КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия и единицы измерения шума и вибраций
Лекция № Тема: ШУМ И ВИБРАЦИИ. Шум - беспорядочные звуковые колебания разной физической природы, характеризующиеся случайным изменением параметров. Звук - механические колебания упругой среды. Характеристики звука: - частота - число колебаний в сек,/ Гц. - звуковое давление, р, Па, - колебательная скорость частиц среды, V м/с, - скорость звука. с, м/с, - мощность звука, N, Вт - интенсивность звука, /, Вт/м. Звуковые колебания среды возникают при нарушении её стационарного состояния под действием возмущающей силы. Частицы среды начинают колебаться относительно положения равновесия, образуется звуковая (акустическая) волна. Частота звука - количество колебаний в секунду. Слуховой орган человека воспринимает в виде слышимого звука колебания упругой среды, имеющие частоту от 20 до 20000 Гц. Во время звуковых колебаний в среде образуются области пониженного и повышенного давления, которые определяют звуковое давление. Звуковым давлением называется разность между мгновенным значением полного давления и средним давлением в невозмущённой среде. Ухо человека воспринимает звуковое давление в диапазоне 2* 10 -5-2* 102Па. Обычный разговор создаёт звуковое давление около 0.1 Па. При распространении звуковой волны в пространстве происходит перенос энергии. Характеристикой источника шума служит звуковая мощность, которая определяется общим количеством звуковой энергии, излучаемой источником шума в единицу времени. Количество переносимой энергии определяется интенсивностью звука. Средний поток энергии в какой-либо точке среды в единицу времени, отнесённый к единице площади поверхности, нормальной к направлению распространения звуковой волны, называется интенсивностью звука в данной точке. 1 = р2/ р*с (Вт/м2), где Р — звуковое давление, р - плотность среды, с - скорость звука. Диапазон восприятия человеком интенсивности звука 10 -12-102Вт/м2. Наименьшие звуковое давление и интенсивность звука, воспринимаемые ухом человека, определяют порог слышимости, наибольшие, вызывающие болевые ощущения, - болевой порог. Между порогом слышимости и болевым порогом лежит область слышимости. Диапазоны значений давления и интенсивности звука очень велики, поэтому для удобства шотландский физик А.Белл предложил использовать логарифмическую шкалу и ввёл новую величину, характеризующую уровень звукового давления и уровень интенсивности звука. Уровень интенсивности определяется как I - интенсивность звука в данной точке, 10- интенсивность звука на пороге слышимости. Аналогично вводится уровень звукового давления: L = 2*lg(P/P0), Р - звуковое давление в данной точке, Ро - звуковое давление на пороге слышимости. Ухо человека реагирует на величину, в 10 раз меньшую, чем Белл, поэтому широкое распространение получила величина дециБелл (ДБ). Уровнями интенсивности шума обычно оперируют при выполнении акустических расчётов, а уровнями звукового давления - при гигиенической оценке шума. Восприятие человеком звука определяется громкостью, которая зависит от сочетания частоты и звукового давления. Громкость - мера силы слухового ощущения, вызываемого звуком. Единица измерения громкости - фон. С помощью специальных санитарно - гигиенических исследований были построены кривые равной громкости, отражающее восприятие человеком шума. По этим кривым видно, что человек воспринимает как равно громкие звуки с частотой 5000Гц и интенсивностью 10 -9 Вт/м и с частотой 40 Гц и интенсивностью 10 -5 Вт/м2. Каждый источник шума может быть представлен частотным спектром шума, т.е графическим изображением зависимости уровней звукового давления от частоты шума. Диапазон частот, наиболее важный для слухового восприятия (45 - 10000 Гц) разбит на полосы определённой ширины (fi, f2). Полоса частот, у которой отношение верхней граничной частоты f2 к нижней fi называется октавой. Характеристикой каждой октавы является среднегеометрическая частота, вычисленная для её граничных частот. f=Vfi*f2. Классификации шума: 1. по характеру спектра: широкополосные (с непрерывным 2. по частотному составу: высокочастотные (1000 - 8000 Гц), 3. по временным характеристикам: постоянные ()
1. Следует различать скорость колебания частицы V относительно своего среднего положения равновесия и скорость распространения звуковой волны С. Скорость движения частиц (колебательная скорость) определяется формулой V = P/(p*c), где Р - звуковое давление, Па, р - плотность среды, с - скорость звука. Скорость звука c = A,*f, где X - длина звуковой волны, м (1 - 2 метра), f - частота колебаний, с" 1. Скорость звука зависит от упругих свойств, температуры и плотности среды. 2. Давление звука, воспринимаемое человеком, меняется по закону Р = Рт * Sin 27cft, где Рт - амплитуда колебаний звукового давления, f-частота, Гц, t — время, с. 3. Область "неслышимых" звуков: 4. Белл Александр Грейам - шотландский физик, один из 4. Если для диапазона частот f2/f = V2 = 1.26, то ширина частотной 5. Для гигиенических целей шумы исследуют в октавных, а для
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |