Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Методы исследования истории медицины

Читайте также:
  1. A) Методы геометрических преобразований
  2. A. Методы ядерных сил.
  3. E) методы (methods).
  4. G. Альтернативные методы измерения количества топлива
  5. I Укрупненные методы
  6. I. Введение. Методы обследования больного с
  7. I. Дистанционные методы лучевой терапии
  8. I. Методы социологии
  9. I. ТЕМА: «Реанимация и методы проведения».
  10. IEEE 1471-2000 Recommended Practice for Architectural Description of Software-Intensive Systems [3] (рекомендуемые методы описания архитектуры программных систем).
  11. II Точные методы
  12. II. Контактные методы лучевой терапии



Методологические исследования и методы исследования.

Цели и задачи предмета история медицины.

Цели преподавания дисциплины:

 

1. Развитие историко-медицинского цивилизационного процесса.

2. Приобретение основ методов исторического исследования.

3. Формирование мировоззрения.

4. Повышение общекультурного потенциала будущих специалистов.

 

Задачи курса «История медицины»:

1. Проследить общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до нашего времени.

2. Раскрыть достижения каждой эпохи в области медицины в процессе поступательного развития духовной культуры человечества.

3. Показать взаимодействие и единство интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара.

4. Рассмотреть историю врачебной этики в различных странах мира.

 

В результате изучения дисциплины студент должен знать и уметь:

 

1. Условия возникновения медицины.

2. Главные этапы ее эволюции; тенденции и направления прогресса в медицине.

3. Современное состояние и проблемы в медицине в цивилизационном контексте.

4. Применять метод исторического познания при изучении медицины.

5. Находить взаимосвязь развития медицины и естествознания.

 

Всякое знание, если оно претендует быть научным, и определяется, как наука имеет три составляющие: 1/ предмет или объект изучения, 2/ методы исследования, 3/ теоретические обобщения.

 

I. Объект изучения:

а) система научных знаний о строении и функциях человеческого организма

б) совокупность медицинских знаний о здоровье и патологии, т.е. болезни.

в) система медицинских знаний о способах сохранения и укрепления здоровья.

г) совокупность практических приемов, применяемых для диагностики, предупреждения и лечения заболеваний.

Таким образом, объектом изучения истории медицины является изучение медицинских знаний и умений в связи с общим историческим процессом развития общества.

 

Важнейшее значение имеет вопрос об источниках изучения истории медицины. История медицины является частью всемирного исторического процесса, как и любая другая наука, связана со смежными науками, а потому использует методы исторической науки. С возникновением письменности такими источниками являются рукописи, печатные произведения врачей, общих историков, государственных и военных деятелей, философов, а также архивные материалы. Для древних периодов, охватывающих тысячелетия основными источниками изучения являются раскопки, данные археологии и палеоантропологии, палеопатологии и палеоботаники, палеопсихологии и этнологии (этнографии).



Палеопатология –изучает патологические изменения тканей первобытного человека, точнее, останков его скелета. А также позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не превышала 30 лет, до 50 и более доживали крайне редко. Палеонтология развеяла миф о том, что первобытный человек был абсолютно здоров. Болезни существовали еще в первобытном обществе и в любую эпоху истории человечества.

Этнология– изучает врачевание в апополитейных первобытных обществах и в более поздних синполитейных первобытных обществ.

Археологические находки: основными источниками и вещественными доказательствами первобытной истории являются орудия труда, остатки поселений, в том числе имеющих медицинское , санитарно-гигиеническое значение, погребения и останки человека, предметы быта, первые хирургические инструменты.

- Бани (Россия)

- Термы (Древний Рим, Древняя Греция, фригидариум, терпидариум)

- Библиотеки, залы, стадионы

- Водопроводы (Новгород, Рим, Гелиаполис -Турция, Жирона - Испания)

- Медицинский инструментарий

- Протезы зубные – более 4500 лет назад (вблизи мумии Египетского фа

раона Хефреса обнаружен деревянный зубной протез).

Одним из древнейших памятников – базальтовый столб с законами Вавилонского царя династии Хамураппи. Обнаружен в 1901 г. в городе Сузы (Северный Иран). Храниться в Лувре (Париж). Гиппократов сборник (300 г. до н.э.). Авиценна – Канон медицины X-XII вв. Краткая Русская правда – XIв. Вместе с тем большое значение в качестве источников изучения медицины имеют лингвистики (языкознания), искусства (особенно изобразительного), этнографии, народного эпоса и фольклора. Многочисленные изображения – от наскальной живописи глубокой древности до современных фото- и кинодокументов, фотодокументы (записи голоса на пленку) и многие другие. Как и в отношении общей истории, в число источников изучения истории медицины входят в отдельных случаях данные нумизматики, эпиграфики, палеографии и многие другие. Виды источников истории медицины и методы их изучения продолжают расширяться и обогащаться. Важнейшей задачей в каждом случае является тщательная проверка, установление подлинности, достоверности данного источника или данной категории источников. Этому учит специальная отрасль знаний – источниковедение.

Таким образом история медицины широко использует источники общей истории разных эпох, народов, стран, произведения литературы и искусства различных исторических эпох и черпает из них соответствующие знания.

Первые труды по истории медицины появились в первом веке нашей эры. Это произведение Галена «Комментарии к трудам Гиппократа».

В России в начале XIX в.(1808 г.) появляется труд Ф.Г Политковского «Обозрение важнейших открытий, теорий и систем врачебной науки 1700-1790 гг.», в котором он анализирует историко-медицинские события, связь медицины и философии.:

Преподавание истории медицины на медицинских факультетах в России было введено согласно Университетским Уставам 1835, 1863 и 1884 годах.

 





Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.69.204
Генерация страницы за: 0.005 сек.