Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы учета основных хозяйственных процессов




Классификация бухгалтерских счетов

В бу используется большое количество счетов различных по своему эк-му содержанию и назначению. Счета подразделяются на активные и пассивные. По структуре и назначению:

1. Материальные счета, на кот отражают материальные ценности, принадлежащие предприятию: 01, 07, 10, 11, 21, 41, 43, 45 – все эти счета всегда активные, сальдо дебетовое. Ко всем материальным счетам ведется аналитический учет.

2. Счета денежных средств, на которых отражаются денежные средства, находящиеся в кассе, на счетахв банке, а также краткосрочные финансовые вложения в уставные капиталы др организаций, в ЦБ, в предоставленные займы и др. В эту группу входят: см раздел 5. «Плана счетов» 50-58 - все эти счета активные, сальдо дебетовое.

3. Счета капитала предназначены для учета собственных источников средств. В эту группу входя счета- см раздел 7 ПС – 80-86. Все эти счета пассивные, сальдо кредитовое, кроме счета 84, кот явл-ся А-П, 81 – активный.

4. Счета расчетов используются для учета расчетов организации с лругими предприятиями, лицами. Эти счетами характеризуют состояние дебиторско-кредиторской задолженности. Относят: см раздел 6 ПС – 60-79. Большинство счетов А-П, они могут иметь и дебетовое и кредитовое сальдо. 60 – А-П, что зависит от принятого порядка расчетов с поставщиками (последующая оплата или предоплата). Если принята последующая оплата, то в бу сначала отражается получение ценностей (Д10К60), а затем оплата поставщикам за эти ценности (Д51К60) в этом случае счет 60 будет иметь кредитовое сальдо, кот означает задолженность поставщика за полученные ценности. Если имеет место предоплата, то сначала отражается оплата поставщ (Д51К60), а затем получение ценностей в счет перечисленного поставщику аванса, 60 – дебетовое сальдо.

5. Операционные счета.

Калькуляционные счета используются для учета затрат на производство продукции и определения себестоимости этой продукции. Относят: 20, 23, 28, 29 – активные

На счете 20 собираются затраты, кот можно сразу включить в себестоимость определенного сида продукции = прямые затраты. Кроме прямых затрат, есть косвенные, кот нельзя сразу включить в себестоимость определ вида продукции.

У предприятия есть накладные расходы – затраты по обслуживанию и управлению, отражаются на собирательно-распределительных счетах – 25, 26 – Активные. В течение месяца все затраты по обслуживанию и управлению собираются на счетах 25, 26. По окончании месяца эти затраты распределяются между видами готовой продукции и списываются на счет 20 или иногда 26 списывается на 90 => счета 25, 26 сальдо не имеют.

На операционно-результатных счетах отражаются операции по продаже готовой продукции, тов, выполнен работ и определению результата продажи. Входят: 90 и 91: А-П.

На счете 90 отражается продажа продукции, кот является основным видом деятельности. В промышленности – это продажа готовой продукции, в торговле – продажа товаров. На счете 90 на субсчете 1 отражается выручка от продажи и при этом 901 кредитуется. По всем остальным субсчетам сч 90 дебетуется. На счете 902 – отражается себестоимость готовой продукции в промышленности, а в торговле – покупная стоимость товаров. На счете 903 – отражается подлежащий к уплате в бюджет НДС. На счете 904 – акцизы. Кроме того, в дебет счета 90 списываются расходы, связанные с продажей (со счета 44). По окончании месяца сопоставляют дебетовые и кредитовые обороты счета 90 и определяют результаты продажи на счете 909 – этот результат списывается на счет 99. Операции по прочей (не основной) деятельности отражаются на счете 91: продажа осн средств, материалов, а также операции, связанные с продажей: доходы от сдачи имущества в аренду, расходы по уплате банку за услуги, штрафы, полученные и уплаченные и др расходы и доходы. Все доходы отражаются на счете 911 (всегда кредитуются), а все расходы – счет 912 (всегда дебетуются). По окончании месяца на счете 91 также как и на счете 90 сопоставляют дебетовый и кредитовый обороты и определяют результат от прочей деятельности на счете 919, который также списывается на счет 99.

К финансово-результатным счетам относят счет 99, на котором определяют конечный финансовый результат фин-хоз деятельности – А-П.

6. Регулирующие счета самостоятельного значения не имеют, а используются для регулирования и уточнения оценки ценностей, отраженных на основных счетах: 02 – регуир к сч 01, 05 регулир к сч 04, 16 – регулир к сч 10, в торговле 42 – регулир к сч 41. Напримерсч 02 используется в бу потому, что осн средства учитываются на счете 01 по первоначальной стоимости, амортизация учитывается обособленно на сч 02. Для того, чтобы узнать остаточную стоимость осн средств нужно от сч 01 – сч 02. В отчетности осн средства отражаются по остаточной стоимости.

Сч 42 явл-ся регулирующим к сч 41 и используется по тому, что товары покупают торговые организации у поставщиков по покупным ценам. Покупателям товары продаются п продажны(розничным) ценам. Разница му покупной стоимостью и стоимостью этих товаров по продажным ценам отражается на регилир счете 42.

Регулирующие счета = контрсчета, т е если основной счет А, то регулир – П.

7. Забалансовые счета используются для учета ценностей, находящихся у предприятии, но ему не принадлежащих на праве собственности: 001 – 011. Особенностью является то, что записи хоз операций на забалансовых сч производятся в одностороннем порядке, т е не используется принцип двойной записи.

Например: взяли в аренду осн средства. На полученные в аренду осн средстваарендатор делает проводку: Д001 -; по окончании срока аренды и возврате этих средств арендодателю арендатор делает проводку - К001.

 

Бу любого предприятия, независимо от орг-правовой формы и формы собственности охватывает все процессы деятельности предприятия. Сформировав осн капитал предприятие для осуществления хоз деятельности приобретает средства производства (машины, оборудование). Для изготовления продукции предприятие приобретает материальные ресурсы (сырье, материалы – это называется процесс заготовления материалов), кот в бу отражаются как процесс снабжения. Приобретенные материалы используются для изготовления готовой продукцию. Кроме материалов затраты при производстве продукции у предприятия есть трудовые затраты (зп), а также затраты по обслуживанию и управлению (оплата ком услуг). Учет всех этих затрат отражается в бу как процесс производства. Производимая продукция продается покупателям, что отражается в бу как процесс продажи. В рыночной экономике процесс продажи является главным определяющим показателем в деятельности организации. Для отражения процесса продажи нужно учитывать объем продаж и резльтат от продажи – прибыль или убыток. Показатель прибыли является важнейшим оценочным показателем характеризующим деятельность организации.

 

6. Формы б/у

Все хозяйственные операции, оформляемые первичными документами затем в бу. Формы и структура применяемых и называется ФОРМЫ БУ. В настоящее время применяются:

Мемориально-ордерная Строка в журнальных операциях

Журнально-ордерная

Автоматизированная

Упрощенная, для предприятий малого бизнеса

При мемор-ордерной формы, каждая хозяйственная операция записывается в мемориальный ордерный в котором указывается содержание операций, Д сч., К сч. и сумма. Мемориальные ордера в журнале, а затем на их основании составляется оборотная ведомость, на основании которых составляется баланс. Она очень грамосткая, т.к составляется большинство количеств мемориальных ордеров.

На смену пришла журнально-ордерная форма, которое самое широкое применение. При этой форме на каждой сч. открывается журнальный ордер (схема счета – это упрощенная форма журнального ордера). Журнального ордера открываются по кредитовому принципу, т.к К- является причиной, а Д- следствием. На практике отдельного журнального ордера открывают по тем счетам, операции по которым в течении месяца многочисленны. Например по сч. 50, 51, 41, 60, 70. По тем счетам, операции по которым немногочисленны, открывается сборный журнальный ордер. По окончанию месяца журнального ордера подсчитывается и на основании журнальных ордеров составляется главная схема (оборотная ведомость), на основании которой составляется сл. баланс к некоторым жур-ордерам ведутся ведомости по дебиту. По некоторым счетам расчетов в жур-ордере совмещаются синтетический и аналитический учет. Например 60, 62, 71. Такой способ ведется жур-ордера = линейный, по каждой позиции.

В условиях ком-ой обработки инфор-ии приме-ся автоматизированная форма учета. При этой форме получается с коми. информация представлена виде журналов-ордеров. Выдается информация в любом размере, в зависимости от пользователя.

Для субъектов малого пред-ва размещается применять упрощенную форму бу, при котором может не применяться двойная запись, а учет ведется в доходов и расходов. Для отражения операций по движению имущества, могут открываться бух.. В этом случае пред-я малого бизнеса разрабатывают рабочий план счетов на основе типового плана сч., в рабочем плане счетов предусматриваются только те счета, которые используются на дал. пред-ии.

 

7. Способы исправления ошибок записей в б/у

В б/у при хоз-ых операций м.б допущены ошибки:

1. Неправильный подсчет

2. Неправильная таксировка (кол-во * цену)

3. Запись не в ту графу, не на тот счет

На практике выработаны способы исправления ошибочных записей:

1. Корректурный - зачеркивание

2. Дополнительных записей

3. «красное сторно»

 

1. Неправильная запись зачеркивается и пишется правильная. Зачеркивание производится одной чертой, так, чтобы было видна неправильная запись. Иногда правильную запись «исправленному верить» и ставить подпись лица исправившего запись и иногда печать. Никаким способом не разрешается делать исправление в документах оформляющих операции с денежными средствами.

2. Когда написана сумма меньшая, а нужна большая -» составляется бух. справка, в которой отмечается дан. запись, сумма и эта справка подписывается к документу.

3. Способ «красное сторно» применяется тогда, когда записана сумма большая, а нужно меньшую или когда сумму нужно вычесть или вообще убрать. Сущность: сумма, которую нужно вычесть или убрать пишется красными чернилами. Если нет красных чернил, то это сумма пишется обыкновенной чер. и берется в рамочку. Для бухгалтера запись красным всегда минус!!!!

Например: получены строительный матер. для ремонта на 500 р. Сделана проводка Д 10/1 К 60 – 500 р.- неверно, т.к строительные материалы учитываются на сч. 10/8

Д 10/1 К

1) 500 2) (500)  
Об- Об-
С-  

 

Д 60 К

  1)500 2) (500) 3) 500
Об- Об 500
  С - 500

 

 

Д 10/8 К

3) 500  
Об 500 Об -
С - 500  

 

(200)

1200

 

Для того, чтобы сделать исправить запись пишут методом «красное» снова неправильную запись, а затем обыкновенной чер. пишут правильную – отсторнировать.

8. Нормативное регулирование б/у

Бу организуется в соответствии с законодательством и нормат. док- ми. В ряде случаев в норм д-х приводятся альтернативные варианты орг-ции Бу, из которых каждая орг-ция выбирает тот вариант, который подходит именно ей.

Нормативное регул-ие Бу подразделяется на 4 уровня:

1. законодательный – з-н о бу, другие законодательные документы, указы президента, постановление правительства.

2. нормативный - положение по бу (ПБУ), которая фиксируют обязательные требования к ведению бу и составлению отчетности. ПБУ – это отеч. стандарты, которые разрабатываются в ряде случаев с учетом требований МСФО. В настоящее время в РФ – 20 ПБУ

3. методический - методические указания по ведению бу, инструкции, рекомендации, план счетов, инстр. по его применению. Формируется Министерством Финансов и органами власти.

4. организационный – рабочие документы организации, формирующие её учетную политику.

Учетная политика = выбранные организацией способы и приемы бу, присущие именно этой организации. У.п. разрабатывается на основании ПБУ 1/98

Учетная политика включает 2 аспекта: 1. Организационный

2. Методический

В организационном аспекте предусматриваются следующие вопросы:

1. организация бухгалт. службы

2. форма Бу

3. порядок обработки документов и график документооборота

4. уровень автоматизации

5. рабочий план счетов Бу

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.