Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторный анализ прибыли




В анализе и оценке финансовых результатов наиболее значимый показатель их формирования – прибыль (убыток) от продаж. В бухгалтерском отчете о финансовых результатах имеются аналитические возможности, которые позволяют полнее учесть взаимосвязь между показателями формирования прибыли, точнее измерить силу и направление влияния факторов и на основании этого эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов. Так, в анализе финансовых результатов на основе данных этой формы годового отчета и учетных регистров можно определить влияние на изменение прибыли от продаж следующих факторов:

■ объема продаж;

■ структуры продаж;

■ себестоимости проданных товаров, продукции, работ и услуг;

■ коммерческих расходов;

■ управленческих расходов;

■ цен реализации.

В экономической литературе применяются разные методики факторного анализа прибыли от продаж авторов: Шеремета А.Д., Бороненковой С.А., Донцовой Л.В., Никифоровой Н.А. и др. Авторы: Донцова Л.В. и Никифорова Н.А. первые в российской практике применили методику экспресс-анализа прибыли от продаж по данным бухгалтерской отчетности и раскрыли ее в книге «Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности». На основе данной методики авторы Бороненкова С.А. и Чепулянис А.В. предложили свою методику факторного анализа прибыли от продаж.

Методика факторного анализа авторов Бороненковой С.А., Чепуляниса А.В. включает следующие показатели:

1. прибыль от продаж (Пр);

2. выручка от продаж (Вр);

3. рентабельность от продаж (RПр) (стр.1/стр.2)

4. себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (С);

5. коммерческие расходы (Кр);

6. управленческие расходы (Ур);

7. уровень себестоимости проданной продукции к Вр(УС); (стр.4/стр.2);

8. уровень коммерческих расходов к Вр(УКР); (стр.5/стр.2)

9. уровень управленческих расходов к Вр (УУР); (стр.6/стр.2)

Расчет факторов изменения прибыли от продаж:

  1. За счет фактора изменения выручки (Вр):

 

∆Пр(Вр) = (83)

2. За счет фактора изменения уровня себестоимости продаж (С):

 

∆Пр(С) = (84)

 

3. За счет фактора изменения уровня управленческих расходов (Ур):

 

∆Пр(УР) = (85)

 

4. За счет фактора изменения уровня коммерческих расходов (Кр):

 

 

∆Пр(КР) = (86)

 

5. Балансовое уравнение факторов изменение прибыли от продаж:

 

Пр1 – Пр0 = ∆Пр(Вр) + ∆Пр(С) + ∆Пр(УР) + ∆Пр(КР) (87)

 

6. 4 Анализ безубыточности: понятие, взаимосвязь прибыли, себестоимости и объема продаж, маржинальный доход, точка безубыточности, запас финансовой прочности

Автор Бороненкова С.А. пишет, чтокомпоненты взаимосвязи прибыли, себестоимости и объема продаж можно представить в виде треуголь­ника, в вершине которого находится прибыль, в основании - объем продаж и себестоимость. Изучив взаимосвязь этих показателей, руководство пред­приятия сможет оценивать критические уровни выпуска продаж, анализи­ровать их убыточность / безубыточность.

В основе этой взаимосвязи лежит деление затрат на постоянные и переменные. Цепочка взаимосвязи выстраивается следующим образом:

1. Объем производства влияет на объем продаж и на затраты пред­приятия.

2. Объем продаж влияет на выручку от продаж и затрат.

3. Доход от продаж и объем затрат определяют прибыль от продаж.

Существуют бухгалтерская и экономическая модели этих взаимосвязей. Сопоставление бухгалтерской и экономической модели привели к возникновению и развитию математической модели взаимосвязи, которая описывает возможности, структуру и состав маржинального дохода. Эта связь исходит из деления себестоимости на постоянные и переменные рас­ходы.

Постоянные расходы - это амортизация, арендная плата, оклады управленческого персонала, плата за кредит и т.д.; переменные - сырье, материалы, топливо, торгово-комиссионные расходы и т.д. Есть и смешанные затраты, которые состоят из постоянных и переменных расходов.

Переменные расходы растут пропорционально объему производства по выручке - пропорционально объему продаж. Таким образом, их доля в цене за единицу продукции не меняется. Постоянные расходы остаются неизменными, поэтому с ростом объема производства и продаж доля, приходящаяся на единицу, уменьшается, а следовательно, возникает возможность экономии, и отсюда, необходимость контролировать сметы постоянных затрат с целью получения максимальной прибыли.

Для описания математической модели примем условные обозначения:

Т - точка критического объема продаж;

ДМ - общая сумма маржинального дохода;

ДУ - удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж;

ДС - ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции;

Ц - цена единицы продукции;

Н - фиксированные постоянные затраты;

РП - переменные затраты;

Пр - прибыль от продаж;

Bp - выручка от продаж (нетто);

К - количество проданного в натуральных единицах.

Маржинальный доход описывается следующими соотношениями:

а) ДМ = Пр + Н;(88) 988

б) ДМ = Вр − РП. (89)

Маржинальный доход представляет собой ту часть выручки, которая остается после погашения переменных затрат и этой выручки достаточно на покрытие фиксированных затрат и образование прибыли. Это со­отношение называют суммой покрытия.

Отношение маржинального дохода к выручке от продаж называется коэффициентом покрытия. Сумма маржинального дохода зависит от став­ки маржинального дохода (ДС) и объема продаж, поэтому факторный ана­лиз маржинального дохода можно произвести исходя из формул, что позволит оценить способность организации покрывать свои постоян­ные затраты и формировать прибыль.

Экономическое содержание маржинального дохода - это вклад предприятия в достижение прибыльности иными словами, предприятие начнет получать прибыль только после того, как закроет постоянные затраты и чем выше постоянные затраты у предприятия, тем больше должна быть выручка от продаж, чтобы начать получать прибыль.

Применительно к конкретному изделию маржинальный доход изде­лия формируется по следующей схеме:

ДМi = (Цi − РПi) × К (90)

 

где ДМi - величина, характеризующая вклад этого изделия в покрытие об­щих постоянных затрат организации.

В точке безубыточности наступает такое равновесие, когда нет прибыли, и тогда ДМ = Н.

Точка критического объема продаж, или точка безубыточности − это такой объем продаж, при котором выручка равна переменным затратам на образование прибыли ее не хватает. Точка безубыточности является границей, разделяющей зоны прибылей и убытков. Точка безубыточности или порог рентабельности, - это такая выручка от реализации, при которой предприятие имеет нулевую прибыль, т.е. это точка самоокупаемости. Точка безубыточности зависит от доли постоянных расходов в себестоимости продукции. На этом соотношении базируется теория операционного рычага.

Если постоянные затраты равны прибыли, то критический объем продаж будет составлять 50% от их максимально возможного объема.

Предприятия с низкими точками предельных объемов продаж легче справляются с падением спроса на их продукцию. _

Длярасчета критического объема продаж используем соотношение

1) точка безубыточности в денежной оценке (Т1):

 

Т1 = (91)

 

где ДУ - уровень маржинального дохода в объеме продаж;

2) в натуральных единицах (Т2):

 

Т2 = (92)

 

3) пороговое значение объема производства в стоимостном выражении:

 

Т1 = Т2 × Ср цена единицы продукции (93)

4) если К = 100%, то точка безубыточности в процентах:

 

Т3 = (94)

 

Пороговый объем реализации показывает то критическое значение, при реализации которого покрываются постоянные и переменные затраты и последующий прирост объема продаж принесет прибыль, а уменьшение - убыток.

Кроме понятия «сумма маржинального дохода (ДМ)», выделяют по­нятия «ставка маржинального дохода (ДС)» и «удельный вес маржиналь­ного дохода (ДУ)». Ставка маржинального дохода равна:

 

ДС = (95)

 

т.е. ставка маржинального дохода - это его величина, приходящаяся на единицу продукции. Тогда маржинальный доход, исходя из ставки мар­жинального дохода, можно рассчитать:

а) сумму маржинального дохода:

ДМ = К × ДС; (96)

б) точку критического объема продаж:

 

Т = (97)

 

Для оперативного управления прибылью применяется показатель «уровень маржинального дохода (ДУ)», представляющий собой соотноше­ние маржинального дохода и выручки от продаж, как для всей продукции, так и для каждого отдельного вида.

Удельный вес маржинального дохода равен:

ДУ = (98)

Отсюда следует: ДМ = Вр × ДУ. (99)

Используя информацию о ставке маржинального дохода (ДС) и

удельном весе маржинального дохода (ДУ), прибыль от продаж можно

рассчитать по алгоритму:

а) исходя из ДУ:

Пр = (Вр × ДУ) − Н; (100)

б) исходя из ДС:

Пр = (К × ДС) − Н. (101)

Для того чтобы оценить возможности предприятия, кроме безубыточности (порог рентабельности) рассчитывается запас финансовой прочности.

Запас финансовой прочности, или запас безопасной, устойчивой работы организации, представляет собой разность между фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности:

 

ЗФП = Вр −T = Bp − , (102)

 

Величина показывает, какой процент снижения (Bp) выручки способно выдержать предприятие без угрозы для своего финансового положения.

Анализ взаимосвязи прибыли позволяет предприятию оценить взаимосвязь прибыли, себестоимости и объема продаж и решить следующие задачи:

1) определить объем продаж, обеспечивающий безубыточную дея­тельность (точка критического объема, порог рентабельности, запас фи­нансовой прочности). Как правило, эффективны эти расчеты на коротком промежутке времени, когда не меняются ни цены, ни удельный вес посто­янных затрат;

2) рассчитать объем продаж, который должен обеспечить заплани­рованную сумму валовой прибыли;

3) определить условия соотношения постоянных и переменных расходов, при которых может быть достигнута запланированная прибыль.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.