КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Между долгом и виной. Современные психотерапевты дают много методик, позволяющих научиться сложному делу прощения
Современные психотерапевты дают много методик, позволяющих научиться сложному делу прощения. Они подчеркивают, что простить — значит отпустить и как бы забыть все плохое, что принес вам тот или иной человек. А для этого нужно увидеть в нем тоже человека, такого же, как вы сами. Нужно представить, какое детство и какая жизнь привели его к жестокости или коварству, из каких страданий выросли эти его скверные черты. Нужно пожалеть обидчика, снизойти к нему, понять его. Многие люди, которые пытались следовать таким хорошим советам, говорят, что понять виновного в их несчастьях они еще способны, но вот простить никак не получается. Это, видимо, связано с тем, что область вины, обиды и прощения — сфера не чисто рациональная, а эмоциональная. Прощение — внерациональный душевно-духовный акт, который готовится в глубине внутреннего мира работой сердца, совокупным личностным усилием. Но когда прощение наконец совершается, это дает возможность для исчезновения и вины, и обиды, а также — надежду на торжество мира, спокойствия, добра. Западную культуру называют культурой вины, ибо именно в ней развились и закрепились эмоционально-нравственные механизмы вины как особого типа отношения к себе. Они во многом укоренены в христианстве. По христианским представлениям, человек — существо грешное и падшее. Первородный, грех пятнает всех, кто произошел от Адама и Евы, таким образом, каждый человек приходит в мир уже обремененным метафизической виной перед Богом. Люди виновны в злоупотреблении свободой, в непослушании Господу, в том, что они предаются плотским страстям и эгоистическим влечениям. Даже самые чистые и светлые души не являются невинными, так как и в их глубинах бывают дерзкие намерения или грешные мечты. Господь предстает в христианстве как суровый судья, как всевидящее око, фиксирующее все проявления человеческой греховности Лекция 3 и вины. Сокрушение сердца как признание своей бесконечной вины, печаль о своей нечистоте, непрестанное покаяние, разрушающее любые начатки гордости, входит составной частью в монашеский аскетический подвиг. Испытывая вину, индивид чувствует себя маленьким, жалким и грязным, недостойным Божьей милости. Он мучает себя обвинениями в собственный адрес, растравляет душевные раны, не в силах избавиться от вины и одновременно питает надежду на Божью благодать. Господь может все, поэтому в его воле и в его силах спасти и поднять самого виновного и недостойного. Современный человек, во многом лишившийся реальной веры, тем не менее, унаследовал морально-психологическую парадигму виновности. Интересное объяснение феномену вины дает в своих работах Зигмунд Фрейд. Первоначально, считает он, люди испытывали страх перед внешним авторитетом, например, отцовским, который запрещал им определенный вид поведения и реализацию некоторых влечений. Нарушение запрета грозило отказом от любви и заботы, которую дает авторитет, поэтому человек готов был отказаться от удовлетворения запретного влечения ради сохранения его любви. Однако авторитет интериоризуется, т. е. становится внутренней инстанцией, и образует структуру, которую Фрейд называет «сверх-я». От «сверх-я» ничего не скроешь: ни мысли, ни желания. Оно отождествляет намерение совершить нечто с проступком и только ждет случая, чтобы истязать бедное «я». Если раньше человек, отказавшись от запретного поступка, как бы расплачивался с внешним авторитетом, то теперь чувство вины возникает несмотря на отказ, ибо «сверх-я» знает: желание осталось. Добродетельная умеренность больше не вознаграждается гарантией любви. Вместо внешнего несчастья — утраты любви — человек приобрел внутреннее несчастье — напряженное сознание виновности. Причем каждый отказ от влечений де-
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |