Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек как моральное существо




Введение

Золотухина-Аболина Е. В.

AcТ

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЭТИКЕ

издательство

МОСКВА

ИЗДАТЕЛЬСТВО

ГОСТОВ-НА-ДОНУ 1999

 

 

ББК Ю7я7 380

380 Курс лекций по этике: — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 384 с.

ISBN 5-222-00503-8

Курс лекций посвящен важнейшим проблемам челове­ческой жизни. В них анализируются этические и экзистен­циальные проблемы, которые волнуют каждого мыслящего человека. Автор излагает материал легко, интересно, без казенщины и морализирования.

Книга рассчитана на студентов, учащихся и преподавате­лей, а также на всех, кто интересуется вечными вопросами о смыслах и ценностях жизни.

ISBN 5-222-00503-8 ББК Ю7я7

© Золотухина-Аболина Е. В., 1999 © Обложка. Издательство «Феникс», 1999


Уважаемые читатели!

Эта книга посвящена рассмотрению человека как мо­рального существа.

Чтобы раскрыть такой сложный и неоднозначный фе­номен, каким является Homo moralis, необходимо хотя бы коротко остановиться на родовых особенностях чело­века, которые позволяют ему не только слыть, но и ре­ально быть субъектом нравственного поведения. Кроме того, надо выяснить, что такое мораль, дать ей опреде­ление, и лишь затем можно приступить к самому главно­му и интересному — к анализу тех этических понятий, которые призваны выразить все богатство и противоре­чивость повседневной нравственной жизни.

Разумеется, моральная проблематика не исчерпывает­ся теми темами, которые составляют основу моего лекци­онного курса. Она неисчерпаема, как неисчерпаем чело­веческий опыт. Однако я постаралась выбрать для вас те моральные сюжеты, которые актуальны в любые времена и проходят через всю человеческую историю. Темы доб­ра и зла, свободы и ответственности, долга и совести, смысла жизни так же важны и актуальны сегодня, как и тысячу лет назад. Я надеюсь, мои читатели, что они не оставят вас равнодушными.

Итак, обратимся к специфике человека, которая оп­ределяет его возможность быть моральным. На первый


взгляд, человек — одна из разновидностей многочислен­ных животных видов, обитающих на Земле. По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, «материя обла­дает аппетитом к форме», и в природе мы видим множе­ство зверей и птиц, рыб и насекомых, не похожих друг на друга, наделенных разным обликом, расцветкой и нра­вом. Все они — конкретно-чувственные, эмпирические, плотские создания, связанные в целостное единство эко­логическими законами. Человек тоже состоит из плоти и костей, тоже хочет есть, стремится размножаться и под­чиняется в своем развитии диктату генетического кода. В чем-то он очень похож на своих «меньших братьев» — он так же страдает и так же умирает. И все-таки человек есть нечто принципиально иное, ибо биологические за­коны — лишь фундамент, на котором строится здание человеческого бытия, только предпосылка для разверты­вания мира культуры, который дает человеку возможность обладать самосознанием, свободой и моралью.

Наличие этих особых характеристик человека всегда резко выделяло его из животного окружения, делало ка­чественно другим, странным пришельцем, как бы гостем из другого измерения.

Культура — это такой способ выживания и развития, при котором не человек пассивно приспосабливается к при­роде, а, напротив, он приспосабливает природу к себе. Биологически человек слабее других живых существ — у него нет мощных когтей и клыков, у него длинное дет­ство, когда ребенок нуждается в помощи окружающих, наконец, человек — это «голая обезьяна», не прикрытая шерстью от ветров и морозов. Но культура — предметно-практическая деятельность, труд — позволили человеку стать самым могущественным существом на планете, по­тому что он создал орудия и инструменты — продолже­ние и усиление своих потенциальных возможностей. При их помощи он засеял поля, построил жилища и создал машины — положил начало всему миру современной ци­вилизации. При этом человек уже не действовал соглас­но лишь узкой генетически заданной биологической про-


грамме. Он вырвался за пределы чисто природных зако­нов в «надбиологическое» и смог творить не только со­гласно «меркам своего вида», но согласно меркам любо­го вида, универсально, в том числе и «по законам красо­ты» (К. Маркс). Культура — это появление принципи­ально новых отношений между «особями», которые те­перь уже не просто «члены стаи», но люди. Члены обезь­яньей стаи общаются исключительно по поводу своих природных нужд, их естественный интерес не простира­ется дальше, а предметом человеческого общения стано­вится совместная деятельность, которая лишь косвенно увязана с удовлетворением физических потребностей. Возникает собственно человеческое общение, подчинен­ное традиции и моральным законам. Рождается человек как моральное существо. Не слепые биологические по­буждения, а нравственность становится теперь той силой, которая упорядочивает поступки, страсти и мысли.

Мораль, или нравственность (что в нашем разговоре бу­дет одно и то же), — это совокупность норм, ценностей, идеалов, установок, которые регулируют человеческое поведение и являются важнейшими составными культу­ры. Особенностью морали является то, что для своего ус­пешного действия она должна быть глубоко усвоена челове­ком, должна «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Человек морален только тогда, когда нравственное поведение становится органичным для него, и ему не ну­жен надсмотрщик, который проверяет и понукает. Поскольку моральный аспект есть у любых человеческих действий и отношений (кроме чисто технических), постоль­ку в любой сфере жизни мы сталкиваемся с моралью как «внутренним голосом» человека, который помогает ему нравственно вести себя в самых различных ситуациях.

Моральная регуляция носит оценочно-императивный характер, это значит, что мораль всегда оценивает и по­велевает. Она велит поступать согласно добру и запреща­ет следовать злу, поощряет доброе, справедливое поведе­ние и светлые благожелательные мысли, а осуждает зло­деяния и дурные темные страсти.


В центре морали стоит соотношение должного и суще­го. Мораль всегда показывает нам сущностно необходи­мый порядок вещей, идеальное положение дел, то, к чему мы обязаны стремиться. Животные не ведают идеалов, они следуют заданному стереотипу, а человек — суще­ство открытое, незамкнутое, и он всегда устремлен к при­знанным в культуре образцам и идеалам, постоянно со­относит себя с ними, нередко осознавая свое фактичес­кое несовершенство. «Я не такой, как нужно, но я стану таким!» — сказать так может только представитель рода Homo sapiens.

Мораль оказывается возможной потому, что человек, живущий в культуре и общающийся с себе подобными, обладает самосознанием. Он отделяет себя от мира, об­ладает чувством «я», переживает себя как целостность, отличную от всего иного. Только такой суверенный субъект способен определенным образом относиться к своим поступкам, чувствам и мыслям, оценивать их, брать на себя ответственность за совершенное. Самосознание дает людям понимание их смертности, конечности, и это тоже способствует моральной рефлексии, ибо осознавае­мая смерть — это тот рубеж в будущем, до перехода через который надо успеть стать на путь добра. Смерть имеет обязывающее значение — она обязывает к непрестанно­му моральному усилию ради других людей, ради совер­шенствования собственной души и ради торжества выс­ших начал в мире.

Моральность человека тесно связана с его способнос­тью к свободному выбору. Он выражается прежде всего в умении людей дистанцироваться от эгоистических мате­риальных и физиологических нужд, дабы подчинить по­ступки нравственным правилам и принципам. Людям дано не просто «переживать» некий опыт, но и морально относиться к своему переживанию, например, подавлять свой страх и поощрять храбрость. Свободный выбор — это выбор, освобожденный от неотвратимого влияния внешних и внутренних обстоятельств, это акт личного решения, выражение индивидуальности субъекта. Кро-


ме того, свобода выбора является важным моментом уже собственно морального поведения. Конечно, у воистину нравственной личности существуют устоявшиеся мораль­ные привычки и может срабатывать моральная интуиция — то, что действует как бы автоматически. Но внераци-ональные формы моральности не всегда пригодны. В сложных ситуациях, когда сталкиваются равнозначные ценности (долг и любовь, дружба и правдивость и т. п.), мы вынуждены думать, размышлять, взвешивать «за» и «против». Именно здесь и реализуется наша способность свободно выбирать, изъявлять свою нравственную волю.

Человек как моральное существо живет, конечно, в реальном мире, полном противоречий и несовершенства. Он подчиняется тому типу нравственности и тем отно­шениям, которые приняты у его народа, в его общине или государстве. А нравы в истории человечества неред­ко бывают крайне жестоки: не только гунны и варвары, но и современные «просвещенные народы» частенько агрессивны и руководствуются суровой нетерпимостью ко всему, что не в чести у них самих. Однако внутри прак­тически любой конкретно-исторической моральной сис­темы существуют зерна, искорки «высокой морали».

«Высокая мораль» — это совокупность общечеловечес­ких установок на бескорыстное, справедливое и благоже­лательное отношение к любому человеческому существу. Даже если оно презираемо или ненавистно с точки зре­ния «здешней» и «сегодняшней» совокупности нравов. «Высокая мораль» — сердце всякой подлинной мораль­ности, это лучшее, что выработало человечество в своей нравственной истории. Поэтому в реальной жизни мы всегда сталкиваемся с взаимодействием как минимум трех компонентов, определяющих поведение человека: это, во-первых, действие простых биологических и материаль­ных потребностей, толкающих индивида по грубо эгоис­тическому пути, во-вторых, это совокупность конкрет­но-исторических традиций и моральных установлений, так или иначе ориентирующих индивидов на приоритет груп­повых интересов, и, в-третьих, это повеления высокой


морали, говорящей от лица человечества как целого и нередко — от имени Бога. Сложная динамика этих трех составных и определяет облик нравственного поведения и внутреннего мира конкретных людей. От того, что именно преобладает, зависит практическая моральность каждого из нас.

Говоря о человеке как моральном существе, не надо забывать, что моральные установки не висят в воздухе, они тесно переплетены с человеческой психологией и ре­ализуются в поведении через психологические механиз­мы. Люди не просто выполняют моральные законы или не выполняют их, они надеются и верят, стремятся и сомневаются, радуются и гневаются, находят или не на­ходят в себе силы для движения к моральному идеалу. Именно поэтому здесь я веду разговор не просто о «кате­гориях этики», которые откристаллизовались в теории, но о том, как важнейшие моральные сюжеты участвуют в жизни людей.

Моральное существо Человек проходит свой жизнен­ный путь, проживает свою судьбу, непрерывно соприка­саясь с добром и злом, свободой и ответственностью, че­стностью и справедливостью, он заботится о своем досто­инстве, взыскует любви, воспитывает детей. Обратимся же к этому богатству нашей жизни, полной страстей и





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.