Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые аспекты аудиторской деятельности




Нормативное регулирование аудиторской деятельности вРоссийской Федерации строится по пятиуровневой системе.

К первому уровню относится Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ, принятый 7.08.2001 г., который призван регулировать аудиторскую деятельность в Российской Федерации. В нем содержатся понятие и основные принципы аудита, порядок осуществления ауди­торской деятельности, объекты и субъекты аудиторской проверки, порядок государственного регулирования, аттес­тации и стандартизации аудиторской деятельности, права, обязанности и ответственность аудиторов и их клиентов.

К документам второго уровня могут быть отнесены ука­зы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие отношения, возникающие при осуще­ствлении аудиторской деятельности.

В качестве документов третьего уровня можно рассмат­ривать правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, од­нозначно интерпретируемых всеми субъектами финансо­во-хозяйственной деятельности, включая арбитражный суд. Они в свою очередь подразделяются на три основные группы: общие правила (стандарты), правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, правила (стандарты) составления отчета.

Четвертый уровень — это нормативные акты мини­стерств и ведомств, устанавливающие правила организа­ции аудиторской деятельности и проведения аудита при­менительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам. Все нормативные документы этого уровня приняты в последнее десятилетие и по мере необходимости будут совершенствоваться.

Пятый уровень — внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями на базе практики аудита. Документы этого уровня лишь детализируют документы более высоких уровней, принимаются в их развитие и не должны им про­тиворечить. Содержание и форма таких документов совер­шенствуется по мере становления и расширения рынка аудиторских услуг и, следовательно, документов более вы­соких уровней.

Кроме этого регулирование аудиторской деятельности осуществля­ется также в соответствии с гражданским законодатель­ством Российской Федерации. Основными документами, определяющими правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федера­ции, являются:

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. и внесенные изменения.

2. Гражданский кодекс РФ (часть I, №51-ФЗ от 30.11.1994 г., в ред. Федерального закона № 138-ФЗ от 27.07.2006 г.; часть II, № 14-ФЗ от 26.01.1996 г., в ред. Федерального закона № 19-ФЗ от 02.02.2006 г.).

3. Уголовный кодекс РФ (№ 63-ФЗ от 13.06.1996 г., в ред. Федерального закона № 153-ФЗ от 27.07.2006 г.).

4. Трудовой кодекс РФ (№ 197-ФЗ от 30.01.2001, в ред. № 90-ФЗ от 30.06.2006 г.)

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию ауди­торской деятельности в Российской Федерации» № 482 от 06.05.1994 г. (в ред. Постановления Прави­тельства РФ № 80 от 06.02.2002 г.).

6. Порядок проведения аттестации на право осуществ­ления аудиторской деятельности (утвержден Поста­новлением Правительства РФ № 482 от 06.05.1994 г. (в ред: Постановления Правительства РФ № 472 от 27 04.1999 г.)).

7. Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности и в облас­ти общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фон­дов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков (утв. Приказом МФ РФ № 69н от 27.10.1999 г.).

8.Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Правительством Российской Федерации № 696 от 23.09.2002 г. (в ред. № 523 от 25.05.2006 г.).

9. Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами».

10. Программы проведения квалификационных экзаме­нов на получение квалификационного аттестата аудитора (общий аудит). Утверждена Министерством финансов РФ № 28-01-23/139 от 23.11.2003 г.

Принципиальные требования к уровню специальной и профессиональной подготовки аудиторов закреплены в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности». В нем отмечается, что аттестация на право осуществ­ления аудиторской деятельности — это проверка квалифи­кации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квали­фикационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квали­фикационный экзамен, выдается квалификационный атте­стат аудитора, без ограничения срока его действия.

Обязательными требованиями к претендентам на полу­чение квалификационного аттестата аудитора являются высшее экономическое и (или) юридическое образо­вание, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредита­цию и наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Кроме базового образования аудитор должен иметь специальное профессиональное образование, под которым подразумеваются теоретические знания и практические навыки работы. Достигается это путем специфического построения процесса профессионального обучения аудиторов. Первый этап — обучение с отрывом или без отрыва от производства в определенных учебно-методических центрах (УМЦ), продолжительность которого зависит от базового образования и опыта работы. Второй этап — прохождение стажировки в аудиторской фирме. Изучение учебных дисциплин завершается сдачей выпускных экзаменов по каждой дисциплине на русском языке в письменной форме.

Помимо этого аудиторы обязаны в течение каждого календарного года прохо­дить обучение по программам повышения квалификации утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Квалификационный аттестат дает аудитору право заниматься аудиторской деятельностью в каче­стве предпринимательской. Аттестаты выдаются по следующим направлениям аудиторской деятельности:

—банковский аудит;

—аудит страховых организаций;

—аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестицион­ных институтов;

—общий аудит (аудит иных экономических субъектов).
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять деятельность, влекущую возник­новение конфликта интересов аудиторской организации и проверяемого лица.

Для учета деятельности аудиторов ведет­ся Единый реестр аудиторов и аудиторских организаций, имеющих право в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Порядок его ведения осуществляется саморегулируемым аудиторским объединением, а перечень сведений, включа­емых в него, определяется уполномоченным федеральным органом. Контрольный экземпляр Единого реестра аудиторов и аудиторских организаций ведется уполномоченным феде­ральным органом.

Единый реестр аудиторов и аудиторских организаций ведется на бумажном и электронном носителях. При несоответствии между записями на бумажном носителе и электронном носителе приоритет имеют записи на бумажном. Сведения, содержащиеся в Едином реестре аудиторов и аудиторских организаций, являются открытыми и общедоступными.

В Единый реестр вносится информация из следующих документов:

1) нотариально заверенная копия квалификационного аттестата аудитора — для аудитора;

2) справка аудиторской организации, подтверждающая что физическое лицо состоит штатным работником этой аудиторской организации, — для аудиторов, осуществляющих аудиторскую деятельность в каче­стве штатного работника аудиторской организации;

3) нотариально заверенная копия документа, подтверж­дающего внесение записи об индивидуальном пред­принимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индиви­дуального аудитора;

4) нотариально заверенные копии учредительных доку­ментов и документа, подтверждающего внесение за­писи о юридическом лице в Единый государствен­ный реестр юридических лиц, — для аудиторской организации;

5) рекомендации не менее трех аудиторов, включенных в Единый реестр аудиторов и аудиторских организа­ций, подтверждающие безупречную деловую репута­цию претендента, — для аудитора;

6) документы, подтверждающие наличие системы внут­реннего контроля качества работы, — для аудиторс­кой организации;

7) копия решения саморегулируемого аудиторского объединения о приеме аудитора и аудиторской орга­низации в члены саморегулируемого аудиторского объединения.

Регулирование аудиторской деятель­ности в стране осуществляет уполномоченный федеральный орган, определяемый Правительством Российской Федерации. Его функциями являются:

—нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности;

—анализ отчетов саморегулируемых аудиторских объе­динений об исполнении ими и их членами законода­тельства Российской Федерации и иных актов об аудиторской деятельности и подготовка на их основе ежегодного доклада о состоянии рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

—ведение государственного реестра саморегулируемых аудиторских объединений, а также контрольного эк­земпляра Единого реестра аудиторов и аудиторских организаций;

—иные функции, предусмотренные Федеральным за­коном «Об аудиторской деятельности».

Для повышения эффективности управления и контро­ля за деятельностью аудиторских организаций в РФ было принято решение сконцентрировать мелкие разрозненные аудиторские фирмы в саморегулируемое некоммерческое аудиторское объединение. В состав объедине­ния в качестве его членов должно входить не менее 3000 аудиторов или не менее 1500 аудиторских орга­низаций. Кроме этого должно быть предусмотрено наличие системы внешнего контроля качества рабо­ты членов объеди­нения, в том числе специализированных органов, осуществляющих внешний контроль качества рабо­ты членов саморегулируемого аудиторского объеди­нения и рассмотрение дел о применении к членам саморегулируемого аудиторского объединения мер ответственности, предусмотренных внутренними до­кументами саморегулируемого аудиторского объеди­нения.

Контроль за деятельностью саморегулируемых аудиторс­ких объединений осуществляет федеральный орган в соот­ветствии с порядком, установленным Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти. Предметом контроля является соблюдение требований законода­тельства РФ и проявляется в форме плановых и внеплано­вых проверок. Саморегулируемое аудиторское объединение не имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, за исключением деятельности, связанной с профессиональной дея­тельностью и профессиональными интересами чле­нов саморегулируемого аудиторского объединения. В то же время оно самостоятельно определяет состав органов управления, порядок и условия их формирования, деятельности и принятия ими решений, предусмот­ренные Федеральным законом.

Саморегулируемое аудиторское объединение осуществ­ляет следующие функции:

- разрабатывает и устанавливает требования к член­ству аудиторов в саморе­гулируемом аудиторском объединении;

- привлекает к ответственности членов саморегулируе­мого аудиторского объединения за нарушение его устава, фе­деральных стандартов аудиторской деятельности, Кодекса профессиональной этики аудиторов;

- представляет интересы членов саморегулируемого аудиторского объединения в их отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с аудиторской деятельностью, бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью;

- организует повышение квалификации членов само­регулируемого аудиторского объединения;

- иные предусмотренные уставом саморегулируемого аудиторского объединения функции.

Права и ответственность организаций и лиц, проверяемых аудиторской службой регламентируются Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». При проведении аудиторской проверки организация или лицо, заключившее договор оказания аудиторс­ких услуг, имеет право:

- получать от аудиторской организации или индивиду­ального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на кото­рых основываются выводы аудиторской проверки;

- своевременно получить от аудиторской организации или индивиду­ального аудитора заключение о проведенной проверке;

- осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказа­ния аудиторских услуг, но не противоречащие законо­дательству Российской Федерации.

Организация или лицо, заключившее договор оказания аудитор­ских услуг, обязано:

- заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, уста­новленные законодательством Российской Федера­ции;

- создавать аудиторской организации или индивидуально­му аудитору благоприятные условия для своевременного и полного проведения проверки, предоставлять им необходимую информа­цию и документацию;

- нести ответственность в соответствии с законода­тельством РФ за соблюдение требований норматив­ных и правовых актов, а также за сокрытие фактов их несоблюдения, ошибки и недобросовестные действия.

Практика управления организацией требует, чтобы ру­ководство или собственник создавали и поддерживали общую культуру, обстановку честности и высоких моральных принципов, а также установили средства контроля для обнаружения ошибок и недобросовестных действий.

Собственник и руководство проверяемой организации обязаны осуществлять надзор за обеспечением надежности системы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, а также создать контрольную среду и поддерживать политику и процедуры, соответствующие действующему в РФ законодательству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.