КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человек как моральное существо
Введение Золотухина-Аболина Е. В. AcТ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЭТИКЕ издательство МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО ГОСТОВ-НА-ДОНУ 1999
ББК Ю7я7 380 380 Курс лекций по этике: — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 384 с. ISBN 5-222-00503-8 Курс лекций посвящен важнейшим проблемам человеческой жизни. В них анализируются этические и экзистенциальные проблемы, которые волнуют каждого мыслящего человека. Автор излагает материал легко, интересно, без казенщины и морализирования. Книга рассчитана на студентов, учащихся и преподавателей, а также на всех, кто интересуется вечными вопросами о смыслах и ценностях жизни. ISBN 5-222-00503-8 ББК Ю7я7 © Золотухина-Аболина Е. В., 1999 © Обложка. Издательство «Феникс», 1999 Уважаемые читатели! Эта книга посвящена рассмотрению человека как морального существа. Чтобы раскрыть такой сложный и неоднозначный феномен, каким является Homo moralis, необходимо хотя бы коротко остановиться на родовых особенностях человека, которые позволяют ему не только слыть, но и реально быть субъектом нравственного поведения. Кроме того, надо выяснить, что такое мораль, дать ей определение, и лишь затем можно приступить к самому главному и интересному — к анализу тех этических понятий, которые призваны выразить все богатство и противоречивость повседневной нравственной жизни. Разумеется, моральная проблематика не исчерпывается теми темами, которые составляют основу моего лекционного курса. Она неисчерпаема, как неисчерпаем человеческий опыт. Однако я постаралась выбрать для вас те моральные сюжеты, которые актуальны в любые времена и проходят через всю человеческую историю. Темы добра и зла, свободы и ответственности, долга и совести, смысла жизни так же важны и актуальны сегодня, как и тысячу лет назад. Я надеюсь, мои читатели, что они не оставят вас равнодушными. Итак, обратимся к специфике человека, которая определяет его возможность быть моральным. На первый взгляд, человек — одна из разновидностей многочисленных животных видов, обитающих на Земле. По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, «материя обладает аппетитом к форме», и в природе мы видим множество зверей и птиц, рыб и насекомых, не похожих друг на друга, наделенных разным обликом, расцветкой и нравом. Все они — конкретно-чувственные, эмпирические, плотские создания, связанные в целостное единство экологическими законами. Человек тоже состоит из плоти и костей, тоже хочет есть, стремится размножаться и подчиняется в своем развитии диктату генетического кода. В чем-то он очень похож на своих «меньших братьев» — он так же страдает и так же умирает. И все-таки человек есть нечто принципиально иное, ибо биологические законы — лишь фундамент, на котором строится здание человеческого бытия, только предпосылка для развертывания мира культуры, который дает человеку возможность обладать самосознанием, свободой и моралью. Наличие этих особых характеристик человека всегда резко выделяло его из животного окружения, делало качественно другим, странным пришельцем, как бы гостем из другого измерения. Культура — это такой способ выживания и развития, при котором не человек пассивно приспосабливается к природе, а, напротив, он приспосабливает природу к себе. Биологически человек слабее других живых существ — у него нет мощных когтей и клыков, у него длинное детство, когда ребенок нуждается в помощи окружающих, наконец, человек — это «голая обезьяна», не прикрытая шерстью от ветров и морозов. Но культура — предметно-практическая деятельность, труд — позволили человеку стать самым могущественным существом на планете, потому что он создал орудия и инструменты — продолжение и усиление своих потенциальных возможностей. При их помощи он засеял поля, построил жилища и создал машины — положил начало всему миру современной цивилизации. При этом человек уже не действовал согласно лишь узкой генетически заданной биологической про- грамме. Он вырвался за пределы чисто природных законов в «надбиологическое» и смог творить не только согласно «меркам своего вида», но согласно меркам любого вида, универсально, в том числе и «по законам красоты» (К. Маркс). Культура — это появление принципиально новых отношений между «особями», которые теперь уже не просто «члены стаи», но люди. Члены обезьяньей стаи общаются исключительно по поводу своих природных нужд, их естественный интерес не простирается дальше, а предметом человеческого общения становится совместная деятельность, которая лишь косвенно увязана с удовлетворением физических потребностей. Возникает собственно человеческое общение, подчиненное традиции и моральным законам. Рождается человек как моральное существо. Не слепые биологические побуждения, а нравственность становится теперь той силой, которая упорядочивает поступки, страсти и мысли. Мораль, или нравственность (что в нашем разговоре будет одно и то же), — это совокупность норм, ценностей, идеалов, установок, которые регулируют человеческое поведение и являются важнейшими составными культуры. Особенностью морали является то, что для своего успешного действия она должна быть глубоко усвоена человеком, должна «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Человек морален только тогда, когда нравственное поведение становится органичным для него, и ему не нужен надсмотрщик, который проверяет и понукает. Поскольку моральный аспект есть у любых человеческих действий и отношений (кроме чисто технических), постольку в любой сфере жизни мы сталкиваемся с моралью как «внутренним голосом» человека, который помогает ему нравственно вести себя в самых различных ситуациях. Моральная регуляция носит оценочно-императивный характер, это значит, что мораль всегда оценивает и повелевает. Она велит поступать согласно добру и запрещает следовать злу, поощряет доброе, справедливое поведение и светлые благожелательные мысли, а осуждает злодеяния и дурные темные страсти. В центре морали стоит соотношение должного и сущего. Мораль всегда показывает нам сущностно необходимый порядок вещей, идеальное положение дел, то, к чему мы обязаны стремиться. Животные не ведают идеалов, они следуют заданному стереотипу, а человек — существо открытое, незамкнутое, и он всегда устремлен к признанным в культуре образцам и идеалам, постоянно соотносит себя с ними, нередко осознавая свое фактическое несовершенство. «Я не такой, как нужно, но я стану таким!» — сказать так может только представитель рода Homo sapiens. Мораль оказывается возможной потому, что человек, живущий в культуре и общающийся с себе подобными, обладает самосознанием. Он отделяет себя от мира, обладает чувством «я», переживает себя как целостность, отличную от всего иного. Только такой суверенный субъект способен определенным образом относиться к своим поступкам, чувствам и мыслям, оценивать их, брать на себя ответственность за совершенное. Самосознание дает людям понимание их смертности, конечности, и это тоже способствует моральной рефлексии, ибо осознаваемая смерть — это тот рубеж в будущем, до перехода через который надо успеть стать на путь добра. Смерть имеет обязывающее значение — она обязывает к непрестанному моральному усилию ради других людей, ради совершенствования собственной души и ради торжества высших начал в мире. Моральность человека тесно связана с его способностью к свободному выбору. Он выражается прежде всего в умении людей дистанцироваться от эгоистических материальных и физиологических нужд, дабы подчинить поступки нравственным правилам и принципам. Людям дано не просто «переживать» некий опыт, но и морально относиться к своему переживанию, например, подавлять свой страх и поощрять храбрость. Свободный выбор — это выбор, освобожденный от неотвратимого влияния внешних и внутренних обстоятельств, это акт личного решения, выражение индивидуальности субъекта. Кро- ме того, свобода выбора является важным моментом уже собственно морального поведения. Конечно, у воистину нравственной личности существуют устоявшиеся моральные привычки и может срабатывать моральная интуиция — то, что действует как бы автоматически. Но внераци-ональные формы моральности не всегда пригодны. В сложных ситуациях, когда сталкиваются равнозначные ценности (долг и любовь, дружба и правдивость и т. п.), мы вынуждены думать, размышлять, взвешивать «за» и «против». Именно здесь и реализуется наша способность свободно выбирать, изъявлять свою нравственную волю. Человек как моральное существо живет, конечно, в реальном мире, полном противоречий и несовершенства. Он подчиняется тому типу нравственности и тем отношениям, которые приняты у его народа, в его общине или государстве. А нравы в истории человечества нередко бывают крайне жестоки: не только гунны и варвары, но и современные «просвещенные народы» частенько агрессивны и руководствуются суровой нетерпимостью ко всему, что не в чести у них самих. Однако внутри практически любой конкретно-исторической моральной системы существуют зерна, искорки «высокой морали». «Высокая мораль» — это совокупность общечеловеческих установок на бескорыстное, справедливое и благожелательное отношение к любому человеческому существу. Даже если оно презираемо или ненавистно с точки зрения «здешней» и «сегодняшней» совокупности нравов. «Высокая мораль» — сердце всякой подлинной моральности, это лучшее, что выработало человечество в своей нравственной истории. Поэтому в реальной жизни мы всегда сталкиваемся с взаимодействием как минимум трех компонентов, определяющих поведение человека: это, во-первых, действие простых биологических и материальных потребностей, толкающих индивида по грубо эгоистическому пути, во-вторых, это совокупность конкретно-исторических традиций и моральных установлений, так или иначе ориентирующих индивидов на приоритет групповых интересов, и, в-третьих, это повеления высокой морали, говорящей от лица человечества как целого и нередко — от имени Бога. Сложная динамика этих трех составных и определяет облик нравственного поведения и внутреннего мира конкретных людей. От того, что именно преобладает, зависит практическая моральность каждого из нас. Говоря о человеке как моральном существе, не надо забывать, что моральные установки не висят в воздухе, они тесно переплетены с человеческой психологией и реализуются в поведении через психологические механизмы. Люди не просто выполняют моральные законы или не выполняют их, они надеются и верят, стремятся и сомневаются, радуются и гневаются, находят или не находят в себе силы для движения к моральному идеалу. Именно поэтому здесь я веду разговор не просто о «категориях этики», которые откристаллизовались в теории, но о том, как важнейшие моральные сюжеты участвуют в жизни людей. Моральное существо Человек проходит свой жизненный путь, проживает свою судьбу, непрерывно соприкасаясь с добром и злом, свободой и ответственностью, честностью и справедливостью, он заботится о своем достоинстве, взыскует любви, воспитывает детей. Обратимся же к этому богатству нашей жизни, полной страстей и
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |