Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стимулирование людей к экономической деятельности




1. Необходимость побуждения человека к деятельности.

2. Роль потребностей в этом процессе.

3. Интересы и стимулирование.

4. Принципы действия стимула и его развитие.

5. Стимулирование и заинтересованность.

Все экономические процессы, явления возникают и существуют только благодаря деятельности людей. Но почему люди начинают свою деятельность? Ответы на этот вопрос люди ищут давно и до сих пор не находят. Есть множество вариантов ответов, например:

1. Голод (так считали Гомер, Некрасов).

2. "Голод, любовь, жажда власти - три великих мотива…" (Карл Поппер).

Любая экономическая концепция - есть вариант ответа, что движет человеком. Решая эту проблему авторы исходят из разных основ: одни берут за основу природу человека, другие - внешние обстоятельства, т.е. окружающую человека среду.

Источником самодвижения может быть только разрешение противоречия между противоположными сторонами какого-то явления. В данном случае, эти стороны должны иметь непосредственную связь с каждым человеком.

Такими сторонами является пара субъект и объект - человек есть единство субъективного и объективного. Они не существует раздельно, но всегда вместе, однако их можно развести мысленно.

Субъект в чистом виде - это сознание, причем сознание как функция мозга, а объективным является все то с чем взаимодействует сознание (мозг, человек, среда). Субъект взаимодействует с окружающей средой, а среда подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя ограничивается телом человека, а размеры внешней среды зависят от возможности сознания проникать в окружающую среду. Одновременно сознание проникает и внутрь себя. Чем выше способность сознания проникать во внутреннюю и внешнюю среды, тем устойчивее человек, тем меньше ошибок он совершит. Стремлением обеспечить упрочнение положения объясняется движение по дороге познания. Причем необходимость обеспечить устойчивое положение, самим человеком может и не осознаваться. Многие люди действительно считают, что учатся из любопытства: это маскирует естественную причину.

Среда, которая противостоит субъекту, включает в себя информацию о прошлом, настоящем и будущем, так как сознание способно обрабатывать лишь информацию.

Среда и субъект находятся в диалектическом единстве и борьбе противоположностей, они борются как механически, так и диалектически. Среда может уничтожить сознание, но и сознание может уничтожить среду (мех. борьба). В любом случае при доминировании этой борьбы человек умирает. Следовательно, пока человек живет, преобладает диалектическая борьба: субъект превращается в среду, среда в субъект. Проникая в среду, положение человека укрепляется, но одновременно среда становится организованной, упорядоченной. С помощью сознания, среда организуется.

Возможность взаимопроникновения сторон неодинакова и уровень обогащения различен. Можно выделить три этапа борьбы в ходе жизни человека:

1. Сознание обогащается в большей степени, чем среда.

2. Соотношение уравнивается.

3. На третьем этапе человек не может взять многого у среды, но и дать ей много уже не может.

Процесс на третьем этапе замедляется и наконец прекращается. Единство перестает существовать.

Превращение среды и субъекта друг в друга совершается с помощью довольно сложного механизма. Практически вся человеческая жизнь и есть этот механизм. Если отвлечься от многообразия жизни и выделить основные точки механизма он будет выглядеть гораздо компактней.

Необходимо взять у среды те элементы, которые позволят выполнить требования самой среды.

Чтобы это произошло, потребность проходит следующий путь:

1. Начало пути - в сознании возникает туманный образ предмета. Человек, воспринимая требования среды еще не знает как его реализовать.

2. Затем из тумана начинает возникать конкретный образ предмета. С помощью этого предмета можно выполнить требования среды и удовлетворить потребность.

3. Завершается все это созданием ясного, четкого образа.

4. Образ переносится на бумагу, становится чертежом.

5. Затем он превращается в детали.

6. Из деталей получается предмет, удовлетворяющий потребность.

Все это происходит в результате деятельности самого человека, причем деятельности в определенном направлении, на котором потребность проходит от минимальной конкретности до максимальной (момента удовлетворения).

Если конкретность потребности возрастает или, иначе говоря, деятельность человека дает ему определенный результат, то у человека появляется интерес к такой "деятельности".

"Интерес" - это направленное ориентирование в определенном направлении. В психологии "интерес" - это направленное внимание. В экономике - направленная деятельность в экономической сфере, ориентированная на определенный результат. Деятельность в экономике состоит из множества элементов, совершаемых во многих сферах. К каждому виду деятельности может возникнуть определенный интерес.

Существует множество интересов и их совокупность - упорядоченные системы.

Интересы делятся на группы по разным признакам: общественные, личные, частичные, долговременные, ежеминутные, второстепенные, обобщающие. Так например обобщающим интересом человека является направленность его деятельности на обеспечение воспроизводства самого себя, самосохранения.

Потребности и интересы неотделимы. Это разные характеристики одной и той же деятельности. Потребность обуславливает необходимую деятельность, интерес - направленную. У человека столько потребностей, сколько требований среды он может уловить. Но чем больше человек улавливает, тем больше масштабы среды, тем устойчивее его положение в мире - тем выше уровень его развития. Отсюда между уровнем развития человека и количеством и качеством его потребностей существует причинно-следственная связь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.