Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Между долгом и виной. — такого счастья, как оно понимается людьми в данную эпоху, в данной культуре




такого счастья, как оно понимается людьми в данную эпоху, в данной культуре. Однако именно полнота само­реализации является в наши дни синонимом счастья и полноты бытия. Тот, кто пренебрег своими дарования­ми, упустил возможность проявить себя, остался одной лишь нераскрытой потенцией, — не выполнил долга пе­ред самим собой. Но для самораскрытия нужны усло­вия, поэтому долгом современного человека оказывается и забота о материальной стороне собственной жизни, о своем здоровье, о тех атрибутах благополучия, которые позволяют жить полно: ездить по миру, познавать, тво­рить, общаться, многообразно реализовывать себя. -

Кроме того, развитие всех сил своего существа требует свободы и самостоятельности решений. Долг человека перед собой — не позволять собою помыкать, не согла­шаться на кабальные отношения, никогда не становиться средством в чужих руках, марионеткой на ниточках. А это значит, что отстаивание своей индивидуальности, соб­ственного видения, отказ от слепого принятия любых на­вязанных клише — тоже долг человека перед собой.

Долг человека перед самим собой состоит и в том, что­бы по крайней мере попытаться быть счастливым. Нельзя соглашаться на уныние, упадок, пессимизм, на столь ча­стую нынче депрессию. А для этого жизнь должна иметь смысл. Поиск смысла, если он не найден или утрачен, — важнейший долг человека перед самим собой. Обрете­ние смысла не гарантирует счастья, но дает шанс и на­дежду на него.

Таким образом, современное светское сознание, обя­зывая людей заботиться о развертывании всех своих луч­ших потенций, всегда (то в большей, то в меньшей сте­пени) ориентирует их на идеал счастья. Что ж, даже та­кой моральный ригорист как Иммануил Кант в конце концов согласился, что человек должен не забывать о своем счастье, так как это позволяет ему лучше выпол­нять нравственный долг по отношению к другим. В об­щем, к себе надо тоже относиться по-человечески.


Лекция 3

Последней проблемой, которую мы коротко рассмот­рим, говоря о долге, будет проблема гипертрофии дол­женствования. Этическая литература обычно молчаливо обходит подобные сюжеты, так как этики по традиции считают возможным обсуждать лишь позитивную роль мо­ральных установлений, оставляя негатив психологам. Но человек — существо целостное, он не разделен на мо­ральную и психологическую части, разгороженные сте­ной, поэтому стоит обратить внимание на то, что проис­ходит, когда моральные установки (например установка на долг) подвергаются гипертрофии.

Психотерапевты отмечают, что высказывание «я дол­жен» обычно предполагает установку на свое совершен­ство. Эта установка, сама по себе вполне хорошая и важ­ная, способна трансформироваться в невротическую ис­тошную требовательность к самому себе, в постоянное переживание собственного несоответствия завышенным требованиям. Человек как бы рисует идеальный портрет собственного «я», а потом бесконечно сокрушается и каз­нит себя за то, что он несопоставим с этим фантастичес­ким портретом. В таком случае любая неудача превра­щается в моральную катастрофу, так как демонстрирует индивиду невыполнение должного. «Я должен учиться только отлично», «я должна быть идеальной матерью», «я должен выполнять работу лучше всех» — такие пози­ции есть выражение надежды на идеальное бесконфликт­ное решение.

Суперморалист все время обижен. То на себя, то на других, то на всех сразу, и потому он раздражен. А раз­дражение, хотя это психологическое, а не моральное со­стояние, очень сильно влияет на характер человеческих взаимоотношений. От раздражения до откровенной злоб­ности один шаг: и миру хочется отомстить, и себя за не­совершенство наказать... Вот уже и морали конец. Бес­конечно прав был Людвиг Фейербах, когда писал в сво­ей работе «Эвдемонизм», что можно быть нравственным





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.