Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №9. Основные эстетические ценности

Сборник в честь 80-летия М. С. Кагана, "В диапазоне гуманитарного знания" – статья Л. А. Закса об основных эстетических ценностях, издан в 2001г.

Что значит для эстетики изучение основных эстетических ценностей?

В подлинной своей форме эстетические ценности существуют для эстетического сознания. Эстетика – метаэстетическое сознания, когда такое сознание подступает к ткани эстетической информации, то от этой информации не остается ничего, потому что такую информацию присвоить невозможно. Но эстетик должен обладать эстетическим сознанием, поэтому он может заниматься, исследовать философски эстетические ценности.

Что значит для философии заниматься эстетическими ценностями? Поскольку ценности – субъект-объектные отношения и базируются на двояких основаниях: свойства объекта и способ освоения ценности (он субъектен), сами ценности даны вместе с переживанием, восприятием ценности. Что важно для философии? Анализ оснований феноменов.

  1. Анализ объективных предметно-ценностных оснований, вопрос о возможностях: что должен иметь объект, чтобы оказаться прекрасным?
  2. Другой ряд оснований – субъектные основания эстетических ценностей – тот способ освоения смысла, актуализации ценности, без которого ее нет.

Первая, главная ценность – прекрасное или красота, для эстетики это синонимы. Красота – первая и можно сказать любимая для эстетики эстетическая ценность. И это проявляется не только в постоянном жизненном восприятии, любовании красотой, но она и мифологизированное сознание, как обладающая особой силой, приносящей в жизнь гармонию и блаженство, за которую ее и любят.

И у Достоевского: красотою мир спасется, хотя Достоевский понимал сложность самой красоты.

С другой стороны, кроме мифологического есть стремление рационально постичь красоту, дать ей формулу, алгоритм. И для определенного времени эта формула работает, хотя через некоторое время возникает необходимость пересмотреть эти формы.

Но абсолютного ответа не может быть получено в принципе, ибо красота есть ценность, и об абсолютном значении здесь говорить не приходится.

Парадокс: красота это нечто простое, а с другой стороны – красота трудна.

Реакция на красоту целиком состоит из положительных эмоций: приятия, восторга. На уровне объекта это связано с тем, что красота – положительная значимость мира для человека. Любая эстетическая ценность несет цель гармонизации мира и человека. У красоты это связано с ее сутью.

Несколькими категориями можно раскрыть сущность отношений, из которых вырастает красота:1)соразмерность объекта потребностям и возможностям субъекта, освоенность мира для человека, соответствие мира и человека; 2)гармония; речь идет не о гармонии самого объекта, а о гармоническом единстве человека и действительности. Лад, строй, согласие человека с миром. Непротиворечивость онтологическая и психологическая. Единство мира и человека. Мир как нечто доступное, подручное человеку. Красота – эстетическое выражение этого. 3)свобода – мир прекрасен там, где есть свобода. Красота – это символ свободы. Там, где исчезает свобода, исчезает красота; там скованность, оцепенение, усталость и нет красоты. 4)человечность – красота благоприятствует развитию человека, полноте его существования психической, духовной. Красота – некий оптимум мира и человека. Красота – эстетическая ценность, выражающая оптимальную человечность мира и человека. Это сущность, общая ситуация. И тогда понятно:1) в красоте находит выражение вечно желанная ситуация гармонии и свободы. И человеку всегда будет мало красоты. 2)с другой стороны, красоты никогда не бывает много, и обретение ее трудно, прав Платон. Человек – динамично развивающееся существо и никогда не бывает достаточно красоты. Сам человек разрушает миг гармонии, ибо он двигается всегда, устремлен к новой гармонии, и это через дисгармонию.

Красота трудна и человек должен много работать, чтобы миг красоты получить.

Конкретное выражение сущности красоты: основа – это объект, но открывающийся субъективности человека, и его свойства необходимы с точки зрения того, что нужно человеку.

Первый класс предпосылок – красота – нечто воспринимаемое, психологическая и информационная соразмерность объекта и субъекта. У человека есть определенные психические силы, с помощью которых он воспринимает форму, смысл. И как бы ни были они сформированы, то, что соответствует этим силам не рождает противоречия в восприятии красоты.

Речь идет об определенной размерности объекта. Прекрасны те объекты, которые органично воспринимаются глазом. Это же касается цвета, инфракрасное излучение – за пределами возможности нормального человеческого восприятия. Или, например, Ван-Гог передает через красный цвет виноградников в Арле трагизм мироощущения. Ощущение тяжести тоже не может восприниматься как прекрасное. Пирамиды в Египте. Но Парфенон снимает ощущение тяжести, и мы чувствуем себя свободными людьми, греки были свободными людьми – Буров о Парфеноне. И, последнее, в информационном, содержательном плане то же – красота - содержательная открытость вещи. Абракадабра не может быть красива.

Не всякие соразмерные человеку вещи прекрасны. Следующий класс предпосылок – форма. Нет абсолютной формулы формы. Простая формула – совершенство форм – условие красоты. И это совершенство базируется на практическом опыте людей. Совершенство форм – практическая оптимальность этих форм. Эта оптимальность формы, хотя и связана с формой, но имеет природное существование.

Не всегда совершенство формы для человека совпадает с формальной правильностью: треугольник привлекательнее квадрата, хотя квадрат более совершенная форма. Это потому, что человеку нужно разнообразие. Любимое отношение человека – пропорция золотого сечения: соотношение вертикали и горизонтали. Пропорция золотого сечения – такое деление отрезка, при котором большая часть является среднепропорциональной к меньшей; весь отрезок относится к большей как большая к меньшей. Матем. выражение – ряды Фиббоначи. Интересно, что в музыке система консонансов соответствует этой матем. пропорции. Значение формальных оснований столь велико, что человечество выделяет т.н. формальную красоту; эстетическая самоценность форм. И это выражается в существовании формальных категорий, слов, выражающих формальную красоту.

Прекрасное и красивое, красивое и значит эстетически совершенная форма, прекрасное предполагает и качество содержания. И здесь особые категории: изящное – совершенство конструкции, выражающее ее легкость, стройность, «худое». Грациозное – совершенство движения, особая оптимальность движения, особая гармоничность, плавность, соразмерность. Это относится к движению человека и животного, а не робота. Некая жизненная подоплека. Прелестное – совершенство самой вещественной фактуры, материала, из которого «сделан» объект. Чувственное восприятие красоты: белоснежность кожи, румянец девушки, пышность и густота прически. «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее» - Пушкин, царица о себе.

Эстетическое сознание – культивирование формального отношения к красоте.

Но в реальных отношениях совершенства формы недостаточно. В биологическом отношении самая совершенная форма – крыса. Поэтому важен третий класс предпосылок, который связан с содержанием, когда речь идет о вещах, то это их функции. Прекрасное в природе – жизненное значение, самый красивый пейзаж – пейзаж родной, Родины.

Прекрасное в человеке – здесь содержание прекрасного – социально-значимые качества человека: деятельностные, психологические. Калокагатия у греков – прекрасно-доброе. Речь идет т. обр. о человечности содержания, которое и является содержательным основанием красоты. Здесь удивительные вещи: внешне несовершенная форма трансформируется в восприятии, содержание меняет восприятие формы. Внешне неброские формы становятся прекрасными. Прекрасное выше красивого. Красота Квазимодо в отличии от Феба. Для романтика Гюго красота Квазимодо выше. Человеческое – главная основа красоты. У Достоевского – Настасья Филлиповна – магическая внешность сочетается с раздвоенным характером. У Толстого – красота Марьи Волконской (глаза) и Элен Безуховой. Нравственные качества как основание красоты: отзывчивость, чуткость, доброта, теплота души. Самое прекрасное – это доброе, со злобным, враждебным началом человек жить не может. Когда все это есть вместе, есть прекрасное, и человек говорит, остановись мгновенье, ты прекрасно.

Возвышенное – часто отождествляется с красотой в ее большой концентрации. Есть сферы, где явление возвышенно, но не прекрасно. Есть и представление, что возвышенное связано с большими размерами. Не всегда возвышенное проявляется в количестве: у Родена Вечная весна – возвышенное, а факты из книги рекордов Гиннеса – не возвышенное. Итак, возвышенное – вопрос качества. Мир человека задан радиусом его собственной деятельности. Все, что внутри круга, освоено человеком, но человек постоянно преодолевает границы, которые себе полагает, и он не только замкнут, но и разомкнут в мире. Он попадает в зону за пределами обычных формальных возможностей человека, зону, которую он не знает как замерить. От этой зоны у человека захватывает дух. Суть возвышенного – те стороны действительности, которые несоизмеримы с нормальными человеческими возможностями и потребностями, которые воспринимаются как что-то безмерное и бесконечное. В субъективном плане эту бесконечность можно сформулировать как неохватность.

Цветаева – безмерное в мире меры. Возвышенное безмерно, несоизмеримо, много превосходит простые человеческие возможности. И у человека начинает биться сердце. В возвышенном важно не только чувственное прикосновение, как в прекрасном, но и воображение, ибо возвышенное безмерно. Море, океан, то, что человек не может исчерпать – пример такой силы, которую человек не может соотнести со своей силой. Сила, которая бросает вызов обычному человеку. Горы – что-то над нами, это возвышенное не только в пространстве, но и во времени. Мы малы, конечны, кусок скалы бесконечен и от этого захватывает дух. Восприятие океана Лотреамоном «Песни…». Горизонт, звездное небо. Бездна всегда возвышенна, ибо рождает образ актуально возвышенного в нашем сознании. Пастернак о море.

Размерность истории превосходит индивидуальность человеческой жизни, воспринимается как возвышенное. Юон «Новая планета» - картина, написанная в дни революции, чувственный аналог возвышенного. Тютчев:"Блажен, кто посетил сей мир….».Душа поднимается, когда понимаешь значение этих событий. Но второе – нравственный закон делает человека возвышенным, поднимает его. Героическое – поступок ради человечества. Вертикальность как основа восприятия возвышенного. Внизу низменное (Гитлер), возвышенное – вверху. Человеческое восприятие мира вертикально (ценностно), чем ближе ценность к идеалу, тем она выше.

2 слова важны здесь: вершинность(вершинные проявления природного и общественного бытия), замеченная чувственно (воплощение вертикали – религиозные сооружения); абсолютная ценность – люди создают для себя определенные абсолюты, которые выходят за пределы, это предельная ценность, для существования которой нет человеческих предпосылок. Абсолюты не выводимы из повседневной жизни. Абсолюты заданы над нами, Они выступают предельными целями и предельными критериями человека.

В прекрасном человек меряет собой окружающий мир, а в возвышенном человек меряет себя абсолютами окружающего мира. Абсолют антипод всего относительного, он безотносителен. Возвышенное – абсолютное в относительном мире. Есть такие абсолюты и внутри человеческого существования, и здесь прекрасное и возвышенное совпадают, это, например, истина. Нет предела истине и стремлению к истине, свобода – тоже. Любовь также беспредельна, требует полноты самоотдачи, полноты проживания. Но старосветские помещики – прекрасное, а у Родена – возвышенное. Или добро, нравственные ценности. И все-таки есть явления далекие от этически абсолютного. Пушкин – чума – человек бросает вызов, разрушает бесконечность чумы, человек противопоставляет бесконечную духовную силу. «Итак, хвала тебе, чума, нас не страшит могилы тьма». В возвышенном внутренний рост человека. В прекрасном – радостное соглашение с миром. В возвышенном мы чувствуем внутреннюю бесконечность, бессмертие. Причастность к бессметному дарит возвышенное. И свобода.

Прекрасное – однородность, непротиворечивость, переживаемая эмоционально. Возвышенное – психологическое противоречие, которое нужно разрешить духовным усилием. Огромные силы и новые горизонты, которые открываются человеком. Паралич воли, если побеждает страх.

В эстетическом сознании во внутреннем борении побеждает позитивное начало, мы взлетаем вверх, мы парим над землей, и начинаем испытывать высокую взволнованность души, в которой мы ощущаем свою бессмертность. Человек прорывается в бесконечность. Вершина восприятия возвышенного – приобщение к небесам и чувство совпадения с бесконечным.

Прекрасное и возвышенное дополняют друг друга. Человеку нужны два мира – домашний и утверждающий, возвышающий его.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №8. Эстетическое сознание. (Продолжение) | Лекция I. Трагическое
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.