Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль юридической службы в укреплении законности

Большой вклад в правовую работу в органах государственного управления вносят юридические службы. Руководителям всех уровней необходимо знать задачи, правильно направлять деятельность и умело строить с ними свои отношения. В противном случае деятельность последних деформируется, ограничивается второстепенными делами, а падающий престиж юри­дической службы отрицательным образом сказывается на уровне деятельности всех лиц, принимающих решения всех служб и подразделений, призванных их готовить и выполнять.

Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 22 марта 1999 г. № 386 утвердил Примерное положение о юридическом управлении (отделе), глав­ном юрисконсульте министерства, иного республиканского органа государственного управления, объединения (учреждения), подчиненного Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа.

Юридический отдел, юрисконсульт в соответствии с возложенными на него задачами:

1) подготавливает совместно с другими структурными подразделениями либо самостоятельно предложения по совершенствованию действующего законодательства по направлениям деятельности государственного органа, участвует в разработке проектов нормативных правовых и иных правовых актов;

2) подготавливает самостоятельно либо совместно с другими структурными подразделениями предложения об отмене, изменении или дополнении нормативных правовых актов государственного органа в целях обеспечения их внутренней согласованности и приведения в соответствие с законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами, участником которых является Республика Беларусь;

3) по поручениям руководства рассматривает (рецензирует), в т. ч. с привлечением заинтересованных структурных подразделений, поступающие в государственный орган на согласование проекты нормативных правовых и иных правовых актов или участвует в их рассмотрении;

4) обобщает и анализирует правоприменительную практику государственного органа, вносит предложения по ее совершенствованию;

5) участвует в разработке перспективных и текущих планов нормотворческой деятельности государственного органа, в реализации этих планов и контроле за их выполнением;

6) проверяет на соответствие действующему законодательству представляемые на подпись руководству государственного органа проекты нормативных правовых и иных правовых актов.

Юридическая служба:

1) вносит предложения по подготовке, а в необ­ходимых случаях участвует в осуществлении мер, на­правленных: на устранение причин и условий, способствующих нарушению законности в деятельности государственного органа;

2) совместно с другими структурными подразделениями рассматривает жалобы, заявления и иные обращения, в которых указывается на нарушение законности в деятельности государственного органа и подведомственных ему (нижестоящих) органов, предприятий, учреждений и организаций, принимает участие в рассмотрении материалов по итогам проверок, ревизий, инвентаризаций, дает правовые заключения по этим фактам выявленных нарушений;

3) осуществляет организационно-методическое обеспечение нормотворческой деятельности государственного органа;

4) по поручению руководства совместно с други­ми структурными подразделениями анализирует пуб­ликации (выступления) в средствах массовой информации, касающиеся правовых вопросов деятельности государственного органа, и вносит соответствующие предложения руководству государственного органа.

Необходимо отметить, что юридическая служба разрабатывает рекомендации, а также проекты нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности правовой работы в государственном органе, принимает участие в разработке пред­ложений по совершенствованию системы управления в государственном органе, по определению прав и обязанностей структурных подразделений и должностных лиц государственного органа, участвует в проведении мероприятий по повышению правовых зна­ний работников государственного органа и подведомственных ему (нижестоящих) органов, предприятий, подготавливает по поручению руководителя государственного органа необходимые справочные материа­лы по действующему законодательству;

5) совместно с другими структурными подразделениями участвует в работе по подготовке и заключению государственным органом договоров, визирует такие договоры, вносит предложения по обеспечению их надлежащего исполнения;

6) защищает имущественные и иные интересы государственного органа при рассмотрении споров по искам, предъявляемым государственным органом или к государственному органу, участвует в подготовке необходимых в связи с этим документов; в установ­ленном порядке представляет интересы государственного органа в иных государственных органах при рассмотрении правовых вопросов.

Юридический отдел, юрисконсульт государственного органа имеет право:

1) получать в первоочередном порядке для ознакомления, использования в работе и систематизированного учета нормативные правовые акты, поступающие в государственный орган;

2) запрашивать и получать от должностных лиц государственного органа документы правового характера и другие сведения, необходимые для выполнения возложенных на юридический отдел, юрискон­сульта функций;

3) проверять соблюдение законодательства в подведомственных (нижестоящих) органах, предприятиях, учреждениях и организациях, а также в иных предприятиях, учреждениях и организациях по вопросам, входящим в компетенцию государственного органа.

Юридическая служба оказывает работникам государственного органа по их просьбе помощь в поиске необходимых нормативных правовых и иных право­вых актов по направлениям деятельности государственного органа, при необходимости разъясняя положения этих актов, осуществляет в соответствии с предъявляемыми требованиями систематизированный учет поступающих в государственный орган актов за­конодательства а также нормативных правовых актов, изданных самим государственным органом, поддерживает их в контрольном состоянии.

Кроме того, юридическая служба в установленном порядке:

обеспечивает направление в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь право­вых актов государственного органа (за исключением правовых актов индивидуального применения) для включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

осуществляет сбор, хранение и обработку иных материалов по правовым вопросам, связанным с дея­тельностью государственного органа;

принимает меры к пополнению нормативного фонда государственного органа; комплектует библиотеки юридической литературы кодексами, справочниками, сборниками, комментариями, а также бюллетенями и другими документами.

Юридический отдел, юрисконсульт находится в непосредственно подчинении руководителя соответствующего государственного органа либо одного из его заместителей. Юридический отдел государствен­ного органа возглавляется начальником.

Важно подчеркнуть, что проекты нормативных и иных правовых актов до представления руководству государственного органа на подпись должны быть завизированы начальником юридического отдела, юрисконсультом.

В случае несоответствия законодательству проектов нормативных и иных правовых актов, представ­ляемых на подпись руководству государственного ор­гана, начальник юридического отдела, юрисконсульт визирует проект с замечаниями, которые прилагаются к проекту.

При обнаружении нарушения законности в дея­тельности государственного органа и его должностных лиц начальник юридического отдела, юрисконсульт обязан незамедлительно доложить об этом руководству государственного органа, предложив меры по устранению таких нарушений.

Руководителю государственного органа необходимо:

1) хорошо знать функции юридической службы и не допускать ущемления ее полномочий или невыполнения отдельных функций;

2) способствовать ведущей роли юридической службы в формировании и реализации правового обеспечения отрасли, комплекса, объединения, предприятия;

3) учитывать возможности комплексного использования правовых средств для повышения эффективности производства, труда и управления;

4) пользоваться юридическими консультациями по всем проектам нормативных актов, документов и важнейших указаний;

5) содействовать повышению авторитета юридической службы в системе управления, в трудовом коллективе, точно оценивать результаты ее деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственного управления. Судебный контроль за законностью осуществления | Стадии реализации нормативных правовых актов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.