КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности нарушений письменной речи
Процесс овладения чтением детьми с интеллектуальной недостаточностью протекает замедленно и характеризуется качественным своеобразием (М.Ф.Гнездилов, В.Г.Петрова, Р.И.Лалаева). Большую трудность представляет для умственно отсталых школьников поэтапное овладение процессом чтения: усвоение букв, слияния звуков в слоги, слогов в слова, чтение слов, предложений и текста. Нередко у детей с нарушением интеллекта имеются нарушения моторной сферы, недостатки координации движения мелких мышц, недоразвитие мелких мышц пальцев, неустойчивость кисти руки, что затрудняет процесс письма. Многие школьники пишут с большим напряжением, причем в движение приходят не только пальцы рук, но и плечо, голова, язык. Это приводит к быстрому утомлению. По данным Р.И.Лалаевой, у 65-70% умственно отсталых первоклассников обнаруживается дислексия. Для нарушений чтения этих детей типичны следующие проявления: - неусвоение букв; - побуквенное чтение; - искажение звуковой и слоговой структуры слова; - нарушения понимания прочитанного; - аграмматизмы в процессе чтения. У детей выявляется обычно сочетание различных форм дислексии. Симптоматика нарушений процесса письма характеризуется большим количеством ошибок на письме и сложностью их механизмов (В.В.Воронкова, Е.М.Гопиченко, Е.Ф.Соботович, Р.И.Лалаева). Дисграфия сопровождается у таких детей распространенными орфографическими ошибками, проявляется в комплексе, в сочетании различных форм. Нарушение аналитико-синтетической деятельности проявляется у умственно отсталых детей в анализе морфологической структуры слова и предложения, звуковой структуре слов. Нечеткость представлений о звуко-слоговой структуре слова приводит к большому количеству пропусков, перестановок, замен букв. Смутные представления о морфологической структуре слова на письме обуславливают множество аграмматизмов, искажений префиксов, суффиксов, окончаний, особенно в самостоятельном письме. Нарушение анализа структуры предложения обнаруживается в пропуске слов, их слитном написании, раздельном написании слова. По мере перехода из класса в класс их письменная речь постепенно совершенствуется. Исходя из всего вышесказанного, встает вопрос о коррекции недостатков развития речи умственно отсталых детей. Об этом мы поговорим в следующей главе.
У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается: - позднее развитие речи, следовательно, времени для речевой практики недостаточно; - снижена речевая мотивация, следовательно, мало интересуются предметами и явлениями окружающей действительности; - бедность словарного запаса; - нарушения связной устной речи; - недоразвиты все стороны речи (фонетическая, лексическая, грамматическая), следовательно, нарушена связная речь.
Отмечается значительное отставание речевого развития умственно отсталых детей по сравнению с нормой. У умственно отсталого ребенка первые слова появляются лишь в 2 - 3 года, короткие и аграмматичные фразы - к 5 - 6 годам. К концу четырех лет наиболее выражена задержка экспрессивной (активной, самостоятельной - на 27 - 29 месяцев) и импрессивной (восприятия и понимания - на 24 - 28 месяцев) речи. Только к 4 - 5 годам у умственно отсталых детей появляется побудительная функция слова как сигнала к действию.
Отмечается несовершенство фонетического, лексического и грамматического строя речи умственно отсталых школьников. Словарный запас умственно отсталых детей весьма ограничен и крайне беден, особенно плохо формируется активный словарь. Даже в освоенном детьми лексиконе значения многих употребляемых слов не ясны. Переход к освоению понятия совершается очень долго и с большим трудом.
В речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается большое количество аграмматизмов. Большинство детей вообще не употребляют сложные предложения или употребляют их очень редко, отмечаются ошибки в построении предложений. Пассивный словарь ребенка преобладает над активным. При согласовании слов в предложениях наблюдаются ошибки.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |