка России; - принимает решения: о создании и ликвидации учреждений и организаций ЦБ, об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций, о величине резервных требований, об изменении процентных ставок ЦБ и т.д. При Банке России создается Национальный банковский совет (НБС). В отличие от совета директоров этот орган является консультативным. Национальный банковский совет состоит из представителей Президента РФ, Правительства РФ, палат Фед. собрания РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов. Министр финансов РФ и Министр экономики РФ входят в НБС по должности. Члены совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Председателем НБС является Председатель ЦБ. Функции НБС: рассматривает концепцию совершенствования банковской системы РФ, проекты основных направлений единой государственной ДКП и т.д. Денежно-кредитная политика является частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой – повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. В связи с этим основными ориентирами макроэкономической политики правительства выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции. В соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики формулируются конечные цели денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий, осуществляемых государством в области денежного обращения и кредитования, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. В ходе денежно-кредитной политики регулируется в основном спрос на деньги или предложение денег (денежная масса). Наделенный государством особыми правами Центральный банк является проводником общегосударственной политики стабилизации экономики и играет главную роль в регулировании денежного обращения. Цели денежно-кредитной политики подразделяются на промежуточные (процентные ставки, денежная масса, объем кредитов и т.д.) и конечные (национальный доход, экономический рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платежный баланс). Особенность кредитно-денежной политики как орудия государственного регулирования денежного обращения заключается в косвенном характере ее воздействия. Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. 0сновные инструменты и методы ДКП, используемые в РФ в первую очередь являются достижением мировой банковской практики. В своей основе наши методы аналогичны методам развития в развитых странах. Схематично методы и инструменты, используемые Центральным банком, представлены на рис. 2 и в табл. 2. Разработка денежно-кредитной политики Банком России предполагает то, что в соответствии с ФЗ Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной политики на предстоящий год. Предварительно проект предоставляется Президенту РФ и Правительству РФ. Банк России должен правильно подбирать инструментарий для проведения денежно кредитной политики в соответствующих условиях, который приведет либо к фундаментальной, либо к мягкой корректировке. В силу своего статуса и функций в проведении и регулировании денежно-кредитной политики страны Центральный банк играет исключительную роль в эмиссии и организации обращения платежных средств – «сырья», используемого при проведении расчетов, и в тоже время основы для денежно-кредитного регулирования. Согласно Стратегии развития банковского сектора РФ за период до 2008 года основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу является повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора
Рис. 2. Методы денежно-кредитного регулирования
Таблица 2 Основные инструменты ДКП в России
Резервные требования – нормативы обязательных резервов, депонируемых в банке России. Обязательные резервы – это часть кредитных ресурсов банков и кредитных учреждений, содержащиеся по требованию ЦБ на открытом беспроцентном счете. Они служат ограничению возможностей банков и кредитных учреждений осуществлять кредитную и депозитную эмиссию. Обязательные резервы служат обеспечением обязательств КБ по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов ЦБ поддерживает степень ликвидности КБ на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Законом установлено, что нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств банка и могут быть разными для различных КО. Минимальные резервы являются инструментов, используемым ЦБ для регулирования объема денежной массы в стране. В настоящее время минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в ЦБ или иных высоколиквидных формах, определяемых ЦБ. Согласно сложившимся в мире правилам обязательные резервы хранятся в форме бессрочных вкладов, данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банка на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода, если КБ не выполняет это требование, он выплачивает штрафные проценты. Норма обязательных резервов рассчитывается как отношение его суммы к срочным обязательствам банка. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный норматив Операции на открытом рынке. Операции купли-продажи Банком России государственных ценных бумаг, прежде всего, у коммерческих банков, приводящие к изменению объема денежной массы. Покупая (или продавая) дополнительное количество облигаций, например ГКО, правительство при посредничестве ЦБ устанавливает такие цены (номинал облигаций) и доходность по ним (процентные ставки), которые должны стимулировать участников денежного рынка покупать ГКО при высоком уровне доходности и снижать спрос на них при низком. Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования с участниками денежного рынка. Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска и размещения акций и облигаций, установления пределов внешних заимствований. Допуск к рынкам – регулирование открытий новых банков и кредитных учреждений через лицензии. Прямые количественные ограничения – включают пределы ставок, прямое ограничение кредитования (кредитные потолки), период “замораживания” процентных ставок. Регулирование конкретных видов кредита – для стимулирования или сдерживания определенных видов производств. Нормы инвестирования государственных ценных бумаг – устанавливаются для банков, кредитных учреждений, в особенности для инвестиционных институтов в целях устойчивого размещения государственного долга и ограничения спекулятивных операций. Установление ориентиров роста денежной массы (таритирование). Надзор – контроль и регулирование деятельности КБ и кредитных учреждений с точки зрения обеспечения их безопасности.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |