Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, метод и система административного права. Предмет публичного права составляют: основы государственного устройства; функционирование государства и его институтов; институты гражданского общества;

Предмет публичного права составляют: основы государственного устройства; функционирование государства и его институтов; институты гражданского общества; система и органы местного самоуправления; правотворческий и правоприменительный процесс; судебная система; международные отношения.

Публичное право направлено на обеспечение и охрану интересов государства и общества, а частное право охраняет интересы отдельных лиц.

Публичное право включает следующие отрасли: конституционное право, административное право, уголовное право, финансовое право, процессуальное право, судоустройство, международное публичное право.

Основная цель административно-правового регулирования – правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан.

Предмет административного права составляют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

СХЕМА – Публичная администрация.

Предмет административного права – это система общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности публичной администрации по исполнению законов, актов правосудия, публичных договоров (если они не стали предметом регулирования других отраслей права), а также при осуществлении административного судопроизводства.

Совместная деятельность разных субъектов может быть обеспечена двумя путями: 1) путем использования власти, обеспечения преобладания одной воли; 2) путем согласования и договора.

Первый путь символизирует императивный метод (метод публичного права, административно-правовой метод), основанный на приказаниях, обязываниях и запретах. Второй путь является основой диспозитивного метода (метода частного права, гражданско-правового метода), основанного на разрешении сторонам договариваться, приходить к взаимному согласию.

Нормы административного права устанавливают правовое неравенство субъектов, а нормы гражданского – равенство.

В гражданском праве возникающие споры решаются в судебном порядке. В административном праве интересы тоже могут защищаться в судебном порядке, но в основном они решаются в административном порядке.

Метод административно-правового регулирования в большей степени является императивным. Но наряду с этим используются средства, близкие к гражданско-правовому методу (заключение административных договоров, проведение конкурсов, поощрение, разработка рекомендаций, информирование граждан, оказание им содействия и т.д.). Это придает властеотношениям цивилизованный характер, способствует развитию законности, справедливости и демократии.

Признаки административного права:

• обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач;

• властное воздействие на подчиненные субъекты права;

• важнейшей формой управленческой деятельности является не договор, а правовой акт управления;

• область административно-правового воздействия – управленческие отношения, возникающие как внутри органов государственного управления, так и при взаимодействии этих органов, граждан и других субъектов права;

• при возникновении административного спора применяется административный и судебный порядок.

К числу основных принципов административного права можно отнести: эффективность, законность, гуманизм, федерализм, взаимную ответственность государства и личности.

Принципы административного права

Принципы административного права - это основополагающие идеи, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся:

1. Демократизм нормотворчества и реализации права - проявляется в участии граждан, общественных объединений, движений, трудовых коллективов, населения в формировании административно-правовой политики и совершенствовании административно-правовых норм. Граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как лично, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ).

2. Равенство граждан перед законом и правоприменителем - все граждане независимо от национальной, социальной, религиозной и иной принадлежности, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям имеют равные права и обязанности и в одинаковой степени отвечают перед законом (ст. 19 Конституции РФ).

3. Принцип взаимной ответственности государства и личности означает, что государство и личность связаны правами и обязанностями. Нарушение одной из сторон своих обязанностей влечет юридическую ответственность. Например, согласно ст. 53 Конституции РФ каждое лицо имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

4. Федерализм как принцип проявляется в закреплении административно-правовыми нормами компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, а также в установлении совместной компетенции указанных органов (ст. 5 Конституции РФ).

5. Принцип гуманизма заключается в следующем: никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции РФ).

6. Принцип законности заключается в том, что законы обладают более высоким приоритетом по отношению к подзаконным актам (постановлениям, инструкциям, приказам и т.п.) Подзаконные акты, в свою очередь, не должны противоречить вышестоящим законам (ст. 15 Конституции РФ).]

Административно-правовой режим – это специфический режим регулирования общественных отношений, включающий в себя систему общих и специальных норм разной юридический силы.

Система административного права состоит из Общей и Особенной частей.

Общая часть включает общие для государственной администрации регулятивные и охранительные нормы и нормы, регулирующие административное судопроизводство. Особенная часть состоит из специальных норм, которые действуют в отдельных сферах государственного управления.

Общая часть

Группа 1 (общерегулятивная) – институты, регулирующие:

• административно-правовые статусы граждан;

• административно-правовые статусы органов и служащих публичной администрации;

• административно-правовые статусы государственных и муниципальных организаций;

• административно-правовые статусы частных организаций;

• формы и методы воздействия государственных и муниципальных исполнительных органов.

Группа 2 (общеохранительная) – институты, регулирующие:

• обеспечение законности в деятельности органов исполнительной власти, муниципальных исполнительных органов, их должностных лиц;

• принуждение по административному праву;

• административное судопроизводство.

Особенная часть – институты, регулирующие:

• административно-политическую деятельность по обеспечению безопасности граждан;

• организационно-хозяйственную деятельность государственной и муниципальной исполнительной власти;

• социально-культурную деятельность, осуществление социальных программ;

• деятельность органов исполнительной власти по организации и осуществлению политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Административное право как наука

Начало развитию науки административного права положила камералистика – наука о финансах, экономике, хозяйстве, управлении (XVI век).

В конце XIX века административное право выделилось в самостоятельную дисциплину. Именно это время принято считать переломным в развитии науки административного права.

Административное право тесно связано с теорией управления.

Современными проблемами науки административного права являются:

1) несовершенство судебной системы;

2) незнание гражданами административного законодательства;

3) частые изменения в смежных отраслях права;

4) недостаточное обеспечение научных исследований современными информационными технологиями.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственное управление. Исполнительная власть | Административно-правовые нормы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.