Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции по эстетике Л.А. Закса

 

1 семестр.

Лекция 1. Эстетика как философская наука.

Эстетика – нечто специфическое в мире философии, и одной общефилософской подготовки может быть недостаточно для ее понимания. Наша задача – войти в специфику этой философской дисциплины, которой уже 2, 5 тыс. лет.

Эстетика существует столько же, сколько существует философское освоение мира, но не всегда она существовала в недрах философии. Это может быть психология (Л.С. Выготский, например), в пределах различных сфер искусствознания (Веселовский А.Н., Шкловский В., Эйхенбаум Б. – теоретики искусства и литературоведы). Еще одна важная форма, в которой мы находим эстетику – эстетические взгляды практиков искусства (А. Дюрер, Л. да Винчи, У. Хогарт, и мн. др.). В ХХ в. – Сартр, Камю, Станиславский, Брехт, Эйзенштейн. И все-таки, духовная родина эстетики, ее органическое пространство – философия, хотя до 1 трети ХVIII в. эстетика не знала, что она эстетика. Проблематика и постижение эстетической проблематики существует в древности, но осознание особости задач эстетики возникло только в ХVIII веке.

ХVIII в. поставил вопрос, как формируется человек, а это, в свою очередь, вопрос, а что изменять в человеке? И это требует порядка, системы, и над этим вопросом задумался А. Баумгартен. Баумгартен шел от антропологии. Считалось, что у человека 3 духовных способности: разум, воля, чувство. И, увидев этот треугольник, Баумгартен обнаружил, что философия, занимающаяся рациональной, понятийной сферой, давно развита, оформлена – это логика. В ХVIII в. считалось, что отношение к миру может быть только познавательным, отсюда – логика. Воля – свобода поступания, и этим философия занимается уже давно – этика, философия поступка. Смысловая сторона поступка и интересует философию поступка. Наконец, есть сфера непосредственного, чувственного постижения мира. Философия этим тоже занимается, начиная с ХVIII века, но слова, раздела философии не было. И здесь Баумгартен обращается к др. греч. «эстезис» - чувственный. Для грека – истина – несокрытость, рус. – обнаружение данного. Чувственный в т.ч. общее с др. слав. «чуять», т.е. и для рус. сознания чувствовать значит постижение, проникновение куда-то. В отличие от европейского - «эмоция» - разная этимология: чуять – проникать внутрь, эмоция – переживать, волноваться. И Баумгартен говорил, прежде всего, о чувстве. В этом широком понимании его эстетика далеко от того, что мы понимаем. Но Баумгартен пробросил мостик: высшая форма чувствования – чувство красоты, а высшая форма красоты – искусство. Таким образом, он включил в эстетику и сферу эстетического, и сферу художественного. С этого момента эстетика и существует. Окончательное ее становление произошло у И. Канта. Кант кроме «Критики чистого разума», «Критики практического разума», создает «Критику способности суждения», а точнее «Критику оценочной способности суждения». Кант сознательно формулирует специфику этой сферы, ее несводимость к другим сферам. Баумгартена принято называть отцом эстетики, хотя он только зафиксировал сложившиеся реалии. Современная эстетика в этом отношении начинается с Канта, потом будет Гегель, романтики и далее. История эстетики занимается становлением эстетики в исторической динамике. Мы занимаемся теорией эстетики и, потому, должны понять объект эстетики.

Выделим 4 основных пласта объекта эстетики. Заметим, что объект эстетики не равен ее предмету. Объект – те реалии, которые внеположены человеку, на которые направлена его познавательная активность. Специфику науки часто определяет предмет – целевое содержание, цель постижения, модальность существования объекта. Что я хочу познать в объекте – предмет.

Начнем с тех внешних сторон действительности, которые человек выделяет. Эти особые качества человек назвал прекрасное, возвышенное, трагическое и т.д. Итак, 1 пласт объекта эстетики – эстетические явления действительности. Что пытается понять эстетика в этой данности? Эстетика пытается понять природу этих явлений: откуда они, каков онтологический статус этой реальности, в чем сущность этой реальности, какие начала конституируют ее как особенную, в чем специфика эстетической реальности и конкретных ее проявлений, таких, как красота, например. Сразу договоримся, что мы не будем сводить все многообразие эстетических явлений к красоте, хотя во многих словарях это отождествляется. Эстетическое как особая реальность давно уже не есть только красота. Главный вопрос – вопрос о смысле, человеческом предназначении этой сферы. И этим вопросом эстетика задается всегда. По сути, эстетика занимается постижением глубин и основных закономерностей эстетических реальностей. И это делает эстетику философской наукой.

2 пласт – люди осознают, что эстетическая реальность дается человеку через определенные субъективные механизмы, хотя долго считалось, что эти механизмы не имеют определенных специфических характеристик. Но есть эстетические реалии, которые надо осмыслить как приметы определенной субъективности, например, эстетический идеал. Впервые эти проблемы поставил Кант – проблемы эстетической субъективности человека, т.е. те свойства, механизмы, процессы, которые носят ментальный, внутренне субъективный характер, которые выступают способом открыть и освоить эту сферу – сферу эстетических явлений действительности. Речь идет о существовании особого функционального механизма, связанного с человеческой психикой, но особого – эстетического сознания и отдельные его элементы, структуры, феномены. Сюда входит: структуры, на которых базируется эстетическое отношение к миру (может быть нравственно развитый человек, который глух к эстетическому и наоборот, феномен эстетства: гипертрофия развитого эстетического сознания вместо этического) – эстетический вкус, идеал, восприятие, переживание, установки, эстетические ценностные ориентации, эстетические потребности, эстетическое самосознание.

Поскольку реальность, с которой имеет дело эстетика, является психической по своей природе, она существует через субстрат человеческой психики. Эстетическое является человеку, опосредуясь психическими проявлениями, например, эстетическими переживаниями. Эстетическое, является через переживательную феноменологию, через эстетический особый опыт переживания. Тому, кто не имеет опыта переживания эстетического, нельзя заниматься эстетикой. Здесь эстетика «залезает» в сферы психологии, психологическая эстетика или эстетическая психология. В чем же предмет эстетики? В системном качестве эстетического. Общепсихологические механизмы – не дело эстетики, эстетика изучает универсальные для этой сферы и одновременно специфические основания, структуры, механизмы, и процессы эстетического сознания. Именно потому, что эстетическое сознание – исследование условий эстетического бытия, можно зафиксировать неразрывность 1 и 2 пластов: эстетического бытия и эстетического сознания. Постигать природу эстетического бытия не опираясь на природу эстетического сознания – невозможно.

Для эстетики важно выразить категориально неразрывность эстетического бытия и эстетического сознания. И здесь в эстетике появляется ключевая категория – категория эстетического отношения, объясняющая интегрирование 1 и 2 пластов.

Итак, эстетика занимается эстетическим отношением. Мы можем сказать, что объектом эстетики является эстетическое отношение к миру или эстетическое освоение мира – еще одна важная категория, начиная с Шиллера и Гете. Эстетика изучает наиболее общие основания и закономерности эстетического освоения мира человеком.

3 пласт – со временем выяснилось, что эстетика не замыкается эстетическим освоением, не только чувства связаны с эстетическим освоением. Не все сводится к чувствам, люди творят эстетическое бытие, начиная с эпохи верхнего палеолита. Создавая орудия труда, они стали одновременно украшать их, свое тело. Это изначально присуще человечеству. И эта сфера масштабного переустройства мира максимально расширяется в настоящее время. Возникла деятельность, которая специфически проектирует эти формы – дизайн – созидание формы. Эстетическаяпрактика и есть созидание эстетически значимого мира, и дизайн отвечает за эту сторону универсальной эстетической практики. Эстетическая практика не только отвечает за эстетическое формирование объекта, человек занимается и практикой формирования субъекта эстетического сознания. В эстетической практике речь идет об очень тонкой работе над духовным миром человека, о формирующемся соучастии в предметном мире. Речь идет об эстетическом воспитании. 2-х тт. «Идеи эстетического воспитания» - люди начали философски осознавать задачу эстетического воспитания достаточно давно. Давыдов «Искусство как социологический феномен» - проанализировал в т.ч. эти процессы. В этом прикладном плане эстетику можно назвать философией эстетического воспитания так же, как и философией дизайна.

Наконец, 4 пласт – искусство. На протяжении веков искусство мыслилось как форма эстетического отношения к миру, элитарное культивирование способности созидать красоту. Сегодня, в ХХI веке мы не можем свести искусство к эстетическому началу. Это особенное из особенных явлений. В русском языке это обозначено: наряду с эстетическим существует другое слово – художественный. Искусство – система художественной деятельности человека и продуктов этой деятельности. 2 ключевая категория, на которой базируется современная эстетика – художественное. И, например, в американской эстетике разделены изучение эстетического и философия искусства. Традиционный взгляд заключается в том, что художественное заключает эстетическое (древний взгляд), другой – у Гегеля – эстетика – философия искусства, для него эстетическое живет только в искусстве. Подобной позиции придерживался М.М.Бахтин. Другая крайность: эстетическое и художественное не пересекаются – американский подход. Согласиться с этим нельзя, искусство остается формой эстетического отношения к миру, искусство до сих пор преследует эстетические цели. Структура искусства, как она возникает в современной эстетике: первичная художественная деятельность - Художественное творчество – продукт, обладающий художественной ценностью - Художественное произведение – вторичная художественная деятельность - Художественное восприятие. Вопрос, как понимать художественную деятельность, что к ней относить? Художник-дадаист, который говорил, что все, что я нахаркаю и есть искусство. Эстетика и пытается понять, что есть искусство? Не все, что «нахаркал» художник.

Эстетическое мы находим во всех трех звеньях искусства: в художественном творчестве – выявление эстетически значимых свойств действительности, эстетический идеал – художественное творчество ориентируется на него; художественное произведение – это единство эстетически значимого содержания и эстетически совершенной формы, художественная ценность включает ценность эстетическую. Сегодня выясняется, что это не только красота, но и уродство, эстетическое присутствует в художественном.

Чем занимается эстетика в применении к искусству? Что она пытается понять?

  1. Что есть искусство? В чем сущность искусства? В чем интегральная специфика искусства? Эстетика пытается проследить это, во-первых, на уровне строения искусства, во-вторых, на уровне функционирования, воздействия искусства, в-третьих, на уровне духовной феноменологии искусства – уровне самом тонком, не поддающемся рационализации, словам. Когда я иду читать лекцию об искусстве, мне кажется, что я подагрическими руками пытаюсь трогать нежное тело девушки, и тогда я ненавижу себя. Это образно-феноменологический, смысловой план.
  2. Генезис и историческая эволюция искусства.
  3. Историческая типология или историческая морфология искусства – понять исторические типы искусства, его историческую реализацию. Эстетика пытается понять историко-культурные типы искусства, чего не может искусствознание.

На семинар – рассмотреть философский статус эстетики, в чем он проявляется, что философского в эстетике и почему.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Шероховатость поверхности | Лекция 2 . Природа, сущность и специфика эстетического
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.