Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система искусства: художественное творчество – художественное произведение – художественное восприятие

Художник – духовно-ценностная информация; идеальная форма – реальность; артефакт – текст (сообщение), эстетическая организация.

Подходим к главному, интимному в специфике искусства: серединная форма между содержанием и артефактом – идеальная форма (Гегель – внутренняя форма).

С помощью текстов искусство моделирует некую особую реальность, некую особую феноменологическую данность. Критерий феноменологического и критерий особого воздействия. Искусство моделирует систему, поток, связность определенной видимости сознания. Искусство моделирует некую виртуальную систему, которая, с одной стороны, несет духовно-ценностную информацию, но, главное, как это является человеку, как это феноменально дано нам и как это обнаруживается в художественной деятельности.

Особая, самоценная реальность, которая существует как особая данность: нечто изначально существующее. Эта реальность столь же условна, сколь и безусловна - онтологична. Возникает реальность, которую мы воспринимаем как данность, которая не только внеположена нам, но властно нас захватывает, превращает нас в часть самой себя. Чем сильнее мы втягиваемся, тем определенней говорим, что это художественное. Есть и «высоколобая» художественная реальность, но и там это есть, и в философских романах тоже, например. «Так говорил Заратустра» это и художественное произведение. Здесь есть столь же волнующая, многозначная реальность. Она захватывает вопреки всему. Человек начинает чувствовать, что живет особой жизнью. Это касается любого произведения искусства. Приводит пример с фонтанами у центра Помпиду: человек вовлекается в это, начинает жить жизнью этой странной системы.

В искусстве все может стать самодвижущимся, и это самодвижение эманирует определенный смысловой опыт. Закс: я вовлекся в это самодвижение фонтанов и начал соучаствовать в нем.

Почему реальность существует, в чем суть искусства?

Нет времени подробно рассматривать историю этого вопроса; в истории эстетики по 2 параметрам можно проследить этот взгляд на сущность искусства.

Любая эстетическая система: связанность искусства с определенным предельным субстанциальным началом, силой, порождающей искусство, наполняющей деятельной энергией и приводящей к определенному результату. Варианты начала: Бог – абсолютное духовное начало, искусство как божественное дело и божественная цель. Есть варианты в истории эстетики: Гегель, Бердяев, романтики. Этот взгляд не отрицает роли человека, но это люди, зависящие от этого высшего начала. Образ художника, одержимого божественным экстазом: когда художник творит, он не властен сам над собой. Классический образ искусства – образ деятельного человека, вдохновляемого и направляемого божественной силой. Антипод в модернистском искусстве – образ дьявола. У Манна Адриан Леверкюн обретает силу дьявола, и это онтологически из той же самой сферы.

Не меньшее значение имеет концепция природы – Пуссен и Сезанн противоположны, но главное – след природы. Классическая концепция мимезиса, подражания природе. Искусство есть природа в другой форме. Кант приписывает искусству быть как бы природой. В ХХ веке это получило выражение в мифопоэтической концепции бытия Хайдеггера. О природе он не говорит, но о бытии. «Бытие и время» в определенном смысле книга поэтическая. И искусство – самопроявление бытия, возвращение бытия к себе через медиума, художника.

Искусство как социальное явление, социум определяет сущность искусства – эта концепция возникает в Х1Х веке в позитивизме (Конт, Милль, Спенсер). Искусство – часть социального организма. Искусство – социальная сила, сила коллективного организма, надиндивидуальное начало для достижения социальных же целей. Лукач, например. То же – марксизм и постмарксизм (в том числе франкфуртская школа и Адорно). Искусство как деятельность вырастает из определенных социальных потребностей, выражает логику определенной социальной системы: спады и развитие искусства обусловлены социальными спадами и развитием).

И последняя, антропологическая концепция искусства: человек, человеческая природа – источник, сила, толкающая искусство и то, для чего это делается. 2 класса учений: 1) человек – существо биовитальное – Ницше, философия жизни. Воля к жизни, воля к власти – искусство спонтанное выражение этих начал, главное – дионисийство. Фрейд – искусство – выражение бессознательной психической энергии. Искусство – сублимация. Американская философия прагматизма – искусство – один из механизмов, адаптирующих человека к действительности. Это функционально-биологическое понимание искусства. 2) человек – существо духовное – все многообразие искусства находит основу в духовной сущности человека – Шиллер, Кант; в американской философии – Дж.Сантаяна, экзистенциализм – Бердяев, Сартр и весь французский экзистенциализм.

Лекция 5- 2 семестр, продолжение рассмотрения сущности искусства.

Что делает само искусство? Чем оно реально занимается? Каково содержание художественной деятельности?

Таким образом, вопрос, что такое искусство превращается в вопрос, что делает искусство?

Многообразие позиций связано с многомерностью искусства. Каковы эти подходы?

Основные позиции:

1. Искусство как мимезис, подражание. Искусство как познание действительности. Затем, т.е., трактовка сущности искусства как гносеологического феномена. Постижение мира как задача искусства и постижение экзистенциальное, прежде всего, на чем мир базируется. Познавательная доминанта искусства столь важна, что Леонардо называет живопись наукой. Леонардо так и говорит: наука живописи. Затем в марксистской эстетике доминирует подход к искусству как познанию, отражению действительности.

Вопрос: почему, наряду с различными формами другого познания (философского, научного), существует форма художественного познания?

Для Гегеля: искусство, как религия и философия постигают одно и то же. И дело в развитии субъекта. Белинский: наука и искусство занимается одним и тем же, только в различных формах.

Смена взгляда на то, чем искусство занимается, обусловлена не исчерпанностью этого подхода, но изменением задач искусства в культуре. В разные эпохи деятельностный клубок искусства поворачивается разными сторонами. Отсюда и другие варианты трактовки его сущности.

  1. Искусство как эстетическое освоение мира, раскрытие эстетических ценностей, эстетическое преобразование мира, путь к эстетическому идеалу, его утверждение. Этот взгляд связан и с миметической концепцией искусства. Для классицизма характерно акцентирование эстетической стороны природы; см. пейзажи Лоррена, Пуссена. Романтическая эстетика: искусство – воссоздание совершенной реальности, искусство приближает к вершинам духа. В художественной практике ХХ века тоже заключалось романтическое толкование искусства. Якобсон – искусство – эстетическое формотворчество, создание эстетических кодов. Отличие искусства только в одном – это эстетический способ передачи информации. Искусство – особая разновидность человеческой речи, в которой люди выражаются не естественным образом, а с помощью определенных приемов, метафор. К ХХ веку этот чисто эстетический взгляд на искусство (у Канта это в рафинированной форме, искусство как объект чисто незаинтересованного отношение к себе) уже далеко не доминирует. В ХХ веке эстетика не смотрит на искусство как на чисто эстетический феномен. Современная эстетика: искусство – более сложная по своему содержательному заданию деятельность. Воздействие искусства уже выходит на первый план. Искусство формирует сознание человека, приобщает его к идеальному порядку вещей. Отсюда – обязательное требование победы добра над злом, отказ от безобразного. Классицизм – искусство - воспитание идеалов. Рядом противоположный взгляд: барокко – искусство – способ получения удовольствия, наслаждения. Отсюда обращение к фантазийным сторонам искусства: поучать, развлекая.
  2. С древних времен на искусство смотрели как на форму творческой деятельности. Искусство как созидание, создание новых духовных предметов и новых духовных миров. Бердяев: искусство – творчество – движение к высшим субстанциям действительности. Новейшее искусство как созидание новых форм, формотворчество. Роже Гароди противопоставлял искусство как мимезис и как созидание. Связь искусства с мифологией: искусство сознательно творит мифы, противопоставляя их реальности. «Реализм без берегов» Р. Гароди. Представление о том, что новая реальность создается искусством, связано с художественной практикой ХХ века. Это связано с тем, что культура не сразу смогла понять, что же содержательного заключено в этом акте творчества. Деятельная, созидательная сторона очевидна, а зачем это нужно, не очевидно. Художник создает новую предметность, новую вещь. В ХХ веке реальностью стал дизайн, промышленное искусство. И это не перечеркивает тех проблем искусства, о которых говорил Кафка, Гароди и т.д.
  3. Искусство как игра, некая условная деятельность по некоторым правилам, где удовольствие мы получаем от игры. Эстетика барокко, в том числе. Теория Э.Гросса – происхождение искусства от игры, Хейзинга – игровая природа поэзии.

Можно ли сказать, что это универсальный признак искусства? Да. Искусство всегда играет с миром, с которым работает. Для ХХ века эта теория очень привлекательна. Крен культуры от чистого содержания к технологии, к способу бытования но, будучи универсальной, игра не может быть универсальным объяснительным принципом искусства.

  1. Искусство как самовыражение. В авангарде особенно, искусство – способ самораскрытия, самоутверждения субъекта. Искусство там, где есть свободное самовыражение субъекта, эстетическое и иное. Но многое в искусстве не объяснимо, исходя из этой посылки. И люди выражают себя в других сферах, любви, например.
  2. Теория искусства как коммуникативной деятельности, как способа связи между людьми. Отсюда, понимание искусства как особого языка. Белый, символисты, 2-ая половина ХХ века – искусство как знаковая система. Моделирование мира и передача информации в любой знаковой системе. Якобсон – анализ «Кошек» Бодлера, Леви-Стросс «Мифологики» - методика структурирования искусства как знаковой системы на определенном языке. Лотман – работы по анализу языка искусства. Искусство – способ моделирования и передачи информации о мире. Особый поворот в теории Бахтина и др. – понимание искусства как общения, определенного взаимодействия, которое совершается в пространстве художественной деятельности, художественного продукта.
  3. Искусство как компенсаторная деятельность, искусство как сублимация либидо в творческой форме – фрейдистский вариант. Этот подход особенно развивается в ХХ веке.
  4. Искусство как способ психологической обработки человека. Психология активно развивается в ХХ веке, и на этой почве множество психологических теорий искусства. Выготский – соединение сущности искусства с психологическим воздействием. Искусство как катарсис, разрядка. Появляются психотерапевтические теории искусства, и искусство как социальная техника чувств. Искусство – механизм культуры, который предлагает людям различные способы эмоционального отношения к миру. Затем – серия психологических теорий искусства уже в послевоенное время. Леонтьев – сознание объективируется в 2-х основных формах: форма значений – объективированные, надличностные структуры сознания, и 2 компонента – личностные смыслы – субъективное отношение к миру – отношение, живущее через личностные смыслы. Раппопорт – 2 форма реализации – наука – обобщение опыта фактов, значений. Для искусства факты – второе, объект, искусство – способ добывания личностной компоненты сознания, культивируемой в опыте отношений. Культивирование опыта отношений и передача его другим людям.

Марков – искусство – выработка и передача личностных смыслов. Искусство существует ради приращения личностных смыслов.

Как относиться к этому? Этот подход правомерен, но недостаточен. Эти подходы остаются частными. Эти подходы не несут в себе необходимой объяснительной силы. Их недостатки: во-первых, эти подходы опускают какие-то стороны искусства, тогда как феномен искусства – целое, не сводимое к конкретным сторонам. Во-вторых, гуманитарная наука пришла к высокой степени интеграции, что связано с культурологическим видением знания. Сведение искусства к одному из вариантов неправильно потому, что культура создала множество видов, деятельностей, форм и познанием занимается, например, и множество других явлений культуры. Если мы включаем искусство в ряд аналогичных явлений, тогда зачем искусство? Лотман: культура – полиглот, и это нужно для надежности. То же в отношении игры: существует множество форм игровой деятельности человека, но почему существует именно этот тип игры, языка, познания?

В любом случае ясно: включение искусства в ряд культуры что-то говорит нам об искусстве, но не дает возможность понять нам его уникальность. Зачем искусство и что такое искусство? Вопросы остаются без ответа.

Именно поэтому эстетика второй половины ХХ века добавила две новых вещи в понимание искусства:1)стремление к интегративному, объединяющему, целостному взгляду на искусство, художественную деятельность и содержание, которое создается искусством. Попытка уйти к некоему целостному взгляду. Движение к теории, соединяющей эти части воедино, дающей синтетический образ искусства. Это – экзистенциальная эстетика. Г.Башляр – его эстетика соединяет в разных моделях искусства целостность. Бахтин – искусство как синтетическая форма мира, но Бахтин все это делает под эгидой эстетического начала. Герменевтическая эстетика, эстетика, связанная с феноменологией – Хайдеггер – попытка удержать полноту принципов искусства, поэтический взгляд на искусство. В наст. время – М.С.Каган, его взгляд на художественную, синтетическую деятельность. Анализ основных компонентов человеческой деятельности и их синтез в искусстве. На основе системного анализа человеческой деятельности модель в искусстве. 4 типа человеческой деятельности: 3 носят субъект-объектный характер: трудовая деятельность – субъект преобразует объект. Раппопорт: материальное и идеальное (духовно-практическое преобразование). 2 тип деятельности: субъект получает объективную информацию об объекте – познавательная деятельность. 3 тип – субъект получает информацию о значимости объекта для субъекта, ценностно-ориентационная деятельность. 4 тип – субъект-субъектная деятельность, направленная на другого субъекта и в той мере, в какой субъект сохраняет себя сам. Каган создал конверт.

  проективная деятельность
 
 

 

  общение
ИИисиску   познавательная деятельность     ценностно-ориентационная деятельность  

 

В центре его находится художественная деятельность, искусство. Этот тип деятельности рождается как синтез равноправных деятельностей. Равноправное слияние моментов в нерасчленимую деятельность. Искусство – уникальная часть человеческой культуры, которая синтетически-целостно удваивает весь человеческий опыт.

Картинка красивая, но, по-моему, не бесспорная: трудно признать синтетическое равноправие всех четырех компонентов. Нижний ряд – преимущественный. Искусство – особая информация и вокруг нее строится взаимодействие. Но положительный смысл этой концепции важнее минусов – стремление целостного взгляда на искусство.

Этот синтетический взгляд связан с появлением другого новшества ХХ века – структурно-системного подхода. Функциональная сторона искусства. Функционализм не сводится к описанию того, что делается. Система – органическое единство определенных элементов, которое больше, чем эти элементы, не сводится к ним. Любой элемент в системе приобретает характер подсистемы. Искусство – подсистема единого социокультурного мира. Вопрос: почему системе присуща подсистема, как это можно объяснить?

У Бахтина еще в работах 20-х гг. сформулирован системный подход в понимании искусства. Откуда специфика искусства, как ее объяснить? Это возможно, только поняв место искусства в целостной системе культуры, и без соотнесения с этим целым культуры специфика искусства объясняется произволом или капризом.

Чем объясняется сущность и специфика той или иной подсистемы? Системный подход объясняет это той особой ролью, функцией, задачей, которую эта подсистема решает по отношению к целому. Я называю это генеральной функцией искусства. В науке генеральная функция – добывание знания, в религии – приобщение человека и гармонизация его с высшим началом, мораль – регуляция человеческого поведения в поле игры различных человеческих интересов, регулятивная функция морали.

В искусстве этот ответ не может быть получен однозначно. Зачем деятельность, которая создает и передает художественную информацию? Сверхзадача искусства – в этой сфере. Надо выводить художественность из генеральной функции, сверхзадачи, вывести ее из конкретного, специфического отношения к миру и деятельности – невозможно. Из этого современного функционального подхода вытекает необходимость искусства. В чем закономерность и неизбежность существования искусства в том виде, как мы его знаем? Здесь возможен исторический подход, анализ ситуации происхождения искусства – Еремеев. Закс – это недостаточно, искусство, возникая в первобытности, проходит через все этапы исторического развития. Дело не в первобытности: существует некая фундаментальная причинная зависимость, которая воспроизводится, передается из поколения в поколение. Искусство уходит своими корнями в некоторые принципиальные, неустранимые, неодолимые особенности человеческого существования. Гегель так не считал, и искусство для него было преходяще. Но искусство живет, и далее мы рассмотрим необходимость искусства.

 

Лекция 6.

Продолжаем подходы к искусству: проблема – Зачем искусство? Необходимо выяснить причины и основания уникального предназначения этого явления. Решение искусством генеральной задачи по удовлетворению потребности.

Рассмотрим социокультурную необходимость искусства. Искусство – явление социокультурного мира, это та часть общества, которая принадлежит явлению, обозначенному как культура. Особая форма содержательности и бытования этой содержательности – все это социокультурная необходимость. Само понимание искусства ориентирует нас на понимание специфической необходимости, хотя есть наложения и с другими формами культуры, но это не может объяснить его специфики. Эта реальность должна быть достаточно универсальна по характеру. Речь идет об обстоятельствах и отношениях, которые не являются жестко конкретно-историческими. Если бы это было так, искусство не получило бы всемирно-исторические основания.

Истоки искусства – принципиальные особенности человеческого отношения к миру. Это связано с пониманием искусства, как оно сложилось на протяжении тысячелетней истории.

Особенности человеческого отношения к миру: прежде всего, исходный, базовый уровень =- практическое отношение к миру, практика, преобразование мира совместно с другими людьми. Материалистический взгляд – человек, прежде всего, материальное существо. Основа человеческой жизни материальна, исторический материализм и современная мировая философия исходят из тех же посылок, хотя не всегда об этом говорят. Но человек – существо не просто практическое, он наделен механизмом сознания – механизмом программирования и саморегуляции человеческой деятельности. Сознание – реальность идеального, мир идеального, способ получения информации, который присущ только людям.

Формирование практического отношения к миру связано с уровнем практического сознания. Двойной смысл: 1)онтологически – такое сознание, которое существует только вместе с практическим отношением к миру, только на базе практики. Субъект практики и практического сознания совпадают. 2)в функциональном плане- это сознание от начала до конца имеет задачи универсального обеспечения практического процесса Это сознание. которое обусловливает практику. Его цели: получение информации, необходимой для практики, постоянные цели для ориентировки в практике, выработка программы практики, субъективное стимулирование практики – своеобразная машина желаний, обеспечивающих субъективность человека. Из этой функциональной роли вытекают важнейшие онтологические и психологические особенности. Это сознание бытийно и содержательно привязано к пространственной сфере практической активности человека. Это сознание ограничено тем, что задействовано в практике – осознание практического, тела человека, его потребностей, его психических особенностей. Человек живет в реальности, очерченной радиусом практики.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специфика произведения искусства | Структура 4 Налоговые органы. Их права и ответственность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.