Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и методы экономической теории




Основы экономики

Экономика.

Наука – это система знаний о мире окружающем человека и о внутреннем мире самого человека. Мир же подразделяется на природный и общественный. Точно так же и науки. Среди общественных наук и находиться экономическая наука, которая представляет собой многоуровневое сооружение. Есть уровень, составляющий фундамент этой науки – это и есть экономическая теория. Она изучает принципы функционирования всех остальных слоев. В этом слое концентрируются знания о принципах функционирования одной из граней общественной жизни – экономики. Экономика – это единство производства, распределения и потребления благ как материальных, так и духовных. За время существования этой науки, был накоплен значительный массив информации. Первоначально он не был дифференцирован.

 
 

 


Мир исследуется наукой, влияет на нее плоды исследований науки предоставляются человеку, которой на основе этого действует и его действия влияют на окружающий мир.

 

 

Система знаний о мире не совпадает с объективной реальностью, знания всегда подразделяются на точные и неточные. При этом знания постоянно изменяются в результате действий человека. Поэтому задача сводится к усвоению максимально точной, объективно реальной информации. При этом каждая, существующая или существовавшая школа претендует на максимально точное отображение реальности.

Начало формирования экономической науки началось много тысяч лет назад, в Древнем Востоке, что отобразилось в дошедших до нас памятниках культуры. Но только в Древней Греции, в первом тысячелетии до нашей эры, была сделана попытка сформировать экономическую науку, как отдельную отрасль знаний. Эти попытки совершали Ксенофонт, Платон, Аристотель.

Попытки выделить экономическую науку в отдельную отрасль знаний происходили и в Средние века. Наука была названа камералистикой, но так и не удалось отделить ее от наростов географических и прочих наук. Фактически, эта была наука о ведении натурального хозяйства. Эта попытка не увенчалось успехом, так как не было ни условий, ни необходимости в ее возникновении. Они возникли в конце 16-го – начале 17-го веков, в период становления капитализма. В это время начинает возникать единое общественное хозяйство. Появилась необходимость в системе знаний об общественном хозяйстве. Наиболее нуждающейся в этой науке была зарождающаяся буржуазия. Ученые пытались дать максимально точную картину мира, но их первоначальная эффективность была невелика. Долгое время ученые считали, что реальным источником богатства является торговля, поэтому экономическая политика представлялась, как вывоз товаров за рубеж и накопление золота в собственной стране (меркантилистская школа). Но вскоре оказалось, что без реальной производственной базы такую политику проводить невозможно. Поэтому следующей школой, которая вплотную занялась уже проблемой производства, стала школа физиократов. Они считали, что основой богатства является труд, но только в области сельского хозяйства. Следующими учеными, сделавшими шаг вперед в понимании экономики стали ученые Рикардо, Смит – так называемые классики. Они доказывали, что источником богатства является производительный труд – в любой области. Однако по мере укрепления положения буржуазии в адекватном отражении реальности. Точнее, этот интерес раздвоился: капитализм стал заинтересован в доказательстве того, что капитализм есть высшая точка развития общества. Потребность же в максимально точном изображении реальности появляется у другой, возникшей в результате эволюции капитализма, категории населения – трудящихся, пролетариата. В результате этой потребности и возникает марксизм. Одновременно с этим буржуазная наука одновременно с раздвоением интереса основного правящего класса, также раздваивается: на научную и так называемую, вульгарную. Последняя служила лишь для доказательства незыблемости капиталистического строя. Первоначально марксизм развивается, как научная теория, но после 1917 года, она также раздваивается на вульгарную и научную. Вульгарный марксизм также служил лишь для сохранения существующего строя. Сейчас делаются попытки соединить буржуазную и марксистскую научную теории.

Постепенно же формировалось и представление о предмете науки. Адам Смит считал, что предметом экономической теории является богатство. В его книге рассматривается способы получения, распределения, потребления богатства. Именно у Смита и Рикардо, именно в их трудах были созданы предпосылки для раздвоения науки, так как некоторые поставленные ими вопросы были рассмотрены поверхностно.

Последующие ученые считали, что «экономическая наука с одной стороны наука о богатстве, а с другой – часть общественной науки о действиях человека в обществе, которая относится к предпринимаемым им усилиям для удовлетворения их потребности»(Маршалл, конец 19 века).

Маркс и его последователи, в свою очередь, считали, что предметом экономической науки является система экономических или производственных отношений и законы функционирования и развития этих отношений, причем отношения возникают не просто между конкретными людьми, а между экономическими типами: продавец, покупатель, торговый, промышленный капиталист, наемный рабочий, землевладелец и др. Каждый из этих типов является собственником какого-то имущества или ресурса. И они вступают в отношения, механизм которого сложен, противоречив, но функционирует строго в соответствии с объективными законами. Поэтому и стал возможен его научный анализ. Характер отношений между людьми зависят от уровня развития общества и его производительного потенциала и одновременно оказывает обратное влияние на эти факторы. При таком понимании предмета, внимание исследователя направляется на общественную сторону экономики. Типы людей, взаимодействуя друг с другом и формируют экономику. Причем характер действий каждого человека предопределен существующими в обществе нормами и правилами, которые в свою очередь определяются уровнем развития этого общества. Нормы, правила, принципы, законы имеют внешние формы и содержание.

Внешняя форма – юридические законы.

Содержание – экономические законы.

В соответствии с этими законами человек занимает определенное место в обществе, действуя в соответствии с правилами, повышает уровень экономики и нормы, правила, действующие на предыдущем этапе перестают действовать. Действия новых законов изменяют характер действий людей. Все это в марксистском понимании и есть предмет изучения экономики.

Представление об экономических законах неоднозначно. Некоторые ученые утверждают, что законы, принципы, теории модели означают примерно одно и тоже: обобщение ли констатацию закономерности в действии индивидуумов и институтов. Термин «закон» предполагает высокую степень точности, всеобщности и вводит в заблуждение. Авторы этого тезиса отрицают наличие всеобщности в экономическом поведении индивидов. Если закон означает высокую степень всеобщности, а ее нет, то термин «закон» нецелесообразен. Они признают только модели в экономической теории. Модель же – упрощенная картина реальности. Эта абстрактная картина реальности - обобщение поведения, соответствующая статистическим данным. Если законов нет, то поведение индивидов в каждом конкретном случае определяются сложившимися в каждом конкретном случае условии.

«Термин «закон» есть самая общая оценка или обобщение тенденций более-менее достоверных, определенных» - Маршалл.

Марксисты считают, что в экономике действуют законы, которые независимо от желания определяют условия, в которых действует человек.

«Закон – это существенная, прочная, устойчивая, объективно необходимая причинно-следственная связь между экономическими явлениями и процессами. За любым явлением или процессом в экономике следует определенное явление или процесс.

Законы действуют и в природе и в обществе. Эти законы имеют и общее и различное. Общее: законы действуют независимо от воли, сознания, желания, людей. Отличие: если законы природы действуют, вне зависимости от существования человека, то общественные законы действуют только в присутствии людей. Из этого, обычно делают два прямо противоположных и радикальных вывода: первый, что человек не влияет на законы, а второй что только человек определяет их.

На самом деле люди создают ситуации, из которых вытекают определенные следствия. Экономические законы представляют собой упорядоченную совокупность или систему, которая изменяется, развивается и в этой системе присутствует определенная взаимосвязь. Причем ее структуру можно рассматривать с разных сторон. В историческом аспекте законы подразделяются на четыре (всеобщие, общие, специфические, стадийные) и три (общие, особенные, специфические) раздела.

Всеобщие (4) или общие (3) - действуют на всем протяжении истории экономической деятельности человечества.

Общие (4) или особенные(3) - законы, которые действуют в течение довольно длительного времени, но не всегда.

Специфические (4) и (3) - действуют на одном, качественно-определенном этапе истории (общественно-экономической формации).

Стадийные (4) - законы, действующие на одной из стадий общественно-экономической формации.

Если рассмотреть структуру экономических законов, в зависимости от характера взаимосвязи, то ее можно подразделить на два типа: вертикальная (субординация), горизонтальная (координация). Субординация предполагает, что законы располагаются как бы на разных уровнях. Координация - на одном. Законы делятся на абсолютные и тенденциозные. Абсолютные - причина порождает следствие в полном объеме. Тенденциозные: следствия возникают, как тенденции. Действие закона парализуется либо действием каких-то обстоятельств или других законов.

Однако утверждение, что экономическая наука - это система законов принято не всеми экономистами. Некоторые считают, что экономика исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов. "Экономика изучает поведение людей, как связь между целями и ограниченными производственными ресурсами, имеющими альтернативные пути к применению". (Робинсон). В российской науке превалирует мнение, что экономика изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ, с целью удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.

Предмет науки тесно связан с ее методом. Их можно и нужно различать, рассматривать отдельно, но не забывать, что они тесно связаны друг с другом и можно сказать: что предмет экономики - это ее метод, а метод - это предмет, но представлены они по-разному. Метод представляет из себя как бы свернутый предмет. Метод науки должен соответствовать своему предмету. Экономическая наука имеет дела с живыми, внутренне противоречивыми, сложными, динамичными, постоянно изменяющимися объектами.

Различные экономические школы используют и разные методы исследования. Кроме диалектики, это субъективистский (субъективный идеализм, человек его сознание определяет все, главное внимание - полезность вещей), неопозитивно-эмпирический, рационалистический.

Неопозитивно-эмпирический означает изучение явлений, оценки явлений используя различные аппараты: математические, физические и другие.

Рационалистические: исследование рациональных законов. Исследуется не поведение людей, а логика явлений. Среди этих методов, строго научным считать следует диалектический метод.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.