Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Честность и справедливость. В нашу эпоху по общему признанию, люди утратили ясность внутреннего мира и самотождественность, свой­ственную прошлым периодам истории


В нашу эпоху по общему признанию, люди утратили ясность внутреннего мира и самотождественность, свой­ственную прошлым периодам истории. Социальная жизнь похожа на венецианский карнавал, на парад масок, где люди нередко не различают, где временно надетая личи­на, а где их подлинное лицо. Постмодернизм (влиятель­ное течение духовной жизни конца века) официально ут­верждает, что, вообще-то говоря, никакого субъекта — личности, сознательного источника активности — и вов­се нет, есть лишь текучие и плывущие тексты, без имени и без лица, сплошь состоящие из заемных мыслей, штам­пов и цитат. Наша жизнь рассматривается как вакхана­лия обманов и самообманов, как игра без правил, как тотальная фальшь, давно потерявшая оригинал, кото­рому она подражает. Мы выступаем как игрушки бес­сознательного, без зазрения совести симулируем чувства и размышления, мы лишены всего настоящего, аутен­тичного, и потому между ложью и правдой нет никакого различия.

Безрадостный взгляд на человека, не правда ли? Од­нако наш век породил и множество попыток направить людей на путь честности по отношению к самим себе, отделить в себе истинное от ложного, отмести самообма­ны. Этот поиск подлинности индивидов, их настоящей самости происходит в рамках психоанализа и психотера­пии, эзотерической философии, во всех направлениях гу­манистической мысли.

Что же значит быть честным с самим собой? Что зна­чит быть подлинным?

Проблема честного самоосознания была поставлена в XX в. Зигмундом Фрейдом и получила продолжение в работах психологов ряда направлений, включающих со­временную трансперсональную психологию. Исследова­ния Фрейда показали, что человек вытесняет в бессозна­тельное множество собственных переживаний, которые не устраивают его сознательное морализованное «эго».


Лекция 4

Однако скрытые от сознания запретные и осуждаемые желания никуда не исчезают. Человек несет в себе нега­тивную сторону, но обманывает самого себя, «не зная» о наличии в своей душе целого сонма страхов и страстей. Самообман оборачивается плачевно — неврозами и не­контролируемыми реакциями. Лучшее, что можно сде­лать в этой ситуации — научиться быть честным, посмот­реть правде в глаза, вывести из тьмы бессознательного вытесненные содержания.

Соратник и оппонент Фрейда Юнг считал, что нега­тивное в нас, то, чего мы стыдимся и не хотим за собой признавать, составляет особый пласт внутреннего мира, который он назвал Тенью. Тень бессмысленно изгонять или подавлять, делать вид, что ее не существует и мы чисты как ангелы. Развитие личности требует честности: Тень должна быть осознана, принята как факт и интегри­рована в единство со всеми другими частями личности. Тот, кто лжет себе, что он свят, просто проецирует вовне собственные скверные черты, начинает приписывать их другим людям и ненавидеть их. На самом же деле он бун­тует против скрытой скверны в себе самом. Честное осоз­нание помогает инидивиду понять себя как целое со все­ми реальными сторонами собственной натуры. Это дает возможность лучше ориентироваться в действительности и строить свои отношения с окружающими более спра­ведливо и гуманно.



Человек может не только скрывать от себя свою Тень, но и в упор не видеть своих позитивных склонностей и способностей, того проекта, который как бы заложен в нем от рождения и взывает к реализации в ходе жизни. Сюжет невыполнения жизненного проекта рассматривал в XX в. испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет. Он показывает в своих работах, что многие люди всю жизнь только и делают, что бегают от собственной судьбы. Они не честны с собой и предпочитают идти по легкому и накатанному пути, они скрывают от себя и подавляют

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4. Честность и справедливость | Лекция 4. Честность и справедливость

Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 107; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.