КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Административное право зарубежных стран
В условиях расширяющихся контактов частных лиц и организаций с зарубежьем наши юристы должны иметь представление о механизмах принятия управленческих решений в других странах, о том, как строятся там отношения административных органов с гражданами и их объединениями. Административное право в зарубежных странах возникло Новое время. Формирование самостоятельного гражданского общества потребовало установления четких правовых рамок для всей государственно-управленческой деятельности, осуществления ее на началах законности. Вначале на европейском континенте (XIX в.), а позднее в Англии и США (XX в.) возникает комплекс правовых норм, регулирующих организацию исполнительной власти, правовое положение ее органов, их отношения с частными лицами. В рамках одной лекции невозможно отразить все многообразие административного права зарубежных стран. Представляется целесообразным познакомиться с моделями административно-правового регулирования Франции и Великобритании — типичными для систем континентального и англосаксонского права. Франция считается родиной административного права. Здесь раньше, чем в других западных странах, сформировался бюрократический аппарат государственного управления, а вместе с ним и массив административного законодательства. Французское право относят к той же правовой системе, что и российское. Базовый источник административного права Франции — положения Конституции 1958 г., относящиеся к президенту и правительству республики, которые осуществляют исполнительную власть совместно. Ординарными источниками служат законы, а также декреты президента и правительства, обладающие широкой регламентарной (нормотворческой) властью. Немало норм устанавливается нормативно-правовыми актами министерств и ведомств, других органов управления. К источникам данной отрасли права французские юристы причисляют также судебную практику (это уже особенность). Административные суды, прежде всего высший из них — государственный совет, в своих решениях по конкретным делам при определенных обстоятельствах могут устанавливать новые правовые нормы. Аппарат исполнительной власти, находящийся в ведении президента и правительства, включает: в центре — министерства и ведомства, в регионах — комиссаров республики. Во всех административно-территориальных единицах функционируют органы местного самоуправления: советы регионов, генеральные советы департаментов, муниципальные советы коммун, причем функции исполнительных органов в регионах и департаментах выполняют председатели советов, а в коммунах — мэры. Система государственного управления во Франции считается традиционно централизованной, но в 1982—1983 гг. там были проведены реформы, направленные на некоторую ее децентрализацию. Представители правительства на местах перестали осуществлять функции местных органов исполнительной власти (они перешли к органам самоуправления), контроль центра над местными органами принял менее жесткий характер, правительственных префектов заменили комиссарами республики. Государственной администрации во Франции предоставлены конституцией широкие полномочия на принятие управленческих решений как нормативного, так и индивидуального характера. В своей деятельности она связана законом и несет ответственность за ущерб, причиняемый ее незаконными действиями. Четко прописана в национальном законодательстве ее обязанность соблюдать права граждан. Среди процессуальных гарантий этих прав — право обжалования решений административных органов и обязанность администрации по оповещению заинтересованных лиц о предстоящих действиях, ознакомлению их с материалами дела и проведению слушания дела по правилам, близким к судебным. Система государственного управления во Франции (как и в соседних Германии, Австрии, Польше и других европейских странах) включает обособленные административные суды (трибуналы), которые рассматривают всевозможные административные споры, проверяют законность административных актов (впрочем, обособленность этих судов относительна: они остаются частью аппарата государственного управления). Наряду с общеадминистративными судами существуют специализированные суды: по вопросам социального обеспечения, дисциплинарные суды (для преподавателей публичных учебных заведений, врачей и других лиц свободных профессий), счетные палаты и т.п. Дела в административных судах рассматриваются с соблюдением принципов судопроизводства: равенства и состязательности сторон, законности, публичности и т.д. Судьи подбираются по конкурсу из числа чиновников и других специалистов в области управления. Все это позволяет объективно рассматривать административные споры и разрешать их квалифицированно. Великобритания, как и другие страны англосаксонского права, имеет глубокие демократические традиции и развитые институты публичного самоуправления, что не могло не сказаться на характере административно-правовой системы. Последняя сформировалась лишь в XX в., когда сложился сколько-нибудь значительный аппарат исполнительной власти и активизировалось его вмешательство в жизнь гражданского общества. Административно-правовое регулирование нацелено не столько на организацию и деятельность аппарата исполнительной власти, сколько на защиту частных лиц и общества в целом от чрезмерной активности этой власти и возможных злоупотреблений. Конституционные законы этой страны — Билль о правах (1689), Habeas corpus act (1679) — обязывают исполнительную власть соблюдать права граждан. Парламентский закон 1947 г. об исках к Короне устанавливает ответственность государственной администрации за вред, причиненный ее служащими. В Великобритании существует развитый институт административной юстиции, с помощью которой осуществляется судебный контроль за действиями исполнительной власти по отношению к частным лицам и их объединениям. В отличие от Франции, Германии, России и других континентальных стран в Великобритании органы исполнительной власти не имеют собственных полномочий на издание нормативно-правовых актов. Правительственные нормативные акты оформляются в виде приказов «Короны в Совете», а инструкции и иные нормативные предписания министерств и ведомств издаются на основе полномочий, получаемых от парламента. Парламентский закон 1946 г. об актах делегированного законодательства устанавливает жесткий контроль за административным правотворчеством: в случае несоответствия нормативного акта управления делегирующему закону тот может быть аннулирован резолюцией любой из палат Парламента. Контролируют акты делегированного законодательства также суды, которые следят за тем, чтобы они не выходили за пределы полномочий, делегированных соответствующему органу. Еще одна особенность британского административного права состоит в том, что в его становлении и развитии (как и всей системы права) большую роль сыграли суды: многие его нормы установлены прецедентными решениями судов по конкретным делам, связанным с жалобами на неправомерные действия органов исполнительной власти. Далее необходимо составить четкое представление об отдельных институтах британского административного права. Центральный аппарат исполнительной власти Великобритании включает Корону (номинально), премьер-министра, кабинет министров, правительство, министерства и ведомства, а также Тайный совет в качестве важного правительственного органа. С большинством этих органов студенты уже знакомы по курсу конституционного права зарубежных стран, поэтому целесообразно обратить здесь внимание на министерства и ведомства. В их числе имеются не только отраслевые и функциональные, но и территориальные министерства (по делам Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии). Государственное управление в экономической сфере осуществляют министерства финансов, торговли и промышленности, энергетики, рыболовства и продовольствия. В британском народном хозяйстве существует большой национализированный сектор, которым управляют (под контролем соответствующих министерств) государственные корпорации: Управление атомной энергетики, Электроэнергетический совет, Газовая корпорация, Национальный угольный совет, Британская корпорация стали, Британская транспортная комиссия, Железнодорожный совет, Управление Британских аэропортов. Широкий размах получило в Великобритании административно-правовое регулирование социальной сферы. Государственное управление здесь осуществляют министерства занятости, социальных служб, образования и науки, окружающей среды. В административно-политической сфере функционируют традиционные министерства: иностранных дел и по делам Содружества, внутренних дел и др. Нет министерства юстиции, чьи функции распределены между лорд-канцлером, министерством внутренних дел, генерал-атторнеем и генерал-солиситором. Административный аппарат в Великобритании включает также органы местного самоуправления. На соответствующих территориях — в графствах (в Шотландии — областях), округах, приходах они обладают собственными (не делегированными государственной властью) административными полномочиями. Организация и деятельность учреждений административной юстиции регулируется Парламентским законом 1971 г. о трибуналах и министерских расследованиях. Трибуналы (их 40 видов) рассматривают административные споры об оказании социальных услуг, о социальных пособиях, подоходном налоге, трудовые споры и др. Как и во Франции, трибуналы независимы от администрации, хотя последняя сохраняет влияние на них (председатели трибуналов назначаются соответствующими министрами). Решения трибуналов могут быть обжалованы в суды общей юрисдикции. Что касается «министерских расследований», то они проводятся по делам, для решения которых необходима «консультация с общественностью» (таковы дела об отводе земельных участков для общественных нужд, жилищные споры, связанные с ликвидацией трущоб). Расследования проводятся инспекторами соответствующих министерств. Окончательные решения принимаются министрами и могут быть обжалованы в суд обшей юрисдикции. Уже из этого краткого обзора административного права зарубежных стран можно сделать вывод о том, что наше законодательство в регулировании административных отношений существенно приблизилось к европейским образцам. Но в передовых зарубежных странах имеется еще немало наработок, заслуживающих внимания наших законодателей, прежде всего в области административной юстиции.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |