Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восемь принципов системного управления качеством

Стандарты качества Британского института стандартов. Эволюция стандартов качества.

Требования к качеству в НАТО

РАЗВИТИЕ СТАНДАРТОВ ИСО СЕРИИ 9000

После Второй мировой войны Британское министерство обороны и Американский департамент обороны столкнулись с возрастающими трудностями в покупке военного оборудования. Системы руководства качеством у поставщиков основывались на выявлении брака и осуществлении контроля. Однако, несмотря на наличие внутреннего контроля, процент отказов оборудования во время эксплуатации оставался достаточно высоким. В мае 1968 Североатлантический союз (НАТО) выпустил первое издание Allied Quality Assurance Publication (объединенного издания по обеспечению качества), известного как AQAP-1 под названием “Quality Control System Requirements for Industry - Технические требования к системе управления качеством в промышленности”. В документе устанавливались технические условия на системы управления качеством для подрядчиков. Эти системы имели две цели, а именно:

· обеспечение соответствия товаров и услуг требованиям контрактов;

· наличие объективных показателей такого соответствия.

При составлении контрактов и заказов на поставку, руководство AQAP-1 становилось обязательным. Это была ответная реакция НАТО на возрастающие трудности с приобретением продукции, соответствующей требованиям по качеству. В документах НАТО устанавливалось три различных уровня сложности систем, в зависимости от того, несет ли подрядчик, производящий и поставляющий товары, ответственность за разработку поставляемой военной продукции (AQAP-1), ответственность только за производство поставляемой продукции (AQAP-4) или ответственность только за ее контроль и испытания (AQAP-9). Именно в этом и состоят истоки моделей, заложенных в стандартах ISO 9001, 9002 и 9003.

 

Внедрение концепции руководства качеством в оборонные заказы подтолкнуло Британский институт стандартов к созданию стандартов того же свойства для других отраслей промышленности. Этот процесс был завершен в 1979 г. изданием первой версии британского стандарта BS 5750: Системы качества. Этот стандарт был определяющим в Великобритании вплоть до 1987 г. и послужил основой для создания международных стандартов ISO ряда 9000. Британский стандарт BS 5750 был переиздан в 1987 г. в форме, соответствующей международным стандартам ISO, но с сохранением нумерации и названия BS 5750.

Эволюция стандартов ISO ряда 9000

Наконец, в 1994 г., в результате длительной работы международного комитета, стандарты ISO 9000 были пересмотрены и переизданы. После этого версии британского стандарта BS 5750 были изъяты из обращения и более не действуют. На рис. приведена схема развития стандартов систем качества, начиная с документов НАТО и заканчивая современными международными стандартами ISO 9000

Третья редакция стандартов серии ISO 2000 г. содержит всего 5 стандартов. Таким образом, в настоящее время семейство (серия) ISO 9000 включает:

· Все международные стандарты с номерами ISO 9000— 9004, в том числе все разделы стандартов ISO 9000 и ISO 9004;

· Все международные стандарты с номерами ISO 10001— 10020, в том числе все их части

· ISO 8402 и в некоторых случаях прочие стандарты, учитывающие специфику деятельности организации.

· В чем конкретно заключается суть изменений, внесенных в последнюю редакцию ISO серии 9000?

В соответствии с концепцией пересмотренных стандартов ISO серии 9000 общие требования к системам качества для всех категорий продукции являются, по существу, одинаковыми. В редакции 2000 года стандарт ISO 9000 заменяет ISO 9000:1994 и ISO 8402. Вместо трех стандартов ISO 9001, 9002, 9003 введен один — ISO 9001:2000. Документ ISO 9001:2000 включает практически все требования ISO 9901:1994, при этом добавляя к ним и ряд новых. Изменилась структура стандарта — вместо «жесткого» деления всех требований на 20 элементов введены 4 основных раздела:

· Ответственность руководства

· Управление ресурсами

· Реализация продукции

· Измерение, анализ и улучшение.

5.1.2. Гармонизация стандартов ИСО 9001 и ИСО 9004.

Необходимо особо отметить согласование содержания и структуры стандарта ISO 9001:2000 с ISO 9004:2000 «Общее руководство качеством и системы качества», что облегчает их совместное практическое использование. При этом стандарт ISO 9001, предназначенный для сертификации системы качества, излагает минимальные требования к организации, обеспечивающие достижение удовлетворенности заказчика, а ISO 9004 служит для совершенствования деятельности в организации. Одной из важнейших черт этих стандартов является их применимость ко всем без исключения видам деятельности.

Стандарт ISO 8402 «Управление качеством и обеспечение качества— Словарь» имеет целью установление терминологии в области управления качеством. Терминологический словарь в редакции 2000 г. содержит новые термины и уточняет устаревшие понятия. Кроме того, в новой редакции стандартов устранена имевшая место определенная путаница в терминологии.

К «поддерживающим» стандартам семейства ISO 9000 в новой редакции также отнесены:

· ISO 10011«Руководящие указания по проверке системы качества»

· ISO 10012«Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования»

· ISO 10013«Руководящие указания по разработке руководств по качеству».

Комплекс документов, состоявший ранее из 24 стандартов, содержит 5 базовых стандартов:

· ИСО 9000:2000 Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь;

· ИСО 9001:2000 Система менеджмента качества. Требования (применяется для целей сертификации и аудита);

· ИСО 9004:2000 Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества (содержит методические указания по созданию СМК, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий);

· ИСО 19011:2000 Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды;

· ИСО 10012 Обеспечение качества измерительного оборудования.

Основополагающими являются стандарты ИСО 9001 и 9004, которые полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию. Они могут использоваться как совместно, так и раздельно. Оба стандарта имеют идентичную структуру, основанную на модели процесса менеджмента качества, но разные области применения. Оба стандарта применяются ко всем категориям продукции, и составляют основу для требований, которые могут быть разработаны конкретными отраслями.

5.2. Версия ИСО 9001:2000.

Пересмотренный стандарт ИСО 9001:2000 заменяет стандарты ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 версии 1994 г. Данный документ включает в себя практически все требования ИСО 9001:1994, добавляя к ним ряд новых. Полностью изменилась структура стандарта: вместо жесткого деления требований на 20 элементов введены 5 основных разделов: Система менеджмента качества, Ответственность руководства, Менеджмент ресурсов, Процессы жизненного цикла продукции, Измерение, анализ и улучшение. В приложении к стандарту ИСО 9001:2000 приведены таблицы соответствия разделов ИСО 9001:1994 и ИСО 9001:2000. Разрешена адаптация требований ИСО 9001:2000, чтобы не использовать те из них, которые не применяются организацией. Блок «Планирование процессов жизненного цикла продукции» может рассматриваться как переменный, то есть при определении области сертификации выбираются те процессы, которые реально выполняются организацией. Остальные блоки в модели системы менеджмента качества являются блоками управления, а, следовательно, постоянными, поэтому все элементы этих блоков должны выполняться.

Следует уделить внимание положению ИСО 9001:2000 о том, что организация может исключить только те требования системы менеджмента качества, которые не влияют на работоспособность организации или не освобождают ее от ответственности обеспечивать потребителя продукцией или услугой, отвечающей его требованиям и применимым требованиям регламентов. Версия стандарта ИСО 9001:2000 позволяет организации более гибко подходить к изменениям в документации системы управления качеством и разрабатывать минимальное количество документов, необходимых для демонстрации эффективного планирования, процессов и контроля за процессами, выполнения и улучшения системы управления качеством.

Обязательным является документирование всего шести процедур:

· управление документацией;

· управление записями о качестве;

· внутренние аудиты;

· управление несоответствующей продукцией;

· корректирующие действия;

· предупреждающие действия.

Отсутствие документированных процедур какого-либо процесса должно быть каким-то образом компенсировано (например, в ходе обучения сотрудников) или предприятия по своему усмотрению могут увеличить количество документированных процедур.

.2.1. Версия ИСО 9004:2000

Стандарт нацеливает организацию на учет и максимальное удовлетворение требований всех заинтересованных сторон: заказчиков, владельцев, персонал, поставщиков, общества. То есть речь идет об обеспечении удовлетворенности заказчика способом, выгодным и предприятию, и другим упомянутым субъектам. Немаловажным является и то, что руководство ИСО 9004:2000 гармонизировано со стандартом ИСО 14001:1996 ⌠Система менеджмента окружающей среды, а это повышает совместимость обоих стандартов с пользой для общества.

Пересмотренный стандарт ИСО 9004 ориентирован на достижение результативности в деятельности организации в интересах потребителей, владельцев, работников, поставщиков и общества в целом. При этом в каждом разделе ИСО 9004 в рамке содержится текст соответствующего раздела ИСО 9001:2000.

 

5.2.2. Принципиальные отличия стандартов ИСО 9000:2000:

1. Система ориентируется на удовлетворенность клиента.

2. В большей степени подчеркивается ответственность руководства.

3. Стандарт направлен на реальные процессы в предприятии.

4. Улучшена возможность интеграции с другими системами (например, с системой управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартом ИСО 14001).

5. Улучшена возможность применения стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции.

6. Появилось требование измерения удовлетворенности клиента.

7. Выдвинуты новые требования, касающиеся управления ресурсами.

8. Устранена путаница с применением некоторых терминов. В новых стандартах термин поставщик заменен на организацию, субподрядчик на поставщика, получатель продукта (по-старому потребитель) назван заказчиком, под которым подразумеваются потребитель, конечный пользователь или розничный торговец.

 

Новая версия стандарта базируется на 8 принципах системного управления качеством, близким к идеологии Всеобщего управления качеством (TQM). Данные принципы не излагаются в самих стандартах версии 2000 года в том виде, как они перечислены в данной статье. Однако все содержание стандартов построено на основе этих принципов. Принципы выходят за рамки требований ИСО 9001:2000. Принципы- это во многом задание «на завтра», они адресованы прежде всего тем организациям, которые не ограничатся сертификацией своей системы качества на соответствие требованиям стандартов ИСО 9000:2000, а планируют развивать систему на пути к всеобщему управлению качеством (TQM) и использовать ее в качестве основы для создания системы менеджмента организации.

Сформулированные в ИСО 9000:2000 следующие принципы могут стать базой для формирования политики и целей организации в области качества:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные принципы международной стандартизации | Вовлечение сотрудников (involvement of people)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.