КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие начала организации государственного управления в условиях рыночной экономики
Тема: Основы государственного управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами. Лекция №7 Ключевые слова: министерство, департамент, служба, федеральное агентство, оборона, безопасность, подведомственность, компетенция. Дидактические единицы: министерство, департамент, служба, федеральное агентство. Введение Оптимальная организация государственного управления различными сферами общественной жизни требует четкого и рационального распределения полномочий между органами исполнительной власти, разумного сочетания централизации управленческих функций с децентрализацией на региональном уровне, внутрисистемной взаимосвязанности органов управления. Для решения этих организационно-правовых проблем приоритетное значение имеют такие факторы, как: 1. дифференциация отраслей и сфер жизни гражданского общества; 2. объективная потребность в межотраслевой координации; 3. федеративное устройство государства. Социально-экономические реформы в стране повлекли кардинальные изменения не только в системе государственно управления, но и в его функциях, формах, методах. В рыночных условиях среди функций государственного управления наиболее важное значение приобретают прогнозирование, индикативное планирование, координация, регулирование и контроль. Цель: изучить компетенцию органов исполнительной власти в конкретных сферах деятельности. План лекции. 1. Общие начала государственного управления в условиях рыночной экономики. 2. Основы управления экономикой. 3. Административно-правовая организация управления в социально – культурной сфере. 4. Административно-правовая организация управления в административно-политической сфере. Отрасль — это совокупность субъектов хозяйственной деятельности, производящих продукцию (выполняющих работы, оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское назначение. Существование определенных отраслей в экономике, социально-культурной жизни предопределяет образование соответствующих органов отраслевого управления — министерств транспорта, сельского хозяйства и др. Влияние отраслевого принципа на механизм государственного управления в современных условиях резко ослаблено, что обусловлено разобщенностью отраслей, бесконечным «дроблением» объектов управления, ростом числа органов отраслевого управления. Все больше места занимают в аппарате управления органы, не имеющие отраслевого профиля, такие как Министерство экономического развития, промышленности и торговли РФ, Федеральная антимонопольная служба, Министерство здравоохранения и социального развития РФ или Федеральная служба по финансовому мониторингу. Для органов межотраслевого управления характерно осуществление специализированных функций координационного и контролирующего характера. Принцип федерализма в государственном управлении предполагает разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и соответствующими органами субъектов РФ. Правовая основа разграничения предметов ведения и полномочий содержится в ст. 71, 72 Конституции РФ. Правда, Конституция лишь указывает, что практически должны делать органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Но в каких организационно-правовых формах это должно происходить, ни в Основном законе, ни в текущем законодательстве не урегулировано. В частности, не разработаны общие принципы организации государственного управления, форм взаимодействия между федеральными и региональными органами исполнительной власти, процедура согласования действий федеральных органов с аналогичными органами субъектов РФ. Социально-экономические реформы в стране повлекли кардинальные изменения не только в системе государственно управления, но и в его функциях, формах, методах. В рыночных условиях среди функций государственного управления наиболее важное значение приобретают прогнозирование, индикативное планирование, координация, регулирование и контроль. Прогнозирование и индикативное планирование пришли смену директивному планированию, осуществлявшемуся в условиях государственного социализма. Эта функция находит свое воплощение в федеральных целевых программах типа «Электронная Россия (2002—2010)», «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» и т.п. Координация представляет собой согласование действий различных органов государственной власти. Правовыми формами координации выступают принятие совместных нормативных актов координируемой деятельности, согласование планов совместных действий и др. Регулирование осуществляется в форме нормативных и индивидуальных правовых актов регистрации лицензирования, сертификации. Сертификация — это подтверждение уполномоченным на то органом соответствия продукции требованиям стандартов. Сертификация продукции осуществляется в целях создания благоприятных условий для деятельности предпринимателей и организаций на едином товарном рынке РФ. Государственная регистрация — правовое закрепление юридических фактов. Федеральным законодательством предусмотрена государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сделок с недвижимостью и т.д. Лицензирование — выдача разрешений на осуществление определенных видов деятельности, а также физическим лицам на осуществление определенных видов деятельности. Лицензированию подлежат те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне и безопасности государства. Контроль служит средством обеспечения законности и дисциплины в управленческих отношениях. Также контроль позволяет корректировать процесс управленческой деятельности, устранять фактические недостатки в работе органов управления и должностных лиц. Контрольная деятельность присуща всем субъектам государственного управления, но удельный вес контрольных функций в их деятельности неодинаков. Ведомственный контроль — функция федеральных служб, осуществляющих контроль и надзор в определенных отраслях и сферах деятельности. В нашей административно-правовой литературе принято различать три крупные сферы государственного управления: 1)хозяйственно-экономическую (экономическое развитие и торговля, финансы, промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь); 2)социально-культурную (социальное развитие, здравоохранение, образование, наука, культура); 3)административно-политическую (оборона, безопасность, внутренние и иностранные дела, юстиция); здесь особо выделяют правоохранительную сферу (Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский). Общее руководство этими сферами — задача исполнительных органов общей компетенции: Правительства РФ, правительств и администраций субъектов РФ. Специализированное Управление осуществляют органы отраслевого и межотраслевого характера федерального и регионального уровней.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |