Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аварии на автомобильном транспорте

5.

Химические аварии и их характеристика. Анализ структуры предприятий, производящих или потребляющих АХОВ, показывает, что в их технологических линиях обращается, как правило, незначительное количество токсических химических продуктов. Значительно большее количество АХОВ по объему содержится на складах предприятий. Это приводит к тому, что при авариях в цехах предприятия в большинстве случаев имеет место локальное заражение воздуха, оборудования цехов, территории предприятий. При этом поражение в таких случаях может получить в основном производственный персонал.

При авариях же на складах предприятий, когда разрушаются (повреждаются) крупнотоннажные емкости, АХОВ распространяется за пределы предприятия, приводя к массовому поражению не только персонала предприятия, но и населения, а также личного состава сил РСЧС, дислоцирующихся вблизи химически опасных предприятий.

В общем случае вместимость склада АХОВ (сырья и товарной продукции) на любом предприятии определяется в зависимости от требуемого запаса, обеспечивающего бесперебойную работу предприятия, а также от целесообразно допустимого накопления на производственной площадке товарной продукции, подлежащей отправке потребителям. В итоге нормы хранения АХОВ на каждом предприятии определяются с учетом условий их потребления, выработки, транспортирования, предупреждения аварийных ситуаций, профилактических остановок, сезонных поставок, а также токсичности и пожаро - и взрывоопасности.

В среднем на предприятиях минимальные (неснижаемые) запасы химических продуктов создаются на трое суток, а для заводов по производству минеральных удобрений - до 10-15 сут.

В результате на крупных предприятиях, а также на складах могут одновременно храниться тысячи тонн АХОВ.

Способ хранения АХОВ во многом определяет их поведение при авариях (вскрытии, повреждении, разрушении оболочек резервуаров).

В случае разрушения оболочки емкости, содержащей АХОВ под давлением, и последующего разлива большого количества АХОВ в поддон (обваловку), его поступление в атмосферу может осуществляться в течение длительного времени.

Процесс испарения в данном случае можно условно разделить на три периода.

Первый период - бурное, почти мгновенное испарение за счет упругости насыщенных паров АХОВ в емкости и парциального давления в воздухе. Данный процесс обеспечивает основное количество паров АХОВ, поступающих в атмосферу за этот период времени. Кроме того, часть АХОВ переходит в пар за счет изменения теплосодержания жидкости, температуры окружающего воздуха и солнечной радиации. В результате температура жидкости понижается до температуры кипения. Учитывая, что за данный период времени испаряется значительное количество АХОВ, то может образоваться облако с концентрациями АХОВ, значительно превышающими смертельные.

Второй период - неустойчивое испарение АХОВ за счет тепла поддона (обваловки), изменения теплосодержания жидкости и притока тепла от окружающего воздуха. Этот период характеризуется, как правило, резким падением интенсивности испарения в первые минуты после разлива с одновременным понижением температуры жидкого слоя ниже температуры кипения.

Третий период - стационарное испарение АХОВ за счет тепла окружающего воздуха. Испарение в этом случае будет зависеть от скорости ветра, температуры окружающего воздуха и жидкого слоя.

Подвод тепла от поддона (обваловки) практически будет равен нулю. Продолжительность стационарного периода, в зависимости от типа АХОВ, его количества и внешних условий, может составить часы, сутки и более. Наиболее опасной стадией аварии в этом случае, безусловно, являются первые 10 мин, когда испарение АХОВ происходит интенсивно. При этом в первый момент выброса сжиженного газа, находящегося под давлением, образуется аэрозоль в виде тяжелых облаков.

В случае разрушения оболочки изотермического хранилища и последующего разлива большого количества АХОВ в поддон (обваловку) испарения, за счет разности упругости насыщенных паров АХОВ в емкости и парциального давления в воздухе в связи с малым избыточным давлением, практически не наблюдается.

Формирование первичного облака осуществляется за счет тепла поддона, изменения теплосодержания жидкости и притока тепла от окружающего воздуха. При этом количество вещества, переходящее в первичное облако, как правило, не превышает 3-5% при температуре окружающего воздуха 25-30 0С.

При вскрытии оболочек с высококипящими жидкостями образования первичного облака не происходит. Испарение жидкости осуществляется по стационарному процессу и зависит от физико-химических свойств АХОВ и температуры окружающего воздуха. Учитывая малые скорости испарения таких АХОВ, они будут представлять опасность только для личного состава и населения, находящихся непосредственно в районе аварии.

Классификация химических аварий. В отличие от установленной Постановлением Правительства РФ классификации чрезвычайных ситуаций для химических аварий существует множество различных классификаций. В зависимости от масштабов и степени опасности аварии могут подразделяться на несколько видов. Применительно к ХОО обычно рассматривают:

Частные аварии - без выброса или с незначительным выбросом химических веществ, обладающих токсичностью.

Объектовые аварии - связанные с выбросом АХОВ при глубине пороговой зоны (дозы) поражения, не выходящей за границу санитарно-защитной зоны.

Местные аварии - облако выброса достигает зоны жилой застройки, при этом возникает необходимость проведения отдельных защитных мероприятий среди населения.

Региональные аварии - сопровождающиеся значительным выбросом АХОВ и распространением облака вглубь жилых районов, при этом возникает необходимость проведения полного комплекса мероприятий защиты в масштабах города.

Глобальные аварии - аварии с полным разрушением хранилищ с АХОВ, когда заражению могут подвергнуться значительные территории.

Химически опасные аварии, исходя из протяженности границ распространения АХОВ и их последствий, предлагается подразделять на следующие типы: локальная, местная и общая.

Локальная авария - авария, химические последствия которой ограничиваются одним сооружением (агрегатом, установкой) предприятия, приводят к заражению в этом сооружении воздуха и оборудования и создают угрозу поражения работающего в нем производственного персонала.

Местная авария - авария, химические последствия которой ограничиваются производственной площадкой предприятия или его санитарно-защитной зоной и создают угрозу поражения производственного персонала всего предприятия.

Общая авария - авария, химические последствия которой распространяются за пределы производственной площадки предприятия и его санитарно-защитной зоны с превышением пороговых токсодоз, приводят (создают угрозу) к заражению окружающей среды и поражению населения и сил РСЧС.

В зависимости от вида и масштаба аварии для ее ликвидации привлекаются различные силы.

Анализ структур химически опасных объектов показывает, что в их технологических линиях обращается, как правило, небольшое количество токсичных продуктов. Большие объемы АХОВ содержатся на складах этих объектов. Это приводит к тому, что при авариях в цехах предприятия в большинстве случаев имеет место локальное заражение воздуха, оборудования цехов, территории предприятий. При этом химическое поражение может получить в основном производственный персонал и при ликвидации последствий можно ограничиться силами и средствами аварийных объектов.

Значительное число аварий на производстве связано с неполадками в работе трубопроводов, особенно с наступлением сильных морозов. Так, на предприятии, производящем и потребляющем хлор, при температуре окружающего воздуха -37 0С произошел взрыв двух трубопроводов, находящихся под давлением хлора 80 кПа, концентрация хлора составила 95% (объемных). Возникшая утечка хлора привела к загазованности близлежащей территории. Авария и ее последствия были усугублены тем, что поиск места аварии и выявление причин загазованности заняли более 30 минут, поскольку был сильный мороз, туманы и территория была плохо освещена. Причиной разрыва коллекторного трубопровода диаметром 325 мм и отводящего трубопровода диаметром 159 мм послужило перенапряжение, возникшее в узлах врезки этих трубопроводов под воздействием изгибающих нагрузок от сил трения при снижении температуры до -37 0С. В период монтажа хлоропровод был выполнен с отклонением от проекта.

Наибольшую опасность в хлорном производстве представляют хранилища жидкого хлора и, особенно на открытых складах в районах с жарким климатом, где температура окружающей среды в летний период достигает 40 - 45 0С.

В мировой практике эксплуатации хлорных производств и работы с жидким хлором массовые поражения связаны именно с разрушением крупногабаритных сосудов с жидким хлором,

От мгновенной интоксикации хлором в одном случае погибло 60 человек. Масса выбрасываемого жидкого хлора в большинстве случаев составила примерно 90 т.

крушением товарных поездов

Работы по ликвидации последствий крушения условно можно разделить на 3 этапа:

1 этап (16 часов) - эвакуация населения, дегазация очага химического заражения раствором ДТС ГК (две трети основной соли гипохлорита кальция) силами химических подразделений МО и возвращение отселенного населения.

2 этап (39 часов) - медицинское обеспечение сил и населения, подвергшихся воздействию гептила и его паров, а также определение объемов зараженного грунта.

3 этап (15 суток) - вывоз зараженного грунта за пределы города и нейтрализация его путем сжигания.

Анализ опыта ликвидации последствий химических аварий показывает, что в определении потребности сил и средств следует исходить из необходимости ведения работ как непосредственно по месту пролива АХОВ, так и в зоне распространения паров ядовитых веществ.

В этой связи по риску ведения работ в очаге поражения аварийно-спасательные силы могут быть разделены на две группы: первая - силы, ведущие работы непосредственно по месту пролива АХОВ, и вторая - силы, привлекаемые для ведения работ в зоне заражения.

Такое разделение целесообразно в условиях очага поражения, образованного низкокипящими АХОВ. Соответственно степень защиты личного состава формирований, участвующих в ликвидации последствий аварии, должна принципиально различаться.

Опыт ликвидации последствий крупных аварий показал, что одной из главных задач при этом может быть не только обезвреживание пролива АХОВ - первичного источника заражения, но и тушение пожара или отселение населения в безопасную зону.

Действия по локализации пожаров целесообразно рассматривать с учетом их особенностей для различных химических производств. При этом наиболее характерными являются действия по локализации пожаров, развивающихся либо на открытых установках, либо в производственных зданиях и складских помещениях. В зависимости от ситуации локализация пожара на открытой установке может осуществляться водяными струями, отводом горючих веществ в аварийные емкости.

Одновременно должны приниматься меры по ограничению распространения горящих продуктов путем устройства обваловок из грунта. Для устройства защитных валов могут использоваться бульдозеры, экскаваторы, самосвалы, а также привлекаться личный состав, оснащенный шанцевым инструментом. В дальнейшем для тушения горящих продуктов могут применяться наиболее распространенные огнегасительные средства - вода и пена.

Очаг химического поражения. Зона фактического химического заражения - территория, в пределах которой заражен приземный слой воздуха в опасных для жизни концентрациях. Ее размеры определяются по данным разведки.

Первичное облако - облако АХОВ, образующееся в результате мгновенного (1-3 минуты) перехода в атмосферу части вещества из емкости при ее разрушении.

Вторичное облако - облако АХОВ, образующееся в результате испарения разлившегося вещества с подстилающей поверхности.

Обезвреживание - действие, направленное на разложение, удаление или снижение иными способами до допустимого уровня содержания АХОВ на зараженной ими местности, технике, средствах защиты, имуществе, в воздухе, воде и т.п.

Нейтрализация - действие, направленное на уничтожение токсических свойств АХОВ. Она основывается на химическом превращении АХОВ в нетоксичные продукты при обработке растворами химически активных (нейтрализующих) реагентов или при термическом разложении.

Сорбция - поглощение твердыми телами или жидкостями АХОВ из окружающей среды. Для сорбции жидкой фазы АХОВ (впитывания) применяются материалы (грунт, песок, шлак, и т.п.). Сорбция аэрозольной, паровой и газовой фазы АХОВ осуществляется путем постановки водяных завес или при применении растворов нейтрализующих веществ в поглотительных аппаратах.

4. Гидродинамически опасный объект (ГОО) - сооружение или естественное образование, создающее разницу уровней воды до и после него. К ним относят гидротехнические сооружения напорного типа и естественные плотины. Особенностью таких сооружений является образование волны прорыва при разрушении.

Верхний бьеф - верхний уровень воды и занимаемое им пространство. Нижний бьеф - нижний уровень воды.

Гидротехнические сооружения - это объекты, создаваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения технологических процессов, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, рыбозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы).

Гидротехнические сооружения напорного типа - это плотины, создающие подъем и следовательно, напор воды, который затем используется для вращения каких-либо механизмов: турбин, лопастей мельниц.

 

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На зимние месяцы приходится 60 % происшествий всего года. Дождь, и туман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

При неизбежности столкновения сохраняйте самообладание. Это позволит управлять машиной до последней возможности,

Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося на вас автомобиля.

Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.

При неизбежности столкновения защитите голову. Если автомобиль идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке. При нахождении на переднем месте пассажира закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сиде­нье. Сидя на заднем сиденье, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

После аварии определитесь, в каком месте автомобиля и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелым подручным предметом. Выбравшись из автомобиля, отойдите от него как можно дальше - возможен взрыв.

При падении в воду автомобиль может некоторое время держаться на плаву. Выбирайтесь через открытое окно, так как при открывании двери машина резко начнет тонуть. При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (тогда легче искать), активно провен­тилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды. Выбирайтесь из автомобиля при заполнении его водой наполовину, иначе вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости, разбейте лобовое стекло тяжелым подручным предметом. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу автомобиля, а затем резко плывите вверх.

При попадании в ДТП следует сразу же остановиться и осмотреть автомобили - свой и пострадавшего водителя (если вы виновник аварии). Если есть пострадавшие, ни при каких обстоятельствах не оставляйте их без помощи. Сообщите о происшествии по телефону «02» или передайте информацию на ближайший пост ГИБДД через водителей, проезжающих мимо. Не покидайте места аварии до прибытия работников ГИБДД. Максимально сохраните все следы происшествия.

Оказавшись свидетелем дорожно-транспортного происшествия, наезда или аварии, при котором водитель скрылся, запомните и тут же запишите номер, марку, цвет и любые приметы автомобиля и водителя; оказав помощь пострадавшим, передайте эти сведения в ГИБДД. Если вы на автомобиле, остановите его, не доезжая до места аварии. Включите аварийный сигнал. Прибывшей службе ГИБДД детально опишите все, что увидели на месте происшествия.

В целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий участники дорожного движения обязаны:

•водитель - соблюдать правила дорожного движения; перед выездом проверять, а в пути обеспечивать исправное техническое состояние автомобиля; при движении быть пристегнутым ремнем безопасности не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности; умело оценивать дорожную обстановку и учитывать, как могут повести себя другие водители и пешеходы;

•пассажир - быть пристегнутым ремнем безопасности; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки; не отвлекать водителя от управления автомобилем; не открывать двери во время движения;

•пешеход — соблюдать правила дорожного движения; двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, обочине; вне населенных пунктов идти навстречу движению транспортных средств; пересекать проезжую часть по пешеходным переходам; на проезжей части не задерживаться и не останавливаться без необходимости; ожидать маршрутные транспортные средства на посадочных площадках.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средства коллективной защиты населения | Аварии на общественном транспорте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.