КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности административного процесса. Правовой статус субъектов административного процесса
Правовой статус субъектов административного процесса
В законодательстве имеются административно-процессуальные нормы, определяющие субъектов процесса, их права и обязанности, принципы рассмотрения дел и меры ответственности, налагаемые за нарушения административно-процессуальных норм. Каждая из сторон административного процесса защищает свой законный, по ее мнению, интерес, свое право, оспариваемое или нарушенное другой стороной. При этом каждая сторона обладает своими процессуальными правами и обязанностями. Однако характер и содержание прав и обязанностей, а также их объем различны, как и правовое положение участников процесса. Все это зависит от материальной нормы, применяемой в конкретном случае, и особенностей конкретного административного процесса. Одной из сторон административно-процессуального отношения всегда является орган или должностное лицо, осуществляющие государственно-властную деятельность, например, орган исполнительной власти (налоговая инспекция), а в отдельных случаях — суд (судья). Они вправе издавать властные акты, составлять правовые документы, протоколы, принимать постановления, отменять или изменять их, исполнять постановления и т.п. При этом они выступают в двух качествах: как сторона, разрешающая дело, и как сторона административного процесса. Если орган государственного управления не уполномочен разрешать дело (например, при обжаловании.его действий в вышестоящую инстанцию), он выступает как сторона административного процесса. Другой стороной административного процесса являются защищающие свое предполагаемое право граждане, организации (в т. ч. общественные объединения), их должностные лица, а также субъекты, участвующие в процессе в качестве третьих лиц (потерпевшие, свидетели, эксперты и др.).
Административный процесс в основном базируется на юрисдикционной основе и его целесообразнее рассматривать в сфере юрисдикционной деятельности. Однако административно-процедурный аспект процесса также присутствует в сфере регулирования отношений государственно-управленческой деятельности. Как правило, эти аспекты находятся не в противоречии, а скорее дополняют друг друга. Они имеют сходные черты: 1) в основном внесудебный характер; 2) индивидуальность решения дел; 3) регламентация, как правило, одним нормативным правовым актом. При этом исполнительный орган, должностное лицо может совершать действия как по разрешению административно-правового спора, так и правоохранительные, которые в полной мере не относятся к деятельности юрисдикционного характера. Например, при осуществлении контрольно-надзорных функций имеют место процессуальные действия, однако административно-правовой спор отсутствует. Административно-процедурная деятельность органов исполнительной власти проявляется в таких управленческих функциях, как регистрация, лицензирования, аккредитация, квотирование и др. Таким образом, административно-юрисдикционная деятельность предполагает наличие спора, в то время как административно-процедурная может проявляться и в реализации разрешительных, регистрационных, поощрительных, стимулирующих и иных функций. Поэтому эти аспекты комплексно проявляются в административном процессе по поводу конкретных административных отношений. Основные принципы административного процесса: законность, равенство сторон перед законом, объективность, гласность, открытость, ведение дел на национальном языке, право пользоваться услугами адвоката, экономичность процесса, ответственность должностных лиц за правильность разрешения дел, право обжалования решений.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |